Единый федеральный оператор “Ростелеком” сегодня предлагает на местах при формировании региональной инфраструктуры электронного правительства пользоваться своими мощностями в рамках так называемой инвестиционно-сервисной модели.
О том, как стратегически видится построение инфраструктуры в конкретном регионе с руководителем аппарата правительства Пермского края Макаром Германом побеседовал обозреватель PC Week/RE Денис Воейков.
Часть вопросов была задана еще в середине сентября, а часть — в конце ноября, уже после памятного выступления министра Минкомсвязи Олега Щеголева на заседании Совета по региональной информатизации, на котором региональным чиновникам четко было предписано равнение на “Ростелеком”.
PC Week: Как у вас сейчас происходит развитие ИТ в госорганах?
Макар Герман: Начну с предыстории. Вся ИТ-сфера в госорганах Пермского края до некоторого времени строилась на том, что у нас были два подрядчика — генеральный (местное госпредприятие) и вспомогательный (федеральное учреждение). Недавно ситуация изменилась, и 2011 г. мы начинаем с чистого листа.
Рабочие станций мы отдаем нашим исполнительным органам госвласти — они сами определят, кто их будет обслуживать. В отношении наших сетей мы сейчас готовим документацию, чтобы отдать их кому-либо в аренду и просто покупать услугу по доступу к информации. А вот что касается вычислительных мощностей, то тут я, к сожалению, зашел в некий тупик.
Позиция наших региональных компаний очень проста: “Ребята, вы инвестируете в покупку дополнительного нового оборудования, мы на нем размещаем все ваши информационные ресурсы, а вы дальше платите за аренду, техподдержку и т. д.”. У меня такой аутсорсинг в итоге получается в три раза дороже, чем если бы я все делал сам.
При контракте с зарубежными компаниями (не так давно я общался с Parallels и AWS) цена по сравнению с нашими операторами выходит на 40% меньше. Единственное препятствие — чтобы перейти на внешние вычислительные мощности и сервис, нужен доступ к магистральному каналу, и в первом полугодии 2011 г. он у нас появится.
PC Week: Других препятствий нет?
М. Г.: Я общался с коллегами: все говорят, а как же, например, защита информации, а как же госорганы? Могу сказать, что, уже долгое время занимаясь этой темой, я ни разу не смог найти у нас ничего сверхсекретного. Информация для служебного пользования отдельных подразделений с Интернетом вообще никак не связана — это закрытые локальные сети в двух-трех кабинетах, обеспеченные безумным количеством средств защиты. А все остальное, то что касается наших бюджетов, субсидий, планов и т. д., — я не вижу принципиальной разницы, где эта информация будет находиться: в Москве, Европе, Китае или Австралии. Проблема одна — у нас в России рынок аутсорсинга и услуг еще не сформировался.
PC Week: Это немного расходится с тем, что говорил ваш коллега — консультант аппарата Правительства Пермского края Артем Куксов на технологическом форуме IBM. С его слов ваша ИТ-инфраструктура уже находится на некой предпоследней стадии аутсорсинга.
М. Г.: Смотрите. То что у нас сейчас есть, мы уже можем назвать в каком-то смысле аутсорсингом. Мое управление по ИТ состоит из четырех человек. И понятно, что обслуживание всех наших ресурсов для них нереально, поэтому отдельные системы у нас эксплуатируются по сервисным контрактам. Почему я не называю это аутсорсингом в полной мере, так это потому, что не хочу быть держателем сотни контрактов и отслеживать их работу. Мне жалко денег, мне жалко людей; мы должны заниматься несколько иными вещами.
Когда я смотрю на свои бюджетные ограничения, я понимаю, что не смогу содержать квалифицированный проектный офис в сфере ИТ за те деньги, которые способен платить. 15—20 тыс. руб. — это не зарплата для специалиста по ИТ. Поэтому, чтобы принимать квалифицированные решения и иметь качественную информацию, нужно отдавать системы на аутсорсинг.
