С того момента, когда в 1969 г. компания ESRI была основана как частная консультативная группа специалистов, прошло больше сорока лет. Из небольшой организации с десятком сотрудников ESRI превратилась в крупного производителя программного обеспечения со штатом в 4000 специалистов, по мнению IDC, ей принадлежит больше трети рынка ГИС. Успеха Джек Данджермонд, основатель и президент компании, достиг за счет своих средств без какого-либо стороннего или венчурного финансирования — эта принципиальная позиция не изменилась в годы “легких денег” и оказалась очень разумной во время финансовых кризисов. Даже конкуренты признают — у этого человека феноменальный нюх на новые технологии и их применение в бизнесе.
О том, как географические данные можно использовать в качестве основы для интеграции различных информационных потоков, решения проблем управления земельными ресурсами, городскими и муниципальными проектами, логистическими задачами, увеличения эффективности безопасности г-н Данджермонд во время своего недавнего визита в Россию рассказал в эксклюзивном интервью научному редактору PC Week/RE Максиму Букину.
PC Week: Как изменилось представления корпоративных клиентов о ГИСза последнее время?
Джек Данджермонд: Моя компания 40 лет присутствует на рынке, и в последние несколько лет я начинаю понимать, что наша основная задача — создавать не просто карты, а давать возможность покупателям эффективно использовать наши решения для своих, пусть даже весьма локальных задач. У нас не только государственные заказчики, но и частные компании, поэтому наш подход — в концентрированном управлении знаниями о географии, окружающей среде, социальных проектах.
Если посмотреть на вопрос в целом — то мы создаем информационные системы для эффективной оценки окружающей реальности, которые популярны у компаний, занимающихся транспортом, кадастровым учетом, ритейлом, медициной и т. д. К примеру, с помощью наших ГИС можно не только смоделировать транспортные потоки, но и поставить задачу более интересным образом — как с помощью минимального количества транспортных единиц без ущерба для качества осуществить доставку максимального количества заказов. Или где именно поставить ту или иную торговую точку для того, чтобы она стала прибыльной в первый год своего развития. Принимать такие решения помогают наши ГИС с различными “слоями”. По сути, географическая, социальная и статистическая информация, обработанная с помощью адекватных математических моделей, позволяет более эффективно управлять бизнесом. Именно в этом состоят запросы крупных клиентов — в развитии за счет ГИС своих систем бизнес-аналитики.
Причем если мы посмотрим на картографические проекты Google или Microsoft, то увидим, что они отхватили весьма небольшой кусок того, что составляет понятие ГИС. Это просто web mapping, который отдаленно напоминает электронные карты для частных пользователей — но это весьма поверхностный уровень.
PC Week: Каковы ваши приоритеты в России?
Д. Д.: На Россию пока приходится не более 6% нашего оборота, хотя мы присутствуем здесь с 1991 г., когда у нас было налажено партнерство с Российской Академией наук. Основная сложность с развитием здесь ГИС до недавнего времени — это законодательные ограничения на масштаб карт и точность указываемых там объектов. Сейчас эта ситуация, правда, меняется в позитивном ключе — сегодня в России и странах СНГ наше ПО использует более 3000 организаций, среди которых и Роснефть (ESRI предоставляет средства для подготовки и обработки ГИС-данных. — М. Б.), и “Лукойл”, и Норильский ГМК, а также многочисленные органы власти — МВД, МЧС (геоинформационная подсистема Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России построена на базе ПО ESRI ArcGIS. — М. Б.), Минэкономразвития и т. д.
К примеру, сейчас мы участвуем в проекте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в рамках которого уже создана качественная электронная кадастровая карта всей России. В перспективе она и другие электронные карты разных масштабов будут размещены на отдельном веб-сайте и каждый желающий сможет получить к ним доступ для создания собственных приложений и слоев, которые можно будет отдельно продавать или использовать для своих нужд. На его базе можно создавать как коммерческие, так и социальные проекты от лица местных властей — к примеру, онлайновую книгу жалоб на эффективность пассажирского транспорта, работу объектов городской инфраструктуры, возможную коррупцию чиновников. Для этого достаточно загрузить на смартфон программу-клиент и, указав координаты того места, где происходит неприятное для абонента действие, изложить свою ситуацию, записав ее в централизованную базу данных.
PC Week: Что можно сказать о запросах государственных и коммерческих клиентов, касающихся ГИС? Меняется ли их представление о возможности таких систем?
Д. Д.: В настоящий момент мы работаем с большим количеством заказчиков — выделить их типовые запросы сложно, отмечу лишь некоторые характерные моменты. Самые масштабные внедрения ГИС, конечно, на уровне госзаказчиков — им интересны решения, которые могут охватить как минимум города или страны. Так, агенты ФБР и полицейские в США активно используют компьютерные технологии — я говорю о специальных системах учета криминогенной активности, которыми может пользоваться каждый детектив. Это инструмент не только проведения расследований, но и социального взаимодействия. К примеру, по уничтожению опасных зон в городской застройке, что предполагает выбор места для камер наблюдения, корректировку маршрутов движения полицейских патрулей, усиление освещения в темное время суток и т. д.
ГИС используются и для обеспечения национальной безопасности, в частности для учета активности террористических групп, расстановки сил спецназначения, мониторинга потенциальной опасности от вредных производств и т. д. А также для анализа трафика — особенно с учетом строительства новых дорог в мегаполисах и размещения полицейских и пожарных сил. Обычным пользователям предлагается специальное ПО для смартфонов, которое активизируется в случае ЧС и выдает рекомендации по эвакуации в зависимости от местоположения абонента. Основная задача подобных систем — усиление эффективности работы государственных и муниципальных органов власти.
