В конце декабря в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) состоялся 10-й “Рождественский фестиваль интерактивных мультимедийных инсталляций”. Подобные фестивали служат своего рода смотром интерактивных технологий, предлагаемых сегодня компьютерными компаниями для системы образования, а заодно помогают преподавателям обмениваться методическими наработками и опытом применения ИКТ в вузовском и школьном образовании.
По традиции в рамках фестиваля прошел финал Digital SMART Art — конкурса художественных работ, созданных учащимися школ и педагогами на интерактивной доске SMART Board. В этом году свои работы на конкурс прислали 117 участников из разных городов России и стран СНГ.
Лучшей анимационной работой учителя признана картина преподавателя начальных классов МОУ СОШ №38 г. Сыктывкара Марии Ячменевой “Сказка про ЖИ и ШИ”. Лучшим художественным произведением учителя, по мнению жюри, стала картина “Осень”, написанная Светланой Жемчюговене, преподавателем МОУ СОШ №4 пос. Ёнский Ковдорского района Мурманской области. В специальной номинации для детей “Мир равных возможностей” победителями стали сразу три ученика школы №4 города Сызрань: Денис Васильев с картиной “Я гражданин своей страны!”, Павел Кочетков (“Моя любимая учительница”) и Юлия Поленова (“Розовые мечты”).
Интерактивные технологии с каждым годом всё глубже проникают в сферу образования, неся перемены, которые можно без сомнений назвать кардинальными. Дело не только в смене бумажного носителя информации на электронный, а также в изменении глубинной психологии восприятия. Например, в отличие от меловой доски, интерактивная доска и экран проектора заполняются изображением моментально и моментально очищаются. Возможно, некоторые ученики поначалу подсознательно воспринимают это как творение и исчезновение информации. Оборудование и ПО для интерактивных презентаций позволяют преподавателю по ходу занятия с легкостью варьировать содержание излагаемого материала с учётом реакций и запросов конкретной аудитории. Благодаря этому каждое занятие становится уникальным не только для учеников, но и для учителя, а преподаваемый материал постоянно варьируется. В таких условиях необходимы иные критерии успеваемости, помимо знания раздела учебника.
Каждому зрителю на интерактивной презентации хорошо видно, как докладчик выбирает шрифты текста, размеры и расположение иллюстраций или видеоокон, регулирует уровень звука, графически выделяет ключевые моменты. Всё это помогает учащимся лучше различать и структурировать информацию разных видов. Другими словами, интерактивные технологии заставляют обращать пристальное внимание не только на содержание, но и на форму.
Отмеченные особенности восприятия естественным образом накладывают отпечаток на взаимодействие между компьютерными компаниями, работающими в сфере образования, и педагогами. Так, разработчики ПО помимо поддержки всевозможных форматов файлов включают в программные продукты различные средства для поддержки образовательных методик, например, тесты, упражнения и т. д. Педагоги не только осваивают работу с компьютером и ПО, но и приобретают базовые навыки компьютерной верстки и дизайна, необходимые, например, для грамотной компоновки слайдов на экране.