В 2005 г. московское представительство компании Brother International Europe приняло очередной пятилетний план, который явился частью общего пятилетнего плана подразделения P&S (Printing & Solutions) группы Brother. О том, как данный план выполняется и какова вообще ситуация на рынке печатающих устройств, нашему обозревателю Владимиру Митину рассказал глава московского офиса Brother Сейджи Тсуджи (Seiji Tsuji). Напомним, что Сейджи Тсуджи занимает свой нынешний пост с февраля 2010 г. Его предшественник Есидзи Мацуи (Yoshiji Matsui), который был главой московского офиса Brother с момента его создания (октябрь 2003 г.) до февраля этого года, теперь отвечает за регион (ряд стран Азии и Ближнего Востока), в котором проживает почти 1,5 млрд. человек — т. е. в 10 раз больше, чем в России.
PC Week: Не боитесь, что повсеместный переход от бумажного документооборота к электронному подкосит бизнес подразделения P&S и других компаний, производящих печатающие устройства?
Сейджи Тсуджи: Такого рода разговоры возникали ещё тогда, когда лет 20 назад группа Brother только начинала осваивать производство печатающих устройств. Но с тех пор общий объем бумажных документов, печатаемых как в мире в целом, так и, в частности, в России, каждый год только увеличивается. Не уменьшается и доля подразделения P&S в общемировом обороте группы Brother. Она по-прежнему находится выше отметки в 70% в мировом масштабе.
PC Week: Пятилетним планом развития бизнеса Brother в нашей стране, принятым в 2005 г., предусматривалось, что к 2010 г. компания будет занимать примерно 8% российского рынка лазерных принтеров и около 12% лазерных МФУ. Данные планы осуществились?
С. Т.: До 2008 г. наш бизнес в России развивался так, как и было запланировано. Но кризис, к сожалению, внес в эти планы определенные коррективы. По данным некоторых аналитических агентств, в 2009 г. на российском рынке доля монохромных лазерных печатающих устройств Brother (формата A4) составляла около 7% (в штучном выражении). Вообще говоря, эта доля зависит от региона. Есть страны, где она превышает 30%, но в среднем по миру она составляет около 20%. Новый пятилетний план Brother начнет действовать с 1 апреля 2011 г., т. е. с начала нашего нового финансового года. При этом российский пятилетний план, как и прежде, станет частью общемирового плана подразделения P&S.
PC Week: Вы все время говорите о монохромных лазерных печатающих устройствах. Рынок цветных печатающих устройств Brother не интересует?
С. Т.: Что касается формата A4, то в нашем портфеле предложений есть цветные принтеры и МФУ данного формата. Как лазерные, так и светодиодные. В категории “A3 цвет” с прошлого года мы предлагаем струйные МФУ. Они пользуются очень хорошим спросом, и только в России ежемесячно продаются сотнями. А в Японии, США и некоторых странах Западной Европы ежемесячные продажи измеряются несколькими тысячами штук. При этом основной спрос идет со стороны дизайнеров и архитекторов. Они печатают не так много документов, но им нужно, чтобы печать была очень качественной, что особенно важно при проведении разного рода презентаций.
PC Week: Почему данные МФУ именно струйные?
С. Т.: Струйные технологии позволяют получать более яркие и насыщенные отпечатки, чем лазерные. Эти технологии мы начали осваивать примерно 10 лет назад. Семь лет назад появились первые коммерческие устройства.
PC Week: Качество струйной печати зависит от типа используемых чернил. Как известно, яркие и насыщенные отпечатки фотографического качества можно получить при использовании водорастворимых чернил, весьма чувствительных к качеству бумаги. А вот используемые при деловой печати пигментные чернила уступают водорастворимым в яркости и сочности, но зато менее требовательны к качеству бумаги и являются более долговечными, т. е. более устойчивыми к выцветанию. В ваших цветных принтерах категории “A3 цвет” какой тип чернил используется?
С. Т.: В этих устройствах черные картриджи заполняются пигментными чернилами, а цветные — водорастворимыми. Таким образом, данные принтеры позволяют получать как яркие и насыщенные цветные отпечатки, так и долговечные черно-белые документы. К примеру, чертежи большого формата.
PC Week: На какие печатающие устройства сейчас спрос растет быстрее — цветные или монохромные?
С. Т.: Brother уделяет внимание совершенствованию как монохромных, так и цветных печатающих устройств. Спрос на них зависит от региона. В России мы сейчас больше внимания уделяем продвижению монохромных устройств.
PC Week: Как у Brother соотносятся — в мире и в России — продажи принтеров и МФУ?
С. Т.: Во всем мире спрос на МФУ растет быстрее, чем на принтеры. Но в штучном выражении принтеров Brother в мире пока продается больше, чем МФУ. В России продажи этих устройств (в штучном выражении) примерно одинаковы.
PC Week: Завоевание рынка печатающих устройств ваша компания начала с устройств, адресованных фирмам среднего масштаба. В 2007 г. на европейской конференции Brother в Испании было объявлено, что вы планируете расширить свой ассортимент как устройствами для крупных предприятий, так и устройствами для дома и домашнего офиса. Эта стратегия реализуется и сегодня?
С. Т.: В целом, да. Но сектор средних предприятий для подразделения P&S по-прежнему остается основным. Ведь крупные предприятия покупают не только высокопроизводительные принтеры и МФУ, устанавливаемые в коридорах, но и печатающие устройства для рабочих групп (численностью до 10 человек), которые, как правило, стоят в тех же комнатах, где находятся рабочие места сотрудников. Согласно новейшим исследованиям, именно у таких печатающих устройств сейчас особенно высокий потенциал спроса. Если говорить о продукции Brother, то наибольшим спросом в России пользуются наши печатающие устройства с рекомендуемой нагрузкой до 5000 стр./мес. А вот от напольных печатающих систем, стоящих в коридорах или в специально выделенных помещениях, предприятия (по всему миру) начинают отказываться, по причине того, что у сотрудников, покинувших свои рабочие комнаты и идущих к устройствам коллективного доступа, появляется соблазн поговорить со встретившимися им коллегами в ущерб основной работе.
PC Week: Какую долю своих доходов подразделение P&S группы Brother тратит на проведение исследований и разработок? Как на эту долю повлиял кризис?
С. Т.: Данная доля составляет около 7% от общего объема продаж. В относительном выражении кризис эту долю даже чуть-чуть увеличил, так как соответствующие суммы не претерпели изменений в абсолютном выражении. Сейчас основной приоритет Brother отдает исследованиям, направленным на увеличение производительности струйных печатающих устройств.
PC Week: Спасибо за беседу.