Коммерческим же клиентам интересны другие возможности ГИС. Так, некоторым крайне важно правильно просчитать расположение торговой точки с учетом множества факторов — от транспортной доступности и учета основных маршрутов общественного транспорта до демографического среза населения и учета шаговой доступности магазина, фаст-фуда, аптеки и т. д. в “спальном” или деловом районе города. Отмечу, что такой проект был и в России — для Правительства Москвы мы просчитывали точки размещения магазинов “шаговой доступности”.
Немаловажна и визуальная составляющая оценки бизнеса — руководству всегда полезно видеть, как работают территориальные подразделения и партнеры предприятия , какие грузовики с товаром куда направляются, какие городские кварталы еще не охвачены услугами его торговых точек. В этой связи очень активные категории заказчиков, которым интересен именно удаленный и недорогой доступ к ГИС, — небольшие магазины, АЗС, рестораны, ведь для них критически важна скорость доставки различных ресурсов в течение рабочего дня. Они вводят в систему данные от своих поставщиков, получают результат и отдельные разделы итогового документа с конкретными маршрутами движения могут передавать своим исполнителям.
PC Week: Как подобную специфику запросов можно связать с основными рыночными трендами?
Д. Д.: Очевидно, что это очень взаимосвязанные вещи. Например, сервисы ГИС не избежали общей тенденции “погружения в облака” — модель предоставления услуг SaaS стала для нас вполне значимым трендом. Среди наших заказчиков в Европе и США присутствуют многочисленные национальные агентства, которые теперь могут предоставлять накопленную ими информацию конечным потребителям без опасений, что данные необходимо “передавать на сторону”. Немаловажным является и тот факт, что подобную информацию можно затребовать удаленно с помощью самого обычного веб-браузера. Оплата может осуществляться как за доступ к информации, так и за использование геоинформационного веб-сервиса или определенного, вполне возможно, настраиваемого слоя, который накладывается на актуальную и регулярно обновляемую картографическую модель.
Вообще, традиционный вариант потребления ГИС-сервисов со временем уйдет в прошлое — установка копии программы на локальный сервер в организации, долгая и тщательная настройка, постоянное сопровождение продукта будут уже не так интересны. Мы не хотим сосредотачиваться только на такой модели. Наиболее динамичный рынок во всем мире — это SaaS, и эта технология делает ГИС доступными даже для тех, кто и не рассматривал их ранее: для СМБ и рядовых граждан. Здесь потенциал нашего дальнейшего роста. Мы хотим дать возможность использовать ГИС как обычные офисные приложения — со стандартными настройками и без привлечения специально обученного сотрудника для их эксплуатации. Картографические сервисы и аналитические модели на их базе — это как здание. Облака — это основа для роста дополнительных сервисов, которые могут быть разработаны потребителями самостоятельно. Нам интересно поддерживать и развивать экосистему для наших сервисов с доступом через компьютерные сети — это дает минимальную стоимость “входного билета” и возможность доступа с любых компьютерных устройств.
Будущие пользователи в подавляющем числе случаев будут обращаться к системам, использующим ГИС как основу своей работы, с помощью мобильных ПК и смартфонов. Следовательно, нам нужно разрабатывать приложения именно для мобильных пользователей, сотрудничать с провайдерами мобильной связи для продвижения подобного ПО и оптимизировать наш контент для мобильных сетей, скорость которых от фиксированного ШПД пока все-таки отличается не в лучшую сторону. Для работы со смартфонами мы адаптируем наши универсальные решения для JavaScript и flash — с использованием этих технологий можно портировать ПО практически для любой мобильной платформы. Популярные мобильные платформы мы поддерживаем и напрямую. Начинаем мы, разумеется, с популярных iPhone и iPad, но не забываем о Microsoft Phone 7, Android и BlackBerry, которые распространены в корпоративной среде. Замечу, решения для мобильных клиентов должны быть с возможностью обратной связи для внесения изменений, которые бы оперативно отражали ситуацию на каждую конкретную минуту. В целом профессиональные приложения на основе ГИС именно для мобильных устройств — это крайне важный рынок на самую ближайшую перспективу. Причем все, поступающие таким образом изменения от авторизованных пользователей, учитываются и сразу раздаются остальным пользователям для оперативного управления информацией —об авариях на объектах городской инфраструктуры, движении токсичного облака газа, ДТП, крушениях поездов и т. д. К примеру, наше ПО использовалось для расчета данных по движению нефтяного пятна в Мексиканском заливе с тем, чтобы оперативно маневрировать спасательными силами береговой охраны и добровольцев.
Отмечу, что для мобильных ПК и смартфонов мы создаем не просто карты. Главное — оптимизировать информацию для этих, в общем-то не самых скоростных устройств, а также добавить все возможные сведения для эксплуатации сложных аналитических моделей, включая видео, фото, дополнительные переменные (данные о погоде, температуре окружающей среды и т. д. — М. Б.), чтобы интегрировать эти данные в одной точке. Это “умные” карты, которые пользуются спросом.
PC Week: Каким вы видите будущее ГИС-сервисов?
Д. Д.: Основная ценность в настоящее время — не сами данные и не способы их сбора, хотя они, конечно, важны, а грамотные модели их обработки. Для массового пользователя, который может “встряхнуть” и расширить рынок ГИС, важен доступ к наиболее эффективным сервисам с любой мобильной платформы, которая есть в его распоряжении. Это мне напоминает специализированный магазин Apple AppStore — здесь со своего смартфона я могу купить не только приложения, но и доступ к информационным системам на определенное время. Причем обновление этих сервисов, загрузка туда новой информации будет выполняться поставщиком услуги в режиме онлайн.
PC Week: Спасибо за беседу.