Сегодня, обсуждая экономический кризис, многие эксперты спорят о том, придет ли вторая его волна, или худшее уже позади и можно расслабиться. Данная тема получила довольно неожиданный поворот на состоявшейся в Москве в конце октября очередной VII конференции “IT-лидер”, проходившей в этот раз под лозунгом “Конкурентный прорыв в посткризисный период. Идеи для руководителя”.
Тон обсуждению задал генеральный директор ЕМС в России и СНГ Сергей Карпов, начавший с того, что кризис — это резкое изменение условий существования, никем не ожидаемых и, тем более, не желаемых. Но если экономические кризисы носят циклический характер, то в информационных технологиях существенные изменения происходят постоянно. Более того, скорость этих изменений все время растет. Иными словами, независимо от общеэкономической ситуации, ИТ-отрасль должна научиться строить свою деятельность в условиях постоянных изменений. Упрощая, можно было бы сказать, что кризис для нее становится нормой жизни.
Еще дальше в будущее заглянул старший вице-президент и член правления Сбербанка России Виктор Орловский. Если инновации будут прогрессировать в том же темпе, то через пару десятков лет в условиях такого перманентного изменения (а по сути, кризиса) окажется все население планеты. Как это ни трудно себе представить, но, к примеру, новый сотовый телефон будет появляться на рынке каждую неделю. Конечно, подобное чересчур линейное прогнозирование легко поддается критике, но трудно спорить с тем, что мы подходим к качественно новому рубежу: если прежде на протяжении веков одними и теми же технологиями пользовалось несколько поколений, то сегодня смена технологий происходит на протяжении жизни одного поколения. Интернет и мобильная связь — примеры наиболее очевидные. Однако ментальность людей меняется гораздо медленнее, и это приводит к тому, что уже сейчас разные возрастные группы все меньше понимают друг друга и испытывают сложности в общении. Что же будет, когда “инновационный калейдоскоп” станет крутиться еще быстрее?
О том, что первые звонки из такого “светлого будущего” слышны уже сегодня, свидетельствовал рассказ руководителя отдела управленческого консультирования и информационных технологий KPMG в России и СНГ Ховарда Полиньски о проведенном ими в международном масштабе опросе CIO. Участников, в частности, спрашивали о том, что в первую очередь делает информационные технологии ценными для предприятия. На втором месте в этом рейтинге оказались правильные бизнес-приложения, на третьем — адекватные бизнес-процессы, а на первом — люди, способные в полной мере использовать ИТ! Любопытно, что под ценностью информационных технологий большинство опрошенных понимает их способность помочь быстрее реагировать на изменения рыночных условий. А, как мы помним, кризис — это тоже изменения, если они велики и происходят очень быстро.
По словам Ховарда Полиньски, у KPMG есть планы по проведению аналогичного опроса среди российских CIO. Было бы очень интересно сравнить, в чем приоритеты наших CIO отличаются от общемировых. О том, что жизнь в условиях постоянных изменений станет нормой, свидетельствует и рекомендация советника по ИТ корпорации Colgate-Palmolive Эда Тобена, недвусмысленно заявившего, что следует отказаться от ИТ-планирования с горизонтом от пяти лет и выше, поскольку такие планы все равно придется существенно корректировать. А если это так, то имеет смысл прислушаться к предложению, сделанному генеральным директором компании КРОК Борисом Бобровниковым. Он считает, что принятая сегодня практика построения каждой компанией своего собственного дата-центра в нынешних условиях совершенно бесперспективна. Альтернатива всем давно известна — это аутсорсинг во всех его формах, включая и облачные вычисления. Почему же он так медленно пробивает себе дорогу в нашей стране? И опять мы возвращаемся к разным скоростям изменений ментальности и технологической среды. Преодолеть указанный разрыв, как убежден г-н Бобровников, поможет предложение, сделанное недавно его компанией: любой потенциальный клиент может бесплатно получать ту или иную ИТ-услугу на началах асуторсинга в течение пары месяцев. За это время он сможет оценить качество услуги и преимущества аутсорсинговой модели, после чего принять осознанное решение (прайс-лист клиенту будет известен заранее).
А теперь поговорим немного о тех изменениях, которые мы ждем. Представьте себе, что в результате информатизации судебной системы ее руководители могли бы отрапортовать: “Мы отказались от обмена бумажной документацией между судебными департаментами. Сейчас более 40 тыс. сотрудников (т. е. 98% всего персонала) используют электронную подпись в своей повседневной работе. В залах суда больше нет регистрационных книг и дел. Все слушания проходят в электронной среде. Юристы и граждане могут решать судебные вопросы не лично, а через Интернет. Судьи и юристы используют юридические документы из банка данных системы UYAP. Граждане и юристы могут подписаться на SMS-уведомления об изменениях в их делах. Все судебные операции, разбирательства и слушания “транслируются” в электронную среду”. Насколько более прозрачной и подконтрольной гражданскому обществу стала бы судебная система России, если бы подобная ИС была внедрена у нас? В Турции же, где, как рассказал вице-президент департамента информационных технологий Министерства юстиции этой страны Месут Орта, такая система недавно введена в эксплуатацию, эти изменения позволили обеспечить (всего лишь!) защиту окружающей среды, значительно экономить бумагу и сократить временные затраты людей, участвующих в судебном процессе. Что ж, и в этом отношении мы Турции можем только позавидовать.