Компания “1С-Битрикс” объявила о выпуске версии 9.5 программного продукта “1С-Битрикс: Корпоративный портал”. Она пришла на смену версии 9.0, анонсированной в апреле этого года, и отличается от нее новой концепцией интерфейса и новой политикой лицензирования. Среди функциональных возможностей, реализованных в “1С-Битрикс: Корпоративный портал 9.5”, — база знаний (WiKi), мгновенный поиск по заголовкам документов, упрощенный интерфейс управления контентом “Эрмитаж”, мастер внедрения и настройки и многое другое.
“Предыдущие версии данного продукта уже применяют свыше 3000 предприятий и учреждений, — утверждает генеральный директор компании “1С-Битрикс” Сергей Рыжиков. — На мой взгляд, это очень хороший результат для решения, которому всего два года от роду и пользу от внедрения которого трудно выразить в каких-либо конкретных цифрах, отражающих экономию рабочего времени сотрудников всех уровней. Однако, несомненно то, что популярность нового класса корпоративного ПО, который зарождается буквально на наших глазах, стремительно растет. Сейчас уже никого не надо убеждать в том, что любая серьезная компания должна иметь свой “внешний” корпоративный портал. А вот убеждать топ-менеджеров в том, что внутренний корпоративный портал поможет их компаниям быстро решать различные проблемы, требующие “коллективного разума”, порой всё еще приходится. Но скоро все изменится, и “внутренний” корпоративный портал станет таким же привычным атрибутом современного предприятия, как внешний Web-cайт, учрежденческая АТС, локальная сеть, файл-сервер, сетевые диски, электронная почта и т. д.”.
Сергей Рыжиков также отметил противоречие между легкостью нахождения документов в Интернете (посредством различных поисковых систем) и трудностью нахождения корпоративных документов. К этому можно добавить легкость образования рабочих групп в публичных социальных сетях (для обсуждения тех или иных проблем) и сложность образования таких групп в большинстве традиционных корпоративных сетей.
В нашей стране в качестве примера успешно функционирующей внутрифирменной социальной сети можно привести внутренний корпоративный портал, организованный для сотрудников медиахолдинга “Пронто-Москва”, издательская сеть которого в настоящее время охватывает 92 города от Калининграда до Владивостока и включает ряд профильных изданий, удовлетворяющих интересы различных читательских аудиторий. При создании данного портала использовались язык программирования PHP, база данных MySQL, сервер Nginx, клиент-сервер AJAX и полнотекстовый поиск на индексаторе Sphinx.
“Создание “оболочки” внутреннего корпоративного портала — это только начало выстраивания современной системы “вертикальных” (начальник — подчиненный) и “горизонтальных” (персонал, стоящий примерно на одном уровне корпоративной иерархии) коммуникаций между сотрудниками “Предприятия 2.0”, — отмечает руководитель отдела развития персонала и внутренних коммуникаций “Пронто-Москва” Ольга Головач. — Очень важно наполнить данную “оболочку” интересным и полезным содержанием. При этом важно найти золотую середину между “официозом” (c его фразами-штампами и канцеляризмами) и многословным (причем далеко не всегда по делу) блогерством”.
Однако вернемся к новинке. “В ней учтены тенденции рынка, мнения наших партнеров и опыт использования предыдущих версий данного продукта различными предприятиями и организациями, — утверждает Сергей Рыжиков. — Названия редакций продукта (“Компания”, “Совместная работа”, “Бизнес-процессы”) не изменились, но каждая из этих редакций была перекомпонована и теперь отвечает разным рыночным потребностям и соответствует трем разным подходам к управлению коммуникациями внутри компании”.
Что же это за подходы? Проще всего пояснить их на функционале соответствующих продуктов. Разработчики утверждают, что редакция “Компания” позволяет за четыре часа создать полноценный внутренний корпоративный портал, который служит в компании официальным источником новостей, является единым местом хранения корпоративных правил и инструкций, содержит информацию о компании, в том числе ее организационную структуру и базу данных сотрудников. Редакция предлагается для компании любого масштаба по цене 19 900 руб. без учета числа пользователей.
Редакция “Совместная работа” включает все возможности редакции “Компания”, а также содержит инструментарий для повышения эффективности командной работы в организации. Сотрудники могут управлять задачами и поручениями, работать с календарем, проектами, использовать WiKi и экстранет. По мнению разработчиков, использование данной редакции позволит сотрудникам эффективно коммуницировать друг с другом, даже если их коллеги разбросаны по офисам и разным городам. Среди прочего редакция “Совместная работа” включает корпоративный сервис коротких сообщений, персональные блоги и возможность организации видеоконференций. Данная редакция предлагается по цене 59 500 руб. и включает лицензию на 25 пользователей. Лицензия на дополнительного пользователя, участвующего в совместной работе, обойдется соответствующему юридическому лицу в 500 руб.
Самая мощная редакция решения “1С-Битрикс: Корпоративный портал 9.5” носит название “Бизнес-процессы”. Она объединяет в себе функциональные возможности менее мощных редакций и предоставляет пользователям гибкие инструменты визуального проектирования бизнес-процессов и управления записями (record management). Разработчики утверждают, что имеющийся в ней инструментарий позволяет руководству компании контролировать выполнение ключевых бизнес-процессов, вовремя выявлять возникающие проблемы и тем самым повышать качество работы организации и увеличивать скорость протекающих в ней бизнес-процессов. Редакция предлагается по цене 99 500 руб. и включает лицензию на 25 пользователей. Лицензия на дополнительного пользователя будет стоить 500 руб.
Сообщается, что в рамках новой политики лицензирования текущие пользователи решения “1С-Битрикс: Корпоративный портал” имеют возможность бесплатно перейти на любую из новых редакций. Новые же клиенты могут бесплатно загрузить и протестировать работу любой редакции продукта в течение 90 дней.