Согласно данным IDC, немногим менее половины офисных и домашних печатающих устройств (принтеров и МФУ), продаваемых в России, традиционно приходится на продукцию HP (41% рынка по результатам трех кварталов 2010 года). Так что “самочувствие” компании на данном рынке практически полностью соответствует общему “самочувствию” этого сегмента ИТ-рынка. О том, как Hewlett-Packard видит ситуацию на рынке печатающей техники, нашему обозревателю Владимиру Митину рассказал директор подразделения устройств печати московского офиса HP Константин Кимельман.
PC Week: В 2009 г. в нашей стране было продано на 28% меньше печатающих устройств, чем в 2008-м. В нынешнем году данный сегмент российского ИТ-рынка восстановится?
Константин Кимельман: Едва ли. Я думаю, рынок восстановится в объеме к докризисному уровню не раньше конца 2011-го. Под влиянием кризиса рынок печатающих устройств в России упал сильнее, чем в мире в целом, а восстанавливается консервативно. По данным IDC, за первые три квартала 2010-го в Россию ввезено 2,8 млн. устройств печати, что на 42% выше аналогичного показателя прошлого года. Тем не менее это на 21% меньше, чем за первые три квартала докризисного 2008-го.
PC Week: Как кризис сказался на количестве ваших партнеров?
К. К.: Радикальных изменений не произошло. До кризиса у нас было восемь “принтерных” дистрибьюторов и пять “по расходным материалам”. Осталось семь и пять — из бизнеса вышла RSI. Кроме того, реструктуризацию проходит ряд розничных игроков. Количество корпоративных реселлеров и системных интеграторов практически не изменилось, но при этом уменьшились объемы их закупок, что привело к усилению фрагментации канала.
PC Week: Ваш прайс-лист насчитывает несколько сотен наименований печатающих устройств. Это наверняка создает трудности для партнеров. Да и у пользователей глаза разбегаются. Вы не планируете сократить линейку?
К. К.: На самом деле ходовых моделей не так много. Сейчас это десять лазерных и восемь струйных. Большинство прочих моделей в ассортименте отражают гораздо менее массовые узкоспециализированные нужды наших потребителей.
PC Week: В российских офисах сегодня преобладает лазерная печать, но HP продвигает в данный сегмент и струйные технологии. С чем это связано?
К. К.: Дело в том, что при использовании оригинальных расходных материалов цветная струйная персональная печать дешевле монохромной лазерной в пересчете на страницу. Благодаря цене и возможности печати в цвете на Западе струйные устройства более распространены, чем лазерные. Мы не можем в России игнорировать общемировые тенденции.
PC Week: Почему же в России степень проникновения офисных струйных печатающих устройств ниже, чем на Западе?
К. К.: В нашей стране лазерный картридж переживает на своем веку несколько перезаправок. Поэтому получается так, что особой разницы между стоимостью струйной печати на оригинальных материалах и лазерной печати на комбинации оригинальных материалов и перезаправки владелец предприятия не ощущает. В итоге если в Европе HP продает струйных печатающих устройств примерно в три раза больше, чем лазерных, то в России примерно поровну.
PC Week: Что можно сказать о динамике спроса на цветную печать?
К. К.: В мире спрос на цветную печать растет быстро. Главным источником печатных документов становятся веб-приложения, и цвет повышает читабельность документов, насыщенных разнообразной информацией. Россия в этом плане выглядит довольно консервативно. На долю цветных устройств здесь приходится 42% отгрузок устройств всех технологий и всего 5% лазерных устройств (в натуральном выражении). Одна из причин такого явления — традиции российского делопроизводства. Цветная печать в нем практически не используется, поскольку чаще всего печатаются традиционные финансовые и юридические документы. Когда же данная потребность станет массовой, спрос на цветную печать увеличится.
PC Week: Из оценок IDC следует, что в нашей стране МФУ не так популярны, как предполагалось ранее. Вы согласны с такими оценками?
К. К.: Эти оценки можно интерпретировать по-разному. На наш взгляд, в период кризиса МФУ стали покупаться реже не потому, что данный класс устройств потерял актуальность, а из соображений экономии. Не секрет, что в России зачастую покупают не то, что нужно, а то, что могут себе позволить. Как только у предприятий появятся деньги, они будут приобретать МФУ. Даже в том случае, если станут пользоваться ими преимущественно как принтерами.
PC Week: Совершенствование печатающих устройств идет под девизом “больше возможностей за те же деньги”. А чем плох путь, который условно можно назвать “те же возможности за меньшие деньги”?
К. К.: На практике этот путь не работает. Как люди, так и предприятия стремятся обзаводиться более совершенной техникой. Вот смотрите: в результате кризиса многие предприятия разорились, и высвободилось значительное количество вполне работоспособного ИТ-оборудования. Однако вторичный рынок этих устройств (в том числе и печатающих) не сложился. А ведь, казалось бы, у компаний, не только оставшихся на плаву, но и расширившихся, появилась возможность за значительно меньшие деньги приобрести те устройства, которые до кризиса стоили гораздо дороже.
Поэтому для того, чтобы по-прежнему быть номером один в тех или иных сегментах, нам, как производителю, необходимо не только наращивать надежность и производительность устройств, но и добавлять к ним такую функциональность, которой нет у конкурентов.
PC Week: Например, e-Print. Но по поводу практической пользы такого сервиса высказывается много сомнений.
К. К.: Возможность печати на удаленном принтере через электронную почту — не главное свойство наших современных печатающих устройств, хотя безусловно, революционное. Гораздо важнее то, что они постепенно превращаются в своего рода самодостаточные устройства, на которых можно запускать специальные программы, и которые за счет постоянного подключения к Интернету могут без участия компьютера решать самые разные прикладные задачи. А уж как их возможности будут использоваться на практике, покажет время. К примеру, когда появился iPhone, никто не предполагал, что этот гаджет будет использоваться и в качестве игровой платформы.
PC Week: Спасибо за беседу