Наверное, не будет ошибкой такое утверждение: отличительной чертой PR-политики фирмы “1С” является уникальный для российского ИТ-рынка (а возможно, и экономики страны в целом) уровень информационной открытости о состоянии и динамике развития бизнеса. Традиционно отчет о проделанной работе за год директор “1С” Борис Нуралиев представляет на пресс-конференции, проходящей в рамках ежегодно проводимого в декабря “Дня Бухгалтерии” ( см. прошлогодний отчет . Если принять во внимание системообразующее положение “1С” на российском ИТ-рынке, то получается, что на основе данных компании можно увидеть достаточно представительную картину общего положения дел в отечественной ИТ-отрасли, в том числе в разрезах по времени и по отдельным сегментам.
Специфика текущего этапа “жизненного цикла” фирмы заключается в том, что “1С” находится в процессе подготовки к преобразованию в публичную компанию и выхода на IPO. Об этом намерении руководства фирмы стало широко известно еще полтора года назад. В целом такие планы, имея в виду масштабы присутствия “1С” на рынке, не очень удивили наблюдателей, хотя момент — на дворе стоял разгар кризиса — был явно не подходящим для такого шага. В то же время эксперты отмечали, что для перехода в новый статус фирме придется проделать большую работу по повышению прозрачности ее весьма сложной организационной структуры. Ведь, как известно, в холдинг “1С” помимо собственно головной фирмы входит несколько десятков самостоятельных подразделений, дочерних и совместных предприятий.
Именно с сообщения о том, что “1С” продолжает подготовку к выходу на IPO, начал рассказ о прошедшем деловом годе Борис Нуралиев, но при этом сразу подчеркнул, что конкретных сроков начала публичного акционирования нет (осторожно было сказано о такой возможности в ближайшие пару лет). Он с удовлетворением отметил, что фирма в нынешнем году впервые вошла в рейтинг Forbes 200 крупнейших непубличных компаний России, заняв в нем 174-е место с оценкой выручки по итогам 2009 г. в 11,3 млрд. руб. Именно в контексте задачи повышения прозрачности бизнеса продолжается начатая еще 2009 г. реструктуризация холдинга с более четким выделением различных направлений работы.
Как обычно, компания представила график динамики развития своего бизнеса за последние годы, однако на этот раз он по структуре и составу отличился от варианта прошлых лет. Принципиальным моментом стало то, что сейчас впервые были показаны данные по холдингу в целом, включая дочерние и совместные предприятия (рис. 1), но с элиминацией внутригрупповых оборотов.
Произошли изменения и в представленной структуре бизнеса. Ранее давались сведения по самой “1С” с разбивкой по трем основными направлениям — деловой софт, дистрибуция, мультимедиа. Теперь же мультимедийно-игровое направление представлено выделенной еще в прошлом году компанией “1С-СофтКлаб” (нужно иметь в виду, что помимо нее играми занимаются и другие предприятия холдинга, в том числе, например, “Бука”). В этом году в отдельную структуру под названием “1С-Интерес” был выделен также бизнес розничных продаж. Таким образом, сейчас внутри собственно “1С” остались дистрибуция других поставщиков ПО и разработка своего делового софта под маркой “1С:Предприятие”. Отметим, что сейчас эти два направления в отчете “1С” показаны в суммарном показателе (ранее было раздельно). И еще один важный момент (в плане сопоставления нынешнего графика с вариантами прошлых лет) — объем продаж центральной фирмы “1С” стал меньше (речь идет в первую очередь о дистрибуции, часть ее оборота ушла в “1С-СофтКлаб” и “1С-Интерес”).
Если теперь посмотреть собственно на “погодовой” график, то тут можно увидеть, что в этом году последствия кризиса еще не были преодолены, уровень 2008 г. (и даже 2007-го) не достигнут. (Это видно по сведениями о дистрибуции и продажам делового ПО; значительный рост мультимедийного направления “1С” объясняется рыночными приобретениями.) Учитывая то, что “1С” всегда демонстрировала темпы заметно выше среднеотраслевых, можно с большой долей уверенности предположить, что показатели российского ИТ-рынка в целом будут в 2010 г. намного ниже докризисных. Но тут нужно сделать важное замечание: все данные “1С” приведены в долларовом исчислении (с учетом повышения валютного курса, показатели в рублях выглядят намного оптимистичнее — в них получается, что докризисный уровень уже достигнут).
