10 ноября корпорация Red Hat с помпой объявила о выпуске Red Hat Enterprise Linux 6, подчеркивая ее высокую производительность, экологичность и возможности виртуализации. Указывая, что речь идет не просто о новом релизе, исполнительный вице-президент и президент по продуктам и технологиям Red Hat Пол Кормье заявил на транслировавшейся через Интернет церемонии, что RHEL 6 “стала кульминацией нашего опыта и сотрудничества за последние 10 лет”.
Более 1000 человек смотрели веб-трансляцию этого долго готовившегося и с нетерпением ожидаемого события, сообщает корпорация.
Red Hat намерена играть важную и конструктивную роль в формировании технического ландшафта в ближайшее десятилетие, сказал Джим Тоттон, один из бывших руководителей Microsoft, перешедший полгода назад в Red Hat на должность вице-президента подразделения платформ.
RHEL представляет собой не просто самостоятельную серверную операционную систему, а операционную бизнес-систему для виртуализации и облачных вычислений, сказал Кормье.
Red Hat считает, что существуют только две коммерческие операционные системы для предприятий — Windows и Linux. Цель корпорации заключается в том, чтобы Linux распространилась еще больше “вширь и вглубь” в малом, среднем и крупном бизнесе, заявил Тоттон.
“Мы хотим еще глубже внедрить Linux в каждом ИТ-подразделении. Это прекрасный продукт, способный ослабить экосистему Microsoft Server”, — вторит ему Кормье.
Команда разработчиков включила в релиз множество функций, относящихся к виртуализации и облачным вычислениям. RHEL 6 “создавалась с ориентацией на облака”, сказал Кормье. По его словам, благодаря использованию виртуальной машины на базе ядра, появившейся в RHEL 5.4, гостевые ОС способны достигать 85—90%-ной производительности, которую показывают, когда они установлены на собственном оборудовании. Организации могут также запускать гостевые системы RHEL 5, если хостовой является RHEL 6, пояснил Тоттон.
Red Hat продолжает традицию выпуска одной ОС для различных архитектур вместо того, чтобы увязнуть в разработке версий то для одной, то для другой системы, сказал Кормье. Где бы ни работала ее операционная система — в ЦОДе, в облаке, на “голом железе” или виртуальной машине, она всегда будет показывать ту же производительность, что является признаком “успеха открытого кода”, подчеркнул Кормье.
Инженеры Red Hat потрудились над совершенствованием ядра и управления питанием, чтобы RHEL 6 позволяла эффективно расходовать электроэнергию, которой при использовании новой версии ОС теперь нужно на 40% меньше, сказал Тоттон. Некоторые из этих нововведений появились весной в RHEL 5.4, но в RHEL 6 инженерам Red Hat удалось дополнительно выжать еще 25%.
По словам Тоттона, разработчики внесли свыше 3000 изменений в ядро Linux.
Тоттон и Кормье привели во время мероприятия некоторые интересные цифры. RHEL 6 насчитывает более 2000 пакетов кода, а по его объему на 85% превосходит RHEL 5, сообщил Тоттон. Хотя увеличение количества строк кода не обязательно свидетельствует о более высоком качестве продукта, абсолютный объем просто поражает.
Кроме того, Red Hat в процессе работы над RHEL 6 по требованию пользователей включила в нее 1821 функцию и устранила свыше 14 000 ошибок, сообщил Тоттон. Эта работа потребовала 600 человеко-лет.
Разработчики обеспечили будущее своей ОС с учетом закона Мура. Архитектурно она способна поддерживать до 16 Тб ОЗУ, несмотря на то, подчеркнул Тоттон, что сейчас ни одна физическая система не может работать с таким объемом памяти. Кроме того, она сконфигурирована для 4096 процессоров и хранения 100 Тб в файловой системе одной операционной системы. Эти показатели тоже недостижимы для физических машин в настоящее время.
Сейчас Red Hat занята сравнением производительности RHEL 6 и Windows Server 2008.
Когда Кормье спросили, считает ли Red Hat, что благодаря внесенным усовершенствованиям она опередила Oracle в “соревновании ядер”, он начал заметно нервничать и назвал вопрос “неуместным”. Вместо ответа Кормье заявил, что “не существует соревнования ядер, Linux мало зависит от используемой версии ядра, очень мало”. Он отметил, что важную роль играет график развития технологии.
Появление RHEL 6 не приведет к исчезновению RHEL 5, сказал Кормье, отвечая на вопросы во время церемонии. RHEL 5 была выпущена в 2007 г. Поскольку Red Hat устанавливает для своих продуктов десятилетний жизненный цикл, у нее есть еще семь лет для внесения усовершенствований и добавления новых функций в RHEL 5.
И действительно, накануне Red Hat объявила о выходе бета-версии RHEL 5.6, в которой появилась поддержка BIND 9.7, усовершенствована поддержка DNSsec, PHP 5.3, брандмауэра уровня Ethernet и анализа пакетов, потерянных в сетевом стеке.
Выход RHEL 6 не означает, будто корпорация не думает о будущем уже сейчас. На прошлой неделе был формально начат проект по созданию RHEL 7, сообщил Тим Бёрк, вице-президент по разработке Linux. Основное внимание в RHEL 7 будет уделено управлению ЦОДом, добавил он.
“Но работа над RHEL 6, как и над RHEL 5, отнюдь не завершена. У нас есть еще десять лет, в течение которых будут появляться новые функции”, — сказал Бёрк.