PC Week: Тогда получается, что вопрос экономической эффективности стоит на одном из первых мест?
М. Г.: Он на первом месте.
PC Week: Ваш коллега на этот вопрос ответил не так однозначно…
М. Г.: Причина неоднозначности именно в том, что мы сейчас вынуждены заниматься этим вот своим хозяйством. Конкретно, сейчас мы развиваем систему электронного документооборота, и для того, чтобы ее максимально быстро освоили муниципалитеты, разумнее всего создать для всех сотрудников терминальный доступ через Интернет. (Протягивать закрытые выделенные каналы — слишком трудоемкая и длительная процедура.) Когда мы стали прорабатывать вариант полной покупки этой услуги на рынке, нам за обеспечение 4000 пользователей в течение трех лет восемь местных компаний в среднем выставили счета примерно на 40 млн. руб.
Если мы покупаем терминальные серверы сами, ставим их у себя и просто заключаем контракт на техническое обслуживание кем-то из наших подрядчиков, то за три года это обходится всего в 12 млн. Но я при этом понимаю, что эти 12 млн. для меня неэффективные деньги, потому что я покупаю собственное оборудование, которое должен буду потом не только обслуживать, но еще и модернизировать. И может быть мне его придется обновлять не через три года, а через несколько месяцев. ИТ развиваются достаточно бурно.
Есть и еще нюанс. Почему я уверен, что наша система электронного документооборота всегда будет работать на должном уровне и нам не надо будет менять платформу, решения и т. д.? Потому что это Documentum — мировой лидер, который все обеспечивает.
И в части аутсорсинга нам сейчас тоже нужно сделать ставку на одного из лидеров. Потому что лично я не специалист в специфических технологиях и не могу спрогнозировать на какой уровень выйдут сервисы. Единственный для меня вариант — ориентироваться на лидера и знать, что он меня завтра не подведет.
PC Week: Вы и дальше будете развивать Интернет, а не терминальный доступ?
М. Г.: Наше мнение сейчас такое. Мы не идем по пути развития многофункциональных центров и сети инфоматов. Почему? Если бабушка не хочет залезать в Интернет и нажимать на кнопки, она этого делать не будет — ни у себя дома, ни у внучки на компьютере, ни, что характерно, на инфомате. Пусть она лучше позвонит по специальному номеру, и все операции за нее совершит квалифицированный администратор. То есть система call-центров здесь более интересна. Все остальные, среднее, молодое поколение, все равно идут в Интернет. Стоять на улице и для получения услуг вводить свой ИНН, номер социальной карты или еще чего-то… Это тупиковый путь; мы по нему не пойдем.
PC Week: А если речь пойдет об услугах, которые потребуют четкой идентификации человека?
М. Г.: Все услуги будут ее требовать, и инфомат — это не решение.
PC Week: Чем конкретно вы сейчас занимаетесь в сфере ИТ?
М. Г.: Перед нами сейчас стоят две основные задачи: решить вопрос с планированием деятельности госслужащих и создать систему управления нашими внешними связями. (Любыми — как с простыми гражданами, так и с компаниями-партнерами, которые участвуют в формировании инвестиционного климата и т. д.)
Какая здесь логика? Для достижения определенных показателей социально-экономического развития составляется план действий по каждому конкретному направлению. У нас это сейчас работает в некой системе, которая достаточно сложна для пользователей, и мы рассматриваем варианты по ее замене.
Пока мы выходим из положения за счет того, что конкретные ответственные люди ведут планы в непредназначенной для этого системе электронного документооборота. А все должно делаться автоматически, когда ты не думаешь, дошло ли твое письмо до исполнителя, и даст ли он ответ в срок. Это первая задача, и она очень тесно завязана на наши внешние связи.
Почему все не любят чиновников? Потому что у них куча разных инструментов, с которыми они должны работать. И они просто не всегда в них смотрят, а работают с тем, с чем им удобно. Поэтому нужна одна система, которая будет прозрачно отображать все процессы.
