По возвращении из Нижнего Новгорода я попросил президента РАСПО академика Виктора Петровича Иванникова прокомментировать происходящие там события. Виктор Петрович согласился и в телефонном разговоре озвучил свою позицию по вопросу внедрения СПО в системе образования.
Беседа довольно быстро перешла от частного к общему. В результате получились вот эти семь тезисов, которые я и предлагаю вашему вниманию.
1. Не надо ругать Microsoft.
Microsoft — коммерческая компания, цель которой — получение прибыли. Очевидно, что внедрение СПО в школы задевает интересы этой фирмы и ее менеджеры будут предпринимать определенные шаги, чтобы удержать существующие позиции на рынке. В этом нет ничего удивительного и это совершенно нормально.
Предложение Microsoft по лицензированию ПО для образовательных учреждений — объективно сильный ход, нравится нам это или нет. Поэтому не надо ругать менеджеров этой компании за то, что они хорошо работают. Просто надо работать лучше, чем они.
2. Внедрение СПО в систему образования — комплексная программа.
К сожалению, у лиц принимающих решения на высшем уровне пока нет четкого понимания того, что внедрение СПО в систему образования — это комплексная программа. Причем, система образования не ограничивается только школами — это еще и средние специальные учебные заведения, и университеты. Пытаться искусственно выдернуть из этого что-то одно — неправильный подход.
Приходится констатировать, что у государства нет внятной и конкретной программы перевода системы образования на СПО. А без этого реализация проекта если не обречена на провал, то очень сильно затруднена. Особенно досадно, что не имея собственной программы государство не прислушивается к рекомендациям экспертного сообщества, изложенных в “Маршрутной карте”.
3. Государство должно стимулировать создание инфраструктуры.
Мы живем в большой и разнообразной стране. Никакое массовое внедрение невозможно без развитой ИТ-инфраструктуры. И ее создание — главная задача государства.
Важно подчеркнуть, что предложения экспертов ни в кем случае нельзя трактовать как очередную просьбу дать денег бизнесу. При развитой инфраструктуре он их сам заработает. Государству же следует сосредоточить свои силы на комплексных системных программах, направленных в первую очередь на создание и развитие инфраструктуры.
4. Главная беда — компанейщина.
Без ясных и последовательных действий государства в области внедрения СПО в систему образования, процесс в регионах непременно пойдет (а где-то уже идет) по пути компанейщины — разовых мероприятий, проводимых больше “для галочки”.
Разумеется, это не упрек отдельным фирмам и энтузиастам, которые помогают школам перейти на СПО, действуя порой совершенно бескорыстно. Однако масштабных полноценных внедрений таким образом добиться нельзя.
5. Главная цель — технологическое развитие.
Основная цель внедрения СПО — не экономия денег и даже не информационная безопасность. Это только следствия нашего отставания в технологическом развитии.
Широкое использование СПО поможет преодолеть это отставание за счет радикального увеличения самостоятельных отечественных разработок в области ПО. Если говорить о национальных интересах, то важно не столько юридическое право на код, сколько наличие в стране специалистов, способных создавать эффективные конкурентоспособные программы.
6. Не наступить на те же грабли.
Внедрение СПО само по себе не гарантирует защиту системы образования от монополизма. В пользу этого утверждения свидетельствует результат пилотного проекта, когда вместо свободы выбора школы получили решение от одного вендора.
Государство должно принять комплексные меры, которые позволят учебным заведениями самостоятельно выбирать ПО, основываясь на его потребительских качествах, а не становится заложниками кулуарных решений, принятых за закрытыми дверями кабинетов чиновников. Разработчики должны конкурировать между собой на свободном открытом рынке — только это позволит избежать стагнации отрасли.
7. Изучать информатику, а не конкретные платформы.
Отсутствие системного подхода со стороны государства привело к тому, что переход школ на СПО часто затруднен по независящим ни от разработчиков, ни от образовательных учреждений причинам. Учебники и методические пособия по-прежнему привязаны к одной платформе. Используемые на уроках ЭОР не запускаются в Linux-среде. Имеющийся инструментарий для ЕГЭ также не учитывает требований по мультиплатформенности.
Таким образом, зависимость системы образования от решений одного вендора существует по сих пор. Для преодоления этого нужны не разовые меры, а серьезная системная политика со стороны государства.
Ссылка на статью: [URL=http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=126950]Семь тезисов Виктора Иванникова[/URL]
Полностью согласен с тезисами. Иначе создается впечатление, что чиновники услышали из всей информации про ПО только слово ХАЛЯВА. И хотят, что бы все было как в "Бульваре Капуцмнов" - Джони, сделай монтаж. Когда же уже эти люди начнут понимать, что на голом энтузазме одиночек далеко не уедешь, что для получения результат нужно самим предпринимать какие-то шаги.
Андрей 30.11.2010 00:10:08
> Не надо ругать Microsoft. Надо. Не за то что она коммерческая компания, а в первую очередь за монополизм и нечестные методы игры и уже потом за продажу байт.
> Широкое использование СПО поможет преодолеть это отставание за счет радикального увеличения самостоятельных отечественных разработок в области ПО.
Увы, но в этой области СПО не помощник: в СПО не принято изобретать свой велосипед, когда можно воспользоваться чужим. СПО следует воспринимать как науку: прямо сейчас прибыли не получишь, но без него нельзя двигаться вперёд.
> Внедрение СПО само по себе не гарантирует защиту системы образования от монополизма.