Данные по бизнесу “1С-Интереса” хорошо показывают, что экономические проблемы прошлого года в минимальной степени затронули розничные продажи ПО — тут докризисные показатели уже преодолены (рис. 2). Как сообщил Борис Нуралиев, сейчас в рамках этой сети функционируют 42 магазина (из них 18 в Москве) общей площадью 4280 кв. м. В новом году будут появляться новые точки продаж, но главной задачей будет повышение эффективности работы существующих магазинов.
Сильнее всего кризис ударил по дистрибуции ПО, и восстановление тут идет тяжелее всего (рис. 3). Впрочем, видно, что продажи российского софта росли даже в трудные времена, но надо забывать, что его доля в структуре поставок в 2009 г. (после резкого снижение объема зарубежного ПО) составляла примерно четверть. В качестве основных тенденций было отмечено снижение маржи партнеров и дистрибьюторов, повышение требований к квалификации партнеров со стороны вендоров, а также сокращение доли продаж через ритейловые сети общего профиля. При этом продолжается устойчивое увеличение спроса на решения по безопасности, антивирусы.
В структуре доходов группы “1С” доля системы экономического ПО “1С:Предприятие” выглядит не очень внушительно (по абсолютным показателям сейчас это сопоставимо с дистрибуцией), но в данном случае нужно иметь в виду, что сравнивать объемы перепродаж чужого ПО и продуктов собственной разработки просто некорректно. С точки зрения создания добавленной стоимости, несомненно, “1С:Предприятие” было и остается ключевым (и можно уверенно сказать, что и наиболее прибыльным) направлением деятельности “1С”.
По мнению Бориса Нуралиева, “1С” и ее партнерская экосистема успешно преодолели кризис и смогли усилить свое присутствие на этом рынке. Напомним, что данные IDC по рынку интегрированных систем управления предприятием полностью подтверждают эту оценку — по итогам 2009-го доля “1С” на этом рынке составила 22,3%, увеличившись за год на 3,6 пункта.
Докризисный уровень продаж в экономическом ПО еще не достигнут, но можно предположить, что темпы восстановления здесь выше среднеотраслевых. За 11 месяцев 2010 г. продажи лицензий “1С:Предприятия” по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. выросли в долларах на 32%, в рублях — на 25,2% (рис. 4). Поставки продуктов версии 8 растут опережающими темпами, но доля версии 7.7 все же еще довольно существенна (22%). В нынешнем году особенно быстро увеличивались продажи продуктов “1С:Бухгалтерия 8” (30% в штуках и 46% в долларах), “1С:Управление торговлей” и “1С:Розница” (49% и 56% соответственно ), а также “1С:Зарплата и управление персоналом 8” (61% и 59%). В целом можно также отметить рост “среднего чека” покупки.
Принципиально важным показателем развития бизнеса, связанного с экономическим ПО “1С”, является устойчивый рост доходов от регулярного информационно-технологического сопровождения (maintenance) “1С:Предприятия” — он не прекращался даже в 2009 г. В текущем году рост объема продаж тут составил 41,4%. Это свидетельствует о том, что клиенты готовы платить за поддержку средств автоматизации и информационную поддержку (а в начале нынешнего десятилетия покупатели “1С:Предприятия” просто не понимали, почему они должны оплачивать сопровождение).
Особый интерес, конечно же, представляют сведения по работе “1С” на корпоративном рынке. Следует подчеркнуть, что представленные данные по числу реализованных проектов отражают лишь внедрения, зарегистрированные на сайте “1С”, но все же даже с этой поправкой можно судить о динамике деятельности фирмы в данном направлении (рис. 5).
Отдельно нужно сказать, что именно в 2010 г. началось продвижение на рынок продуктов, реализованных на качественно новой технологической платформе “1С:Предприятие 8.2”, выпущенной осенью 2009-го. Перевод прикладных программ на эту систему выполняется как путем постепенной замены отдельных модулей, так и путем выпуска приложений нового поколения. Летом этого года появилось первое комплексное “экономическое” приложение, полностью выполненное на версии 8.2 — “1С:Управление торговлей 8 редакция 11” (в конце 2009-го был выпущен первый 8.2-продукт — “1С:Документооборот 8”).
Помимо дальнейшего повышения масштабируемости приложения и реализации работы через Web- или тонкий клиент версия 8.2 позволяет реализовать ролевой интерфейс и гибкое управление правами доступа в соответствии с функциональными обязанностями пользователя. Борис Нуралиев подчеркнул, что в развитии “1С:Предприятия 8.2” больше внимания уделяется поддержке средних и крупных заказчиков, но его использование в небольших компаниях также вполне возможно. Более того, автоматизация управления небольшими фирмами продолжает оставаться одним из неизменных фокусов работы “1С”, и перспективы роста бизнеса в этом секторе являются весьма значительными.