Каждый из операторов мобильной связи постепенно увеличивает свою активность в сфере локальных приложений собственной разработки для “умных мобильных”. Все начиналось с локальных версий картографических сервисов, а также приложений для осуществления финансовых транзакций. Между тем, рынок подобного ПО очень велик.
К примеру, не довольствуясь выпуском на рынок только интегрированного решения для персонального общения “МультиФон”, компания “МегаФон” представила первое собственное приложение 3G-iTest, которое теперь бесплатно доступно пользователям iPhone и iPad в AppStore. Логика программного средства достаточно прямолинейна — с помощью этого приложения пользователь может самостоятельно измерить входящую и исходящую скорость передачи данных со своего iPhone или iPad. Приложение позволяет сохранить историю измерений по дате и времени, а также по географическим точкам тестов на карте. При этом трафик, который затрачивается при осуществлении теста, в домашнем регионе для абонента бесплатен. Интересно, будет ли оператор учитывать подобные измерения в статистике своих изменений работоспособности сети (ответственные сотрудники компании на мой запрос, отправленный через Facebook, не ответили). В теории — данных должно хватить и компания могла бы использовать это решение для регулярного тестирования своей 3G-, а в будущем и 4G-сети (как в свое время делали в “Скартеле” с программой “Yota Чемпионы": все-таки для точного представления о реальности только объезда подвижных лабораторий контроля качества маловато.
О желании выпускать целую линейку небольших программ, которые бы закрывали локальные потребности пользователей и были бы доступны в магазинах приложений, руководители различных филиалов “МегаФона” говорили мне еще в прошлом году — и вот, судя по всему, процесс пошел. И этот подход стоит рассмотреть более подробно. Все-таки только сейчас можно констатировать начало развития этого весьма интересного рынка ПО от лица оператора связи. Локальную кастомизацию телефонов и создание операторских порталов контента мы рассматривать здесь не будем — это решения совсем другого порядка.
Основной движущей силой процесса запуска проектов по разработке собственного ПО (физически воплощают их, конечно, аутсорсинговые коллективы программистов) является огромная популярность смартфонов. В линейках каждого оператора связи есть несколько подобных устройств — в основном на ОС Android. Ранее, когда был отмечен взрывообразный рост на мобильные USB-модемы, провайдеры мобильной связи агрессивно эволюционировали в области управляющего ПО для этого типа устройств: сначала такие решения выглядели бледно и обладали совершенно ужасным интерфейсом и минимальным функционалом. Но через полгода-год все подобные решения избавились от проблем с инсталляцией на разных ОС, умели корректно считать статистику соединения, отправлять SMS и выглядели, при установлении связи, вполне дружественно. Сейчас, к слову, в том же “МегаФоне” вполне серьезно рассматривается вопрос о размещении во встроенной памяти новых моделей таких устройств комплекта полезных для пользователя и бесплатных программ, которые помогли бы ему развивать свою интернет-активность. Весьма вероятно, что там будет комплект из антивируса и брандмауэра (демо-версии, либо с ключами на несколько месяцев), программ для VoIP (“Мультифон”), IM-сообщений, записи в блоги и работы с социальными сетями. Скорее всего — еще и браузер. Общий объем такого ПО вряд ли превысит десяток-другой мегабайт, но сэкономит пользователю время на поиск всего этого в Сети — ведь многие мобильные модемы покупают для оснащения доступом в Сеть новых компьютеров, на которых из ПО только операционная система и большое количество бесполезных shareware-программ. Обновления ПО, если они будут необходимы, будут размещены на сервере оператора связи и подгружаться автоматически по льготным ценам на трафик.
Но вернемся к ПО для смартфонов. С чего же начнут операторы связи? Сначала они постараются обеспечить своим абонентам локальный вариант личного кабинета — это увеличит информированность клиентов о списке своих услуг, даст им возможность самим подключать нужные сервисы и, по идее, должно серьезно “срезать” число звонков в абонентские службы (прямая экономия — каждый такой вызов стоит оператору до 10 руб.). Все основные услуги по управлению счетом будут представлены либо в виде общего приложения (наподобие MTS.Pay), либо в качестве отдельных небольших программ: каждый из абонентов загрузит себе то, что необходимо. Главное — “визуализировать процедуры выбора [различных тарифных] опций, чтобы сервисы были доступны “в одно касание”, когда не надо запоминать различные номера для SMS- или USSD-запросов”, — говорит первый заместитель директора cтоличного филиала “МегаФонf” Игорь Акулинин. И в целом он прав — вполне возможно на рынке появятся портативные версии тарифных калькуляторов, для которых абонент будет получать не просто обновления, а автоматически созданные советы по тому, какие тарифные опции он может подключить, в каких акциях поучаствовать и на какой тариф перейти. Причем, все с графическими и цифровыми примерами относительно его персонального профиля потребления (как в новой версии тарифного калькулятора МТС) — ведь эти-то данные о своем клиенте оператор связи отлично знает.
Уверен, будет разработано отдельное приложение для роуминга с автоматически обновляемыми ценами, блоком скидок и тарифных модификаторов, которые можно будет подключить/отключить одним нажатием клавиши (для отключения они будут напоминать о себе в домашней сети с помощью банальных алертов). Не забудут и путеводитель по дополнительным услугам связи — к примеру, загрузке контента: все с весьма дружественным интерфейсом, указанием цены. Эдакие операторские миниатюрные магазины цифрового контента. Вполне вероятно, что текущий функционал социальных сетей наконец-то дополнится операторскими сервисами LBS и более точными координатами, получаемыми с GPS: тогда договорится о встрече в тех же службах знакомств можно будет с теми, кто находится, к примеру, “здесь-и-сейчас” в пешей досягаемости или на соседней станции метро.
Весьма полезным будет и создание социальных агрегаторов, способных не только обеспечить пользователю возможность загрузки своего контента в максимально возможное количество блогов и социальных сервисов, но и интегрирующее все его френд-ленты на одном экране. В таком случае, феномен гиперподключенности в мобильном варианте, наконец-то, станет вполне реальным.