Традиционные пакеты эфирного ТВ уже не пользуются спросом — “зомбо-ящик” интересует хоть и большую, в абсолютных числах, аудиторию, но обычно это те пользователи, у которых просто нет выбора. Хотя, успех спутникового “Триколор-ТВ” и других вариантов платного ТВ в какой-то степени нивелировал необходимость смотреть только основные ТВ-каналы с мощным сигналом, которые в обязательном порядке ретранслируются по всей территории России.
Провайдеры мобильной связи еще в прошлом году пробовали развивать свои проекты мобильного ТВ с помощью технологии DVB-H , но по прошествии времени выяснилось, что спроса эта услуга не имеет. В основном из-за того, что для ее получения абонентам требовалось приобретать отдельное оборудование, а оператору — вкладывать деньги в дорогостоящую инфраструктуру. При этом абонентская база запустивших услугу компаний (к примеру, “ВымпелКома” или “Скартела”), несмотря на активные рекламные усилия, исчисляется тысячами абонентов (к примеру, на лето 2010 г. у “ВымпелКома” их было всего 8,5 тыс.). Причем — без особых перспектив роста.
А вот IPTV, доставляемое на устройства пользователей по мобильной сети передачи данных , имеет куда как больше шансов стать действительно массовой услугой. Благо для ее получения абоненту нужен только интернет-планшет или смартфон. Сервисы “Мобильное ТВ” и “Видео-портал” (более таблицу 1) после недавнего анонса “ВымпелКома” запущены у операторов “большой тройки”, причем счет абонентов идет на сотни тысяч. Тех, кто не только готов, но и платит за получение телесигнала на свои карманные портативные устройства связи. Причем таких устройств, часто кастомизированных операторами связи, становится все больше.
Кроме того, подключение к подобном проектам мобильного IPTV для абонентов на практике достаточно простое. Просмотр видеоконтента организуется либо с помощью встроенного видеоплеера мобильного устройства (пока что чаще всего — смартфона), либо с помощью загружаемого TV-клиента, который интегрирует в себе программу передач, выставляет параметры качества сигнала исходя из ширины пропускного канала и позволяет клиенту быстро переключаться между получаемыми от сервера ТВ-каналами. Решение обычно типовое и поставляется операторам сторонними разработчиками (к примеру, Spb Software): для провайдера мобильной связи только добавляется отдельный интерфейс представления информации в клиентской части и подбирается необходимое количество каналов и тарифных пакетов, на которые будут делать ставку его маркетологи. Типичное предложение на рынке — базовый канал и расширенный, как вариант выделяют канал программ “для взрослых”. На большую детализацию операторы связи пока идти не готовы — воспитать бы спрос на те решения, которые уже есть.
К слову, контакты с правообладателями обычно организуются достаточно быстро. Дело в том, что все это — IP-стримминг, то есть поставляемая видеоинформация никак не сохраняется на устройствах пользователей. Таким образом, работа по “модели YouTube” вполне себя оправдывает и не вызывает нареканий у производителей ТВ-продукции, как отечественных, так и зарубежных. А небольшие ТВ-каналы, которым важно набрать аудиторию, еще и готовы доплачивать оператору связи за возможность попасть в базовый пакет каналов — правда, пока в этом случае речь идет о тысячах долларов в месяц. Но и это неплохо для пока что нишевого сервиса.