Именно что гарантирует: никто не может запретить форкнуть любой дистр или программу и сделать свой вариант. Вам не нравиться ядро Linux? Ставьте ядро BSD! Хочется своё личное? Пожалуйста!
> Учебники и методические пособия по-прежнему привязаны к одной платформе.
Не всё сразу. Учебник -- это не пост в блоге, его писать требуется довольно много времени.
> Используемые на уроках ЭОР не запускаются в Linux-среде. Имеющийся инструментарий для ЕГЭ также не учитывает требований по мультиплатформенности.
А вот это вопрос действительно к исполнителям этих госзаказов.
Аноним 30.11.2010 11:41:55
Почему институты повышения квалификации учителей контактируют только с Microsoft(USA),а не AltLinux ,PingWin Software и др. ?
VV 01.12.2010 10:10:38
> Почему институты повышения квалификации учителей контактируют только с Microsoft(USA),а не > AltLinux ,PingWin Software и др. ?
Смею предположить причина банальна и проста: MS выдает гранты этим институтам, на разработку методик и проведение курсов переподготовки. Знаю один такой институт повышения квалификации, который написал очень критический отзыв по внедрению СПО в школах, лишь бы отбить бабки. (во всяком случае было именно такое впечатление)
Андрей 01.12.2010 22:55:55
Цитата
Знаю один такой институт повышения квалификации, который написал очень критический отзыв по внедрению СПО в школах, лишь бы отбить бабки. (во всяком случае было именно такое впечатление)
Если Вы намекаете на НИРО, то у меня сложилось впечатление, что там все проще и глупее. Им надо было обучить учителей, они никого не обучили и были явно не заинтересованы во внедрении СПО.
Сергей Голубев 01.12.2010 23:32:02
и как это понять?
curtisss Грифонов 03.12.2010 18:57:16
Тезис-1.МокроСофт никакого отношения не имеет и не имел к Открытому Свободному ПО
ВАК,проф.,док.комп.наук 08.12.2010 18:52:46
Тезис-2: Внедрение Открытого Свободного ПО - комплексная Задача для Вузов и Школ РФ - требование Времени, Президента и Правительства РФ. ВАК,проф.,док.комп.наук WDU, академик МАИ
ВАК,проф.,док.комп.наук 08.12.2010 18:56:20
Тезис-4: Главная Беда в РФ - как всегда - Дураки??? В Академии Наук??? Ну как прожить без академиков и дураков??? ВАК,профессор,доктор компьютерных наук WDU при МАИ при ООН.
ВАК,проф.,док.комп.наук 08.12.2010 18:59:28
Тезис-5: Главная Цель - Развитие Отечественного ПО на базе Открытого Мирового ПО. Закрытое ПО нам никто не даст обновлять сами без иностранных лицензий. Открытое ПО в Интернет -Открытое для Обновлений, а Свободное ПО только для бесплатных установок без лицензий и обновлений. Но Мы же с Вами Не Дураки???? ВАК,проф.,док.наук,маг.прав.WDU при МАИ при ООН
ВАК,проф.,док.комп.наук 08.12.2010 19:06:14
Тезис-7: Информатику можно и нужно изучать и в Школах и в Вузах во Всех и в РФ и в СНГ и в Европе и в ЕврАзии на Линуксе и на Виндуз. Но Самое Главное в Открытом ПО Во Всех Школах и Во Всех Вузах РФ. Для этого Во Всех 42 тысяч Школ РФ уже внедрен и установлен Линукс с Открытым ПО, а с января 2011г. во всех 42 тысячах российских школ кончается срок лицензий на Виндуз. ВАК,проф.,док.комп.наук.маг.прав.WDU при МАИ при ООН.
ВАК,проф.,док.комп.наук 08.12.2010 19:11:32
Тезис-6: Повторно Натупать на Грабли??? Как это произошло с директором Поносовым, который был осужден нза использование Виндуз в школе без лицензий МокроСофта??? С января более 40 тысяч директоров всех российских школ подпадают в позицию Поеносова???? Прокуратура имеет права на изъятие всех дисководов с нелицензионным ПО согласно ст.146 Уголовного Кодекса РФ и отстранеия всех более 40 тысяч директоров с любым нелицензионным ПО.Кто теперь будет Поносовым-", Поносовым-№ и т.д.???? ВАК,профессор,маг.прав.WDU при МАИ при ООН
ВАК,проф.,док.комп.наук 08.12.2010 19:18:09
Свободное ПО = свободно Устанавливаемое ПО. Без лицензий и без оплаты зза использование ПО на любых ЭВМ - в школа, вузах, дома и в офисах. РАСПО - Рос.Ассоциация, работающая бесплатно, но а деньги от МокроСофт???? Качество Свободного ПО никто гарантировать не может никак???? Также как нет гарантий качества и надежности прдукция от МокроСофта????
ВАК,проф.,док.комп.наук 09.12.2010 16:49:09
Открытое ПО = ПО с Открытыми Исходными Текстами как Альтернатива Закрытому ПО, в которое никто из нас не может внести никаких исправлений даже при обнаружении ошибок и дефектов. Почему??? и Зачем??? проф.Иванников отказался от поддержки и развития Открытого ПО на основе Генеральной Публичной лицензии GNU Linux???? ВАК,проф.,доктор комп.наук,маг.прав.WDU при МАИ при ООН
ВАК,проф.,док.комп.наук 09.12.2010 16:53:54
Основная цель внедрения СПО — не экономия денег а убийство IT специалистов еще со школьной скамьи.
admin_sch20 25.12.2010 07:58:50
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарий.