Одной из актуальных тенденций современных ИТ является более широкое использование различных вариантов аутсорсинга ИТ-инфраструктуры, в том числе в рамках облачных моделей. В то же время повышение спроса вкупе с одновременным ростом требований со стороны заказчиков определяют необходимость реализации ИТ-поставщиками новых подходов как к созданию центров обработки данных, так и к реализации схем взаимоотношений с заказчиками. О том, как все это выглядит в российской действительности, обозревателю PC Week/RE Андрею Колесову рассказал руководитель направления “ИТ-услуги” компании Tieto Роман Сулицкий.
PC Week: На одном из недавних круглых столов по тематике облачных сервисов прозвучало мнение — и с ним в целом согласилось большинство участников — о том, что зарубежные поставщики инфраструктурных услуг совсем не стремятся в нашу страну. Но пример вашей компании говорит как раз о другом. Что же привело Tieto в Россию и как вам тут работается?
Роман Сулицкий: Компания Tieto исторически появилась и активно развивалась в скандинавии. Сегодня мы присутствуем в 30 странах, при этом страны Северной Европы, Германия и Россия остаются для нас ключевыми направлениями развития.
История компании началась в 1968 г., с 1999 г. после слияния со шведской Enator она работала под комбинированным именем TietoEnator, в марте 2009-го стала носить сегодняшнее название. Сейчас в компании работает более 17 тыс. специалистов. Основной профиль нашей деятельности — ИТ-услуги и консалтинг, а также исследования и разработки. Но в этом комплексе также и создание собственных ЦОДов, и предоставление на их основе сервисов различного уровня — это фундамент бизнеса Tieto.
У нас уже имеется целая сеть ЦОДов: три основных находятся в Хельсинки, Стокгольме и Москве, еще три вспомогательных — в Санкт-Петербурге, Осло и Копенгагене. Как видите, по числу дата-центров Россия уже лидирует, хотя мы начали работать тут не так давно. Немногим более двух лет назад мы приобрели права на аренду ЦОДа в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, он использовался как вспомогательный для поддержки наших решений, в том числе для поддержки работающих здесь наших клиентов из Северной и Западной Европы. Спустя некоторое время, с учетом полученного опыта и после оценки перспектив роста российского рынка, руководство Tieto приняло решение о стратегическом расширении своего присутствия в России с выделением целенаправленных инвестиций. В частности, было решено создать свой базовый ЦОД; в результате нынешним летом совместно с компанией “АйТеко” создано предприятие “Трастинфо”. Сейчас этот ЦОД загружен примерно на треть своих мощностей и имеет очень хорошие возможности для расширения.
PC Week: В какой степени этот ЦОД соответствует современным требованиям, в том числе для реализации облачных моделей?
Р. С.: Центр является довольно новым, он строится по модульной схеме. По мере заключения контрактов с заказчиками вводятся в эксплуатацию новые комнаты с соответствующим оборудованием, которые подключают к имеющейся инженерной инфраструктуре с возможностью добавления дублирующих систем. Сейчас во всем мире существуют две важные стороны развития ЦОДов — энергосбережение и экология (Green IT). Для скандинавских стран вопрос экологии особенно актуален, степень “зелености” наших центров, например, по уровню вредных выбросов, повторного использования материалов достаточно высока и полностью удовлетворяет жестким европейским требованиям.
Что касается собственно ИТ-средств, используемых внутри ЦОДа, то в нашем распоряжении имеется очень широкий спектр программных и аппаратных технологий. Оптимальный вариант их применения в конкретных случаях определяется в соответствии с требованиями клиента, но с учетом наших предложений, основанных на собственных типовых рекомендациях. Например, в аппаратном плане это могут быть и RISC-, и x86-архитектуры. Но то, что в любом случае это будут передовые технологии, остается неизменным принципом, причем в стандартизированном варианте с оплатой по прайс-листу. Например, этой осенью мы в Москве начали предоставлять инфраструктуру — третьими в мире — на основе программно-аппаратных комплексов Vblock и виртуальных вычислительных сред (VCE), предлагаемых стратегическим альянсом VMware, Cisco и EMC (см www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=127225. — А. К.).
PC Week: В связи с активным обсуждением облачных моделей сейчас постоянно говорится и про типы услуг — PaaS, IaaS, частные облака, публичные. К какой категории относятся предоставляемыми вами сервисы?
Р. С.: Мы позиционируем себя как поставщика стратегического ИТ-ауторсинга, покрывая всю линейку ИТ-услуг, необходимых заказчикам. В том числе в рамках сотрудничества с клиентами мы создаем совместные предприятия, которые выполняют функции ИТ-подразделений компаний. То есть наша инфраструктура — это только база, на которую надстраивается весь нужный сервисный комплекс. Впрочем, мы можем предоставлять услуги и без нашей инфраструктурной составляющей. В целом мы, в отличие от многих хостинг-провайдеров, ориентируемся на работу со средними и крупными заказчиками и можем реально предложить им фактически не ограниченные по мощностям ИТ-ресурсы.
