Прошлый год оказался весьма драматичным для выставочного бизнеса, обслуживающего российский ИБ-рынок. Имеется в виду решение держателя бренда международных выставок Infosecurity — компании Reed Exhibitions — расторгнуть договор о проведении экспозиции Infosecurity Russia с помощью российского оператора выставок и конференций РЕСТЭК и передать этот проект компании “Гротек”.
За месяцы, прошедшие с момента принятия этого решения в конце 2009 г., “Гротек” и РЕСТЭК не смогли договориться о вариантах организации в России ключевых мероприятий по тематике информационной безопасности (ИБ), которые устраивали бы все стороны — и самих организаторов, и участников мероприятий. В результате осенью 2010 г. с интервалом в месяц на игроков российского ИБ-рынка свалились сразу два мероприятия: выставка-конференция “INFOBEZ-EXPO/ИнфоБезопасность” и выставка InfoSecurity Russia. StorageExpo. Documation'2010.
По общим оценкам ни “ИнфоБезопасности”, ни InfoSecurity Russia '2010 не удалось “перетащить одеяло” на свою сторону — выставочные площади каждого по отдельности не повторили результат InfoSecurity Russia '2009. Участвовать сразу в обоих мероприятиях, которые проводятся след в след, компании отказываются практически единодушно. В сезоне 2010 г. тех, кто участвовал и в “ИнфоБезопасности”, и в InfoSecurity Russia, можно, сверив списки, пересчитать по пальцам одной руки. Среди них — финско-американская Stonesoft и немецкая G Data Software. У первой из них именно на 2010-й пришлась маркетинговая активизация в нашей стране; эта компания, как сообщила заместитель директора по развитию бизнеса Stonesoft в России Екатерина Яблокова, с пользой для себя отработала обе выставки-конференции и уже выразила согласие на участие в InfoSecurity Russia в 2011 г. Вторая же вот уже несколько лет выступает спонсором лондонской выставки Infosecurity и, как сказал управляющий розничными продажами G Data Software в России Роман Карась, следуя корпоративной маркетинговой стратегии, тоже собирается участвовать в InfoSecurity Russia '2011.
Ни один из двух организаторов не сумел отказаться от смешанной формы выставки-конференции, чего наряду с разведением мероприятий по срокам ожидал и продолжает ожидать рынок. Вместе с тем идею “Гротека” вернуться к формату классической выставки начальник отдела маркетинга компании “ЭЛВИС-ПЛЮС” Роман Кобцев считает правильной: “Выставка отрасли нужна — одна в году, именно выставка, без конференции, когда люди разбредаются по конференц-залам и семинарам, а на стендах посетителей не остается. Если организаторы об этом не договорятся, толку не будет”.
Общее отношение ИБ-компаний к графику проведения мероприятий отражают слова главы представительства Fortinet в России Яна Скасырского: “Нас вполне устроит, если организаторы сумеют договориться о том, чтобы одно мероприятие проходило весной, а другое осенью — мы бы успевали накапливать новые идеи для участия в них. А нынешний график больше похож на решение политических вопросов, а не на организацию выставок как таковых”.
Подводя итоги первого “сезона противостояния”, участники и посетители отмечают сильную конференционную часть “ИнфоБезопасности” и в целом высоко оценивают выставочную часть InfoSecurity Russia. По словам Романа Карася, на InfoSecurity Russia '2010 было хорошо продемонстрировано направление B2B и в то же время для G Data Software показалось интересным, как на “ИнфоБезопасности-2010” были представлены государственные заказчики.
По общему мнению, выбор “Гротеком” западной модели подготовки и проведения мероприятия, когда за несколько месяцев началась плотная индивидуальная работа с каждым участником и посетителем, — это совершенно верный, выигрышный ход, поскольку в результате была сформирована индивидуальная, наиболее эффективная программа участия и посещения,.
Однако по наблюдениям руководителя департамента отдела маркетинга компании “Аладдин Р.Д.” Олега Плотникова, в сезоне 2010 г. такая модель была реализована “Гротеком” не без изъянов. Сравнивая работу своих партнеров на четырех стендах, он пришел к выводу, что если экспоненты доверились организатору, ожидая обещанного и оплаченного сервиса, то ожидаемого количества посетителей не случилось. Успех был у тех экспонентов, кто проявил инициативу дополнительно к усилиям “Гротека”, кто, как выразился Олег Плотников, “отжимал” организатора, заставляя его выполнить свои обязательства.
Единодушно отмечается высокий профессиональный уровень посетителей InfoSecurity Russia. Праздно шатающихся от стенда к стенду в поисках новинок не было даже среди студентов. Практически каждый посетитель пришел за решением своей четко сформулированной задачи и зачастую, благодаря выбранной “Гротеком” модели организации, знал, на каком стенде следует искать ответ.
Генеральный директор компании ИВК Григорий Сизоненко скептически относится к участию в ИБ-мероприятиях. По его наблюдениям, устроители, конкурируя друг с другом, нередко злоупотребляют зрелищностью, привлечением VIP-персон и уводят на второй план собственно демонстрацию достижений отрасли, обмен опытом, завязывание новых деловых контактов. Но для Infosecurity Russia '2010 его компания сделала исключение. В итоге ему понравились продуманность графика проведения круглых столов и семинаров, удачное расположение стендов, процедура регистрации, состав участников — плюсов, по его мнению, в мероприятии было больше, чем минусов.
В целом позитивные впечатления сложились от Infosecurity Russia '2010 и у главы московского офиса компании Trend Micro Вениамина Левцова, даже несмотря на то, что на прямую коммерческую отдачу от нее он не рассчитывает. По его мнению, гораздо важнее, что выставка обеспечила среду сродни социальной сети экспертов, в которой специалистам удалось пообщаться вживую, откровенно обсудить интересующие всех вопросы.
Рост профессионализма участников InfoSecurity Russia '2010, на взгляд директора по маркетингу компании Oberon Дмитрия Поповича, выразился и в том, что на ней отчетливо были слышны голоса тех, кто говорит об ИБ языком, понятным бизнес-руководителям, оценивает ИБ-риски в контексте общих бизнес-рисков. Российский ИБ-рынок, считает он, перерос стадию, когда ИБ воспринимается как набор продуктов и технологий.
Отрадно отметить также, что InfoSecurity Russia '2010 не превратилась, по выражению Дмитрия Поповича, в ярмарку сертификатов соответствия закону “О персональных данных”, — интерес как участников, так и посетителей оказался гораздо шире, и это тоже свидетельствует о росте профессионального уровня российского ИБ-рынка, который смотрит на свои задачи шире, чем предписывают рамки, устанавливаемые регуляторами.
Вместе с тем Дмитрий Попович отмечает, что прошедшая выставка уже не представляет реальный “срез” российского ИБ-рынка из-за того, что в мероприятии не участвовали многие разработчики средств защиты и поставщики услуг в области ИБ. “На мой взгляд, российский рынок информационной безопасности сегодня как никогда нуждается в площадке для общения. Но вопрос, будет ли этой площадкой именно Infosecurity Russia, выставка, которая то по одним, то по другим причинам с каждым годом собирает все меньше посетителей и участников”, — сказал он. В то же время генеральный директор компании Miktera Виктор Минин считает, что InfoSecurity — единственный присутствующий в России адекватный международный бренд в области ИБ, и смена операторов не должна сказываться на его роли и качестве. Удастся ли этому бренду устоять в России и выполнять миссию главной национальной профессиональной ИБ-выставки, покажет время.