Анализируя круг вопросов, обсуждаемых на ежегодных московских конференциях Microsoft по управлению ИТ-инфрастуктурой Microsoft Management Summit (MMS)*, можно легко проследить расширение спектра предложений компании в этой области и одновременно увидеть общие тенденции развития рынка инфраструктурного ПО. Начав в 2006-м с представления первых продуктов нового тогда семейства System Center, на прошедшей уже в пятый раз в октябре нынешнего года MMS '2010 компания продемонстрировала полный арсенал средств для создания динамических дата-центров с использованием облачных моделей вычислений.
Напомним, что движение заказчиков в направлении Cloud, в варианте Microsoft, должно проходить через четыре основных статуса ЦОДа и соответственно в три основных шага между ними: от традиционного ЦОДа к виртуализированному, далее к частному облаку, а затем и к публичному. И тут нужно отметить любопытный нюанс: на прошлогодней MMS, прошедшей всего десять месяцев назад, даже само слово “Cloud” на мероприятии фактически не произносилось, тема конференции тогда была ограничена вопросами виртуализации. Все это выглядело довольно странно на фоне обилия разговоров про облака в мире и растущего обсуждения в нашей стране, но тогда представители Microsoft в России отвечали: “Время еще не подошло”. Нынешняя MMS '2010 показала, что компания решила: местный рынок созрел для следующего шага.
Облака — основное стратегическое направление
Президент Microsoft в России Николай Прянишников обратил внимание на то, что корпорация сегодня предлагает самый широкий в отрасли набор облачных сервисов и решений как для частных пользователей, так и для предприятий (рис. 1). При этом компания по-прежнему придерживается сформулированной еще несколько лет назад стратегии “софт + сервис”, которая для заказчика подразумевает возможность выбора между облачными и традиционными локальными решениями, а также — что очень важно — без особого труда переходить от одного варианта к другому. Правда, при этом он не уточнил, что практически все облачные бизнес-предложения Microsoft в нашей стране до сих пор недоступны.
Тему облачной стратегии корпорации продолжил менеджер по облачным продуктам московского офиса Microsoft Павел Егорихин, но и тут разговор в основном шел на том же уровне общих идей, без привязки к конкретной рыночной ситуации. Говорилось о предложениях Microsoft, но не было показано, как же все это применяется в реальности (тем более в российской), насколько заказчики готовы к использованию облачных моделей, да и нужны или они им.
Однако в этом выступлении прозвучали два принципиальных (хотя и не новых) тезиса: ·
облака — это общая тенденция развития ИТ, базирующаяся на технологических достижениях и отвечающая потребностям заказчиков. Мы находимся еще в начальной стадии формирования комплекса облачных моделей, сегодня нет даже устойчивого определения этой концепции, не видно, как облачная концепция будет выглядеть хотя бы через два-три года, какие модели найдут реальное применение на практике; сейчас прогнозировать весьма сложно; ·
практическое использование облачных моделей потребует серьезного изменения всех аспектов разработки и использования ИТ, включая взаимоотношения между ИТ-поставщиками и ИТ-заказчиками, а также между бизнес-пользователями и ИТ-подразделениями внутри организации.
Облачная же стратегия Microsoft традиционно основывается на глобальном и давнем присутствии корпорации на ИТ-рынке, на ее лидирующем положении во многих ключевых сегментах отрасли, наличии большого спектра программных продуктов, огромной партнерской экосистемы и гигантской клиентской базы. Как подчеркнул Павел Егорихин, сейчас компания полностью ориентирована на облачные технологии: именно с учетом этой тенденции идет развитие имеющихся продуктов, создаются новые предложения, формируется инфраструктура для поддержки облачных служб на глобальном уровне. Из 40 тыс. специалистов, занимающихся созданием ПО в Microsoft, 70% работают над облачными продуктами и услугами. Ожидается, что к 2011 г. их доля составит уже 90%. Существующая на текущий момент облачная инфраструктура Microsoft, в которую было инвестировано 2,3 млрд. долл., уже сейчас поддерживает свыше миллиарда конечных пользователей и 20 млн. компаний. Центры обработки данных компании прошли аккредитацию по стандарту ISO 27001:2005, а также аттестацию SAS 70 типа I и типа II. При этом Microsoft продолжает инвестиции в увеличение вычислительных мощностей.
Короче говоря, корпорация готова к наступлению облачной эры — теперь слово за заказчиками.
Что думают ИТ-директора
В презентации “Ключевые корпоративные технологии на ближайшие годы” CIO Microsoft по региону Россия — Украина Андрея Дробота многие ожидали услышать рассказ о конкретном опыте регионального офиса, но докладчик ограничился изложением результатов опросов ИТ-директоров в мире и в нашей стране.
По данным, полученным Gartner в ходе очередного ежегодного глобального исследования, видно, что основные бизнес-приоритеты предприятий в нынешнем году остались теми же, что и год назад, во время кризиса: улучшение бизнес-процессов и сокращение корпоративных затрат. Но на третье место вышла задача расширить использование информации и аналитики, потеснив вопросы повышения производительности труда и привлечения/удержания новых клиентов. В отношении приоритетных технологических направлений наблюдается отчетливое смещение интересов (правда, по сравнению с 2008 г.) в сторону виртуализации, облачных вычислений и средств Web 2.0 (табл. 1).