Модель для клиента в случае с мобильным ТВ пока достаточно проста и банальна — ему предлагаются только эфирные каналы, реже можно найти тематические каналы, подборки видеороликов и записи спортивных состязаний. Совсем нереально обнаружить видеосервер оператора связи, где были бы структурированы выпуски новостей, информация для деловых людей, видео сериалов, трейлеры новых фильмов и т. д. Такой работой, необходимой для популяризации мобильного ТВ как контент-проекта, никто еще не занимается. Да и абоненты пока не особенно требовательны к качеству картинки и содержанию, что дает возможность операторам транслировать сюда такой же набор программ, как и в IPTV, передаваемое по фиксированным каналам связи. Из полезных добавлений — разве что программа телепередач, да функция “картинка в картинке”. Но при этом — никаких “видео по запросу” или “виртуальных магнитофонов” не предоставляется. Хотя, технически и практически организовать это не так уж и сложно. Мешает, видимо, небольшая средняя продолжительность просмотра видео на телефоне: типичная модель потребления — это просмотр “урывками” по несколько минут в день. Но зато — постоянно. Если клиент “подсел” на использование этого сервиса, как говорят маркетологи операторов “большой тройки”, он будет регулярно использовать этот сервис там, где есть качественная сеть 3G (кстати, метро для такого сервиса — наилучшее место, если у оператора есть связь внутри тоннелей).
Очень вероятно, что в ближайшее время МТС и “ВымпелКом” предложат своим клиентам IPTV для двух технологий сразу — как для фиксированного, так и мобильного варианта просмотра. Будет интересно, если сервер, управляющий услугой, сможет поддерживать если не бесшовное, то достаточно быстрое переключение с большого экрана телевизора на небольшой — смартфона. В этом случае непрерывность просмотра может действительно быть значимым конкурентным преимуществом для подобной услуги.
Как и в фиксированном ШПД, в мобильном IPTV за передаваемый трафик пользователь не платит, ограничиваясь только абонентской платой за сам сервис. А вот в отношении ширины канала для мобильного IPTV есть некоторые ограничения. Дело в том, что все подобные сервисы работают только при условии наличия свободных сетевых ресурсов и достижения минимальной скорости, требуемой для воспроизведения контента. А это — 64 Кбит/с. Правда, никаких дополнительных или искусственных ограничений нет — приоритет у видео на среднем уровне: если сеть не особенно загружена, то смотреть, к примеру, выпуск новостей или трансляцию футбольного матча вполне реально. К примеру, в автомобильной пробке.
| МТС | МегаФон | ВымпелКом |
---|---|---|---|
Название сервиса | «Мобильное ТВ» | «Видео-портал» | «Видео-портал» |
ПО для просмотра ТВ-каналов | Устанавливаемый клиент | Встроенный видеоплеер смартфона | Встроенный видеоплеер смартфона |
ТВ-каналы* | Около 30 — русскоязычные и иностранные | Около 30 в базовом пакете | 23 базовом пакете |
Наличие видеороликов, видеоподкастов | Во время тестовой эксплуатации (идет сейчас) — нет | Да — формально “несколько сотен”, но описания нет | Да — как отдельные ролики, так и целые каналы, к примеру “Юмор" |
Абонентская плата | На время тестовой эксплуатации — бесплатно. | Базовый пакет — 240 руб./мес.
Пакет “18+” — 300 руб./месс. | До 31.01.2011- бесплатно.
С 01.02.2011: базовый пакет — 240 руб./мес.; пакет “Премиум” — 360 руб./мес. |
Тип оплаты | — | Посуточно | Посуточно |
Плата за подключение | Нет | Нет | Нет |
Отдельная тарификация трафика | Нет — только за загрузку программы-клиента для просмотра ТВ | Нет — но только при использовании настроек “MegaFon Video”. Для получения настроек — бесплатное SMS-сообщение c текстом “VP” на номер 5049. | Нет, даже при использовании точки доступа Internet.beeline.ru |
USSD-команда** для подписки на сервис | Для Windows Mobile с touch-экраном — *111*701#; >для Windows Mobile без touch-экрана — *111*704#;
для Symbian — *111*702# для Android — *111*703#; для Blackberry — *111*705#; для iPhone — *111*706# | Базовый пакет — *506#.
Пакет “18+” — *506*2# | *506# |
Ограничения при использовании | Только смартфоны, только через сеть МТС | Только смартфоны — все модели | Только смартфоны — все модели, кроме iPhone |
*На основе информации, представленной на веб-сайтах провайдеров мобильной связи
** После знака # надо нажать клавишу отправки вызова