Если пользоваться облачной терминологией, то мы предлагаем услуги в вариантах частного, совместно используемого и гибридного облаков. В первом случае данные и процессы управляются в пределах организации без ограничений по сетевой пропускной способности в соответствии со всеми требованиям безопасности и законодательства, необходимыми и для случая использования публичного облака. Во втором варианте облачные службы предоставляются поставщиком услуг, но на основе использования юридических и коммерческих договоренностей, которые можно многократно применять в работе с большим количеством внешних компаний, обычно с крупными или средними. Третья схема — комбинация публичного и частного облака, где пользователи обычно извлекают менее важную для бизнеса информацию на стороне и обрабатывают ее в публичном облаке, тогда как критически важные для бизнеса сервисы и данные оставляют под собственным контролем. В целом я должен подчеркнуть, что облачные сервисы Tieto всегда будут адаптированы к существующим бизнес-сервисам клиентов и облачным бизнес- решениям других компаний. Все это позволяет клиенту полагаться на единого поставщика для полного удовлетворения своих бизнес-потребностей.
Мы предлагаем многоуровневый набор сервисов: начиная от предоставления инженерной инфраструктуры, в которой заказчик устанавливает свои собственные привезенные им серверы со всем содержимым, и заканчивая бизнес-приложениями “под ключ”. Например, клиент установил свое оборудование и ПО. Потом ему понадобились дополнительные мощности по хранению данных. Он может выбрать — привести свою аппаратуру или арендовать у нас. Затем нужно обеспечить решение вопросов безопасности, в том числе каналов связи, внутри собственной сети. Далее — операционная поддержка ОС, приложений, администрирование баз данных. Например, мы можем взять на себя работы по сопровождению и управлению базисным уровнем ERP-систем при том, что самим прикладным решением на уровне бизнес-логики занимался заказчик. Но Tieto, в принципе, занимается также и проектами по внедрению бизнес-приложений и может обеспечить поддержку их функционирования в полном объеме в режиме сопровождения.
PC Week: Каков же сегодня спектр ваших клиентов? Сейчас в российском ИТ-сообществе идут дискуссии о реальных перспективах облачных моделей, и в них часто звучит мнение о том, что внешние облака — это не для нас. Что вы думаете по этому поводу?
Р. С.: Наши заказчики — это средний и крупный бизнес всех вертикальных отраслей, а также различные сервис-провайдеры. В принципе, мы может предоставить клиенту и один сервер, но это потребует столько же усилий по согласованию и формализации процессов, что и для 50 серверов. Таким образом, модель становится слишком громоздкой для проектов малого масштаба. Мы всегда обеспечиваем высокий уровень качества, что подтверждается SLA-соглашением, для заказчика имеет смысл идти на это, имея в виду достаточно большой пул ресурсов.
PC Week: Вы сказали о наличии у вас инфраструктурных решений Vblock. Вы их уже физически установили у себя?
P. C.: Привезти и установить оборудование — дело нехитрое. Нужно все протестировать, проверить возможности внутренней сети и внешних каналов связи, запустить реальные приложения и проанализировать продуктивность работы оборудования. Сейчас уже всем понятно, что виртуализация — это магистральный путь развития корпоративных ИТ. Но выйти на этот путь и успешно продвигаться по нему совсем не так просто, как это можно было заключить из маркетинговых рассказов, звучавших еще год назад. Перейти к применению виртуализации на базе существующей инфраструктуры — это лишь первый шаг. А дальше быстро приходит понимание того, что под виртуальные среды нужна соответствующая, ориентированная именно на виртуализацию инфраструктура.
Перенос приложения в виртуальную среду — это тоже не очень тривиально. В любом случае нужно провести тестирование. На рынке имеется несколько систем виртуализации, каждая со своими особенностями. Заказчику нужно выбрать подходящий ему вариант, а далее — реализовать его. Все это требует усилий высококвалифицированных специалистов.
PC Week: В ваши функции входит помощь заказчику в выборе системы виртуализации?
P. C.: Мы можем этом сделать, но мы нацелены на предоставление готовых сервисов. Клиент обращается за нужным функционалом, а на основе какой системы виртуализации он реализован, часто не имеет для него значения. Я хочу пояснить: мы предлагаем заказчиками набор услуг, сформированных в матрицу сервисов — от самых простейших, начиная с аренды ИТ-инфраструктуры, до стратегического партнерства. Набор сервисов определяется в каждом отдельном случае.
PC Week: Как вы оцениваете уровень зрелости российского рынка услуг, на котором вы работаете?
P. C.: Мне кажется, что уровень предложения в сегменте услуг внешних ЦОДов отстает от потребностей заказчиков. К тому же нужно иметь в виду, что практически весь этот сегмент сосредоточен в Москве и Санкт-Петербурге, а также в некоторых крупнейших областных центрах. Но, все же, сейчас процесс создания дата-центров в крупных городах страны идет во многом благодаря усилиям телеком-провайдеров. И мы в этих работах также участвуем, в том числе как консультанты и интеграторы. В целом можно сказать, рынок ЦОДов в России сформировался, идет его насыщение. По моим данным, в Москве есть не более пяти коммерческих дата-центров, включая наш, с уровнем надежности 3. На этом уровне конкуренция пока не очень ощущается.
PC Week: Спасибо за беседу.