В середине ноября корпорация IBM совместно с АО “Национальная компания “Казахстан темiр жолы"” (КТЖ) представила первые результаты проекта по построению катастрофоустойчивого вычислительного комплекса КТЖ на базе географически распределенного кластера из мэйнфреймов IBM z Series, установленных в двух ЦОДах в городе Астане, которые разнесены на расстояние 12 км.
Первый ЦОД, расположенный на правом берегу реки Ишим, был создан в конце 1990-х, когда МПС Казахстана (предшественник КТЖ), как и все правительство страны, переехало в Астану из Алма-Аты, и тогда же в нем был развернуты восемь мэйнфреймов IBM S/390, на которых работают унаследованная от советских времен АСУ пассажирскими и грузовыми перевозками и система продажи билетов на поезда. В прошлом году в новый 40-этажный небоскреб в левобережной части Астаны переехала штаб-квартира КТЖ, и в этом самом высоком здании казахской столицы был организован второй ЦОД компании, в который IBM поставила мэйнфрейм System z10. Одновременно с этим старые мэйнфреймы S/390 в правобережном ЦОДе, функционирующем теперь как резервный, железнодорожники совместно с IBM заменили на один System z9. Эти два System z на основе технологии Parallel Sysplex через оптическую сеть DWDM с резервированием каналов объединены в географически распределенный кластер Geographically Dispersed Parallel Sysplex (GDPS). Как утверждают участники проекта, по показателям восстановления доступности приложения при нештатной ситуации на основном ЦОДе (RPO, Recovery Point Objective), т. е. потери данных из-за переключения АСУ перевозками и системы продажи билетов на резервный ЦОД близки к нулю, а само время переключения RTO (Recovery Time Objective) не превышает 20 мин, этот кластер является абсолютным лидером среди стран СНГ. (Отметим, что в середине нынешнего десятилетия катастрофоустойчивый кластер на базе IBM System Z построил Банк России и сейчас его кластер объединяет три ЦОДа в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, а в этом году “Российские Железные Дороги” планировали завершить проект по обеспечению отказоустойчивости своей ИТ-инфраструктуры с помощью технологий мейнфреймов).
Помимо новых мэйнфреймов в обоих ЦОДах КТЖ установлены старшие модели систем хранения IBM (по одному дисковому массиву DS8700, на котором хранится база данных, и по одной ленточной библиотеке TS3500, используемой для резервного копирования, а также по два коммутатора SAN Director DCX-4S производства Brocade). Общая стоимость проекта, который должен быть завершен в первом полугодии следующего года, составляет порядка 240 млн. руб. (для сравнения: по оценкам КТЖ, простой ее АСУ в течение суток будет стоить компании около 195 млн. руб.).
Ориентация на платформу IBM zSeries желедорожников Казахстана, России и других стран СНГ связана с тем, что все они продолжают использовать созданное программистами МПС СССР в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века пакеты управления перевозками и продажи билетов на поездка, разработанные для мэйнфреймов EC ЭВМ. Тем не менее КТЖ планирует совместно с открытым в мае нынешнего года в Астане Центром IBM по инновациям Linux заново написать часть приложений АСУ перевозками на платформе Linux и затем запускать их на мэйнфреймах с помощью механизма виртуальных машин zVM (отметим, что портирование АСУ на Linux в будущем позволит без существенных затрат запускать эти приложения и на серверах с открытой архитектурой — например, на Unix-серверах IBM Power System или Intel-серверах IBM BladeCenter, — и частично уменьшит зависимость железных дорог на постсоветском пространстве от мэйнфреймов).