С середины 90-х, когда “ВымпелКом”, первым среди операторов “большой тройки”, самостоятельно продавал телефоны (тогда еще стандарта DAMPS) и до 2008 г., когда начал реализовывать модемы для 3G-сетей, в операторских магазинах предлагалось оборудование исключительно сторонних производителей “железа”. Но рыночная ситуация с реализацией именно операторских устройств в России наконец-то начинает напоминать ситуацию в странах Европы, где сами провайдеры мобильной связи заказывают у весьма адаптивных иностранных производителей те телефоны, роутеры и модемы, которые будут продаваться именно под их брендом.
“ВымпелКом” начал двигаться в этом направлении последним из конкурентов, представив в середине декабря линейку оборудования под своим брендом. Причем — активно повторяя ходы конкурентов. Ради справедливости отметим, что на этом небольшом рынке они все действуют похоже.
Пока что наиболее активны в продаже абонентского оборудования “Скай Линк” и МТС, у “МегаФона” и “ВымпелКома” набор устройств несколько меньше, да и стартовали они оба почти в конце 2010 г. Но с увеличением популярности ОС Android у операторов появилась возможность не только заказывать, причем весьма недорого, необходимые им смартфоны для сетей 3G, но и стимулировать разработку приложений — поисковых, для социальных сетей, информационно-развлекательных. Основными поставщиками всей линейки операторского “железа” на российском рынке являются компании Huaweiи ZTE, практически полностью даже не разделившие, а “подмявшие” под себя весь объем подобных заказов. Объясняется это крайне высокой адаптивностью подобных производителей, которые готовы поставлять подобное “железо” любому оператору, причем величина партии может начинаться с 5 тыс. устройств.
В настоящий момент линейка операторского оборудования у операторов связи вполне сформировалась — в каждой категории “железа”, в основном для частных пользователей, ставка у оператора связи делается на 2—3 ударных предложения без особенных изысков. Наибольшие продажи и разнообразие моделей демонстрирует сегмент мобильных модемов — счет здесь идет на миллионы штук. Это портативные USB-устройства стандартной функциональности и с небольшой стоимостью в районе 500—600 руб. Операторы уже пару лет как реализуют такие устройства “залоченными” для работы только в своей сети и в виде коробочных предложений с интернет-тарифами, предполагающими ограничения, в основном, по пропускной способности канала. Самые новые модели на рынке мобильных модемов — ZTE MF112, ZTE MF658, а также Huawei Е171 и Е1820.
Кстати, весьма перспективный в настоящий момент сегмент рынка — портативные UMTS/Wi-Fi-роутеры размером с картхолдер для банковского “пластика” со встроенным аккумулятором для “раздачи” доступа в Сеть 2—3 пользователям. Подобные решения есть как у “ВымпелКома”, так и у МТС — но пока в тесте, продажи начнутся в течение первого квартала 2011 г.
На втором месте — недорогие по стоимости телефоны “только для звонков": такие устройства продаются как “вторая трубка”, для разговоров в роуминге (пусть и с “туристическими” SIM-картами), как локальный телефонный номер в командировках и т. д. Надежность их не очень велика, но небольшая цена компенсирует качество исполнения. Иногда такие устройства продаются крайне удачно — к примеру, только А100 от “ВымпелКома” продано за последние месяцы больше 800 тыс. шт. Разумеется, продажа таких устройств реализуется не только для увеличения мобильной выручки, но и для привлечения новых абонентов — они получают бонусы при первоначальном подключении в виде нескольких сотен минут и SMS. У МТС подобные устройства существуют под индексами Basic 140, МТС 236, у “МегаФона” — G2200 и “Минифон”.
Линейка терминалов “среднего уровня” реализуется оператором, в основном, для поддержки принципа small screen — ситуативное использование интернет-сервисов (к примеру, с помощью браузера Opera Mini), а также работа в качестве мобильного модема для ПК (чаще всего — подключение по Bluetooth). У “ВымпелКома” в этой категории отмечена модель С100, у МТС — МТС Trendy Touch 547, МТС Touch 540, у “МегаФона” — U1270.
Tor одна категория, которая развивается только сейчас — смартфоны с сенсорным дисплеем и предустановленными интернет-приложениями, “заточенными” на большое потребление интернет-трафика (карты, видеохостинги, социальные сети). Это, конечно, не iPhone и даже не Blackberry, но при цене в 7—12 тыс. руб. они вполне конкурентоспособны на рынке — пусть даже вместо логотипа производителя там и “красуется” шильдик оператора связи. Стандартная комплектация таких устройств — MP3-проигрыватель, microUSB, оптический трекпад и поддержка карт памяти microSD. Кстати, именно для таких устройств операторы проявляются наибольшую гибкость в формировании тарифных планов, которые за одну абонентскую плату комплектуются не только временем для голосовых звонков, но и SMS- и интернет-трафиком. У “ВымпелКома” в этой категории представлена модель Е300, которая может работать как Wi-Fi-роутер, у “МегаФона” — смартфоны U8110 и U8230, а у МТС это изделия МТС 916, MTC Qwerty.
Не оставляет операторов и желание реализовывать интернет-планшеты “аля iPad”— правда, если договорится с Apple или Samsung не получается, то вполне реально получить примерно аналогичные устройства от Huawei. Причем, под управлением ОС Android, что минимизирует стоимость разработки приложений. Вдобавок, подобные планшеты комплектуются “телефонной составляющей” — с их помощью можно не только выходить в Интернет, но и совершать голосовые звонки. Кроме того, планшет может работать как USB-модем. Причем, с помощью SIM-автоидентификации пользователям будет доступен как интернет-трафик через 3G, так и Wi-Fi во всех хотспотах операторов связи. У “ВымпелКома” — это модель М2, у МТС — S7.
Кроме того, можно предположить, что развитие смартфонов и интернет-планшетов под своим брендом существенно увеличит заинтересованность операторов связи в строительстве своих магазинов контента (прежде всего — видео) и приложений, где оплата будет проходить не только со счета мобильного телефона, но и с помощью пластиковых карточек. Дополнительный доход для операторов связи при реализации кастомизированного оборудования — это возможность “продажи мест” в их памяти поставщикам сторонних решений, от социальных сетей до банков и продуктовых ритейлеров, как только те захотят установить в них специальные приложения именно для своих клиентов. И это — помимо денег от продажи трафика и части стоимости конкретного контента на рынке VAS. Все-таки брендированное оборудование — очень выгодный бизнес. Не исключено, что именно в операторских моделях смартфонов в будущем появятся и чипы NFC, раз уж операторы стали уделять большое внимание мобильным платежам именно “через мобильник”.