Что касается России, то тут последние опросы (табл. 2) показывают, что ИТ-директора в большинстве своем пока не планируют использовать облачные сервисы и аутсорсинг. Основные приоритеты для себя они видят в более широком использовании подхода ITSM (IT Service Management, организация работы ИТ-отдела). Внедрять у себя процессы ITSM собирается 91% опрошенных.
Однако, резюмируя итоги исследований, Андрей Дробот все же вернулся к основный теме конференции, заявив, что в мире современных ИТ имеются две ключевые тенденции: переход к широкому использованию динамических ЦОДов и “консьюмеризация ИТ”, подразумевая под вторым термином (представленным именно таким выражением) обеспечение комфортной и полноценной работы пользователя независимо от места его нахождения (на работе, дома или в пути) и применяемого клиентского устройства.
Анатомия динамического ЦОДа
Непосредственно вопросам создания динамических ЦОДов (ДЦОД) был посвящен доклад менеджера по продуктам направления Datacenter российского представительства Microsoft Василия Маланина, которому сообщениями о конкретных примерах помогали его коллеги и представители заказчиков. Впрочем, нужно отметить, что в презентации наблюдалась некоторая методологическая путаница: ДЦОД выступал в качестве синонима “частного облака” на одних слайдах и “виртуализированного” ЦОДа на других. Верным вариантом все же является первый, что и было зафиксировано в названии презентации — “Динамический ЦОД: от виртуализации до облачной инфраструктуры”.
Представив общую структуру ДЦОДа (рис. 2), докладчик отметил, что она применима не только для дата-центра, построенного на базе ПО Microsoft, и именно его компания предлагает наиболее широкое покрытие спектра решаемых задач. При этом переход от традиционных и виртуализированных ЦОДов к ДЦОДам сопровождается сменой парадигмы управления ИТ-системами для ИТ-отделов заказчиков: основой фокус работы переносится с вопросов создания и поддержки инфраструктуры на предоставление сервисов. Здесь надо иметь в виду, что речь идет о трех основных вариантах ЦОДа — самого заказчика, локального или специализированного хостера и глобального поставщика (в данном случае — Microsoft).
Структура ДЦОДа имеет вид слоеного пирога, в основании которого находится физический ЦОД с масштабируемой аппаратной инфраструктурой и автоматическим управлением, а далее идут программные слои: средства виртуализации с возможностью создания пула ресурсов, инструменты управления физическими и виртуальными системами и на самом верху — прикладное ПО (включая возможности интеграции процессов). Однако нужно обратить внимание: по сути Microsoft представила ту самую структуру, о которой еще два года назад говорила VMware: в этом ДЦОДе не нашлось места для традиционной ОС. Точнее, место, конечно, есть, но оно оказалось недостойным быть представленным среди ключевых слоев облачного дата-центра.
В принципе все задачи программной части такого ДЦОДа покрываются средствами самой Microsoft, которая продолжает расширять возможности своих решений. Тут можно сказать о том, что в ожидаемом до конца этого года пакете обновлений Windows Server 2008 R2 SP1 должна появиться функция поддержки динамической памяти для Hyper-V (в гипервизоре VMware эта возможность есть уже давно, и она считается одним из важных конкурентных преимуществ vSphere). Кроме того, корпорация усилила свое семейство System Center за счет решений приобретенной в начале нынешнего года компании Opalis, производителя программных средств автоматизации управления самонастраивающимися пулами вычислительных ресурсов, которые могут быть изменены с учетом событий реального времени. К тому же в формировании программной составляющей ДЦОДа важная роль отводится кооперации с давним стратегическим партнером Microsoft — компанией Citrix. Что касается уровня физического ЦОДа, то тут Microsoft, как обычно, ориентируется на широкое отраслевое сотрудничество со всеми производителями оборудования, но на конференции была особо отмечена совместная с HP инициатива Infra2Apps (“от инфраструктуры к приложениям”) по созданию новых облачных инфраструктурных решений.
Как создается современная облачная ИТ-инфраструктура, наглядно было показано в презентации старшего директора группы продвижений идей ЦОДа (Data Center Evangelizm) Microsoft Ричарда Баккена. Об этом выступлении мы расскажем в отдельной публикации, а сейчас отметим лишь, что корпорация, не занимаясь производством оборудования, по-прежнему выступает, опираясь на свои позиции в сфере платформенного ПО, в роли законодателя базовых ИТ-стандартов. Как помним, в 90-е годы это были ПК и настольная Windows, потом серверы и Windows Server, а сейчас — ЦОДы и Azure.
* Глобальные конференции MMS проводятся в США с начала 2000-х.
Технология | Позиция в рейтинге 2010 | Позиция в рейтинге 2008 |
---|---|---|
Виртуализация | 1 | 3 |
Облачные вычисления | 2 | 16 |
Web 2.0 | 3 | 15 |
Сетевые коммуникации с передачей голоса и данных | 4 | 6 |
Бизнес-аналика | 5 | 1 |
Рейтинг | Задача | Уровень приоритета,% |
---|---|---|
1 | Организация работы отдела по модели ITSM | 91 |
2 | Сокращение суммарной стоимости владения | 89 |
3 | Перевод сервисов на аутсорсинг | 34 |
4 | Сокращение расходов на ИТ-инфраструктуру и ПО | 24 |
5 | Приобретение SaaS | 20 |
6 | Сокращение расходов на ИТ-персонал | 11 |