Сейчас мы рассматриваем вариант перехода на CRM-систему Salesforce. У них очень хорошая история, лояльная ценовая политика, простой интерфейс, приложения для любых мобильных систем. Вся вводимая нами информация будет храниться на их ресурсах, иметь резервное копирование и т. д. Будем общаться со своими клиентами через нее.
Нам SAP сейчас предлагает свою систему, но, во-первых, мы ее должны будем разместить у себя, а во-вторых, еще доработать под наши нужды. Меня также не устраивает Microsoft, потому что их система опять же должна стать нашей собственностью и нам придется осуществлять ее техническое обслуживание.
Нам нужен стопроцентный аутсорсинг с доступом в систему из любой точки планеты через Интернет. Если бы у нас все инструменты были такими, я бы вообще забыл про ИТ и занимался госуслугами, их прогнозированием, проектированием, работой с госорганами — тем, чем я должен. А сейчас у меня болит голова, а те ли RISC-серверы мы поставили, и не придется ли их через полгода менять.
PC Week: В свете всего вышесказанного, каковы сейчас ваши отношения с “Ростелекомом"?
М. Г.: Что касается перевода госуслуг в электронный вид, для Пермского края это важное, но не приоритетное направление. Мы ведь понимаем, что сейчас над этим трудятся все субъекты РФ, и, значит, рано или поздно появится стандартизированная регламентированная государством система — каждый регион просто будет пользоваться определенным набором типовых решений. Может быть внутри останутся какие-то разные методы по реализации услуг, но не более того.
Так что в этой части у нас с “Ростелекомом” очень простые отношения. Мы не предлагаем им внедрять у нас услуги, а они не указывают, какие решения мы обязательно должны применить. Для нас “Ростелеком” — это стратегический партнер в вопросе перехода на сервисно-ориентированную инфраструктуру. Мы заключили соглашение, создали рабочую группу совместно с представителями наших основных разработчиков, и у нас есть некий план мероприятий, как идти дальше в этом направлений.
PC Week: Какие конкретно элементы инфраструктуры “Ростелекома” планируете использовать?
М. Г.: Мы уже договорились по каналу. Что же касается ЦОДа, то у “Ростелекома” сейчас нет свободных мощностей, которые он готов нам предоставить.
В настоящий момент с помощью декомпозиции всех своих ресурсов и может быть частичного перехода на аутсорсинг каких-то коммерческих структур я смогу снизить нагрузку на свою систему и тем самым дать ей дополнительный временной запас.
Тут важнее то, что сейчас мы начинаем пересматривать свой набор инструментов в пользу открытых платформ. Например, с января мы полностью отказываемся от Microsoft Exchange и всех сопутствующих серверов. Мы переходим на открытый инструмент Google, который уже имеет в себе все нужные функции. Мы достаточно небольшие средства потратим на лицензии, но решение больше не будет находиться на наших мощностях, мы не станем заниматься его развитием и доработкой.
Уходя от сервисов, которые не только требуют от нас интеллектуального труда, но и временных и материальных затрат, мы в том числе сокращаем необходимость в каком-то конкретном аутсорсинге. То есть если сначала мы затребуем определенную вычислительную мощность, то с помощью своей внутренней инвентаризации, с помощью современных открытых интернет-технологий мы сможем в несколько раз эту первоначальную потребность сократить.
PC Week: И все же ЦОД вам когда-нибудь понадобится.
М. Г.: В ближайшее время мы остаемся на своих мощностях. Их мне стопроцентно хватит на весь следующий год, даже если количество пользователей моих информационных систем возрастет в два раза. За этот год у “Ростелекома” что-то поменяется в рамках его инвестиционной программы, или я найду схему перехода на западных партнеров.
PC Week: Что будет экономически выгоднее, то и станете использовать?
М. Г.: Совершенно верно. Мы четко считаем деньги наших налогоплательщиков.
PC Week: Спасибо за беседу.