Наиболее восприимчивыми к дистанционной оплате своих услуг в России, как ни странно, оказываются транспортные компании и операторы связи. В этих двух отраслях четко знают — пользователю надо дать возможность покупать услуги через Сеть с помощью банковских карт, поскольку это существенно экономит операционные расходы для компании и увеличивает средний чек от удовлетворенных сервисом клиентов. Вдобавок, потребители все чаще используют мобильный Интернет — для решения повседневных задач, включая банковские операции и покупки через Сеть с использованием пластиковых карт. За data-трафик тоже желательно иметь возможность заплатить дистанционно. Поскольку я являюсь абонентом всех крупных российских операторов связи, “большой тройки” и Tele2, рассмотрим как же у них реализована дистанционная оплата с помощью банковских карточек — ведь запускать интернет-банк может быть долго, электронный терминал самообслуживания может просто не работать, а что такое карты пополнения счета многие вполне заслуженно забыли.
Разумеется, заплатить с помощью банковской карты за связь можно было давно — но в большинстве случаев это требовало от пользователя “привязать” свою карту в офисе провайдера мобильного доступа: до этого, конечно, доходили далеко не все клиенты. Сейчас ситуация упростилась — все операции можно провести дистанционно через Сеть. Правда, из четырех рассматриваемых нами компаний две (“ВымпелКом” и “МегаФон”) категорически требуют “привязки” карты к своему сервису дистанционно — по аналогии с PayPal: пользователь при регистрации “пластика” должен точно указать тестовую сумму, которую на его счету блокирует сервис. Для пользователей МТС, кстати, это необязательно — порог входа здесь отсутствует, можно платить с любой карты за любой номер — самый быстрый вариант спонтанной оплаты из всех операторов “большой тройки”. Ну а в Tele2 пошли по промежуточному пути развития — если платить через веб-страницу, то можно и без регистрации, а если есть желание, можно пополнять счет с помощью USSD-команд или SMS. Более подробно информация о сервисах указана в таблице 1.
Платежи через Сеть удобны нескольким категориям пользователей. Во-первых, конечно, это “роумеры”, подключенные по pre-paid — если деньги на счету заканчиваются за границей, то обещанного платежа не хватит надолго, как и возможного индивидуального кредита, поскольку большими эти суммы не бывают (в районе 1—2 тыс. руб.). Единственный вариант — выбрать интернет-кафе и быстро, на официальном сайте оператора связи, пополнить свой счет с помощью пластиковой карты. Вторая и более многочисленная категория абонентов — пользователи “зарплатных проектов”, которые оперативно обнуляют свои счета каждый месяц, используя для этого банкоматы. Ведь платежи через Сеть вполне реально осуществлять без дополнительных платежей — здесь, как в терминалах, работающих под брендом Qiwi или, особенно, Cyberplat, не наткнуться на комиссию в 10% просто за проведение платежа (даже при платеже свыше 500 руб.). В принципе, платежи по банковским картам идут вообще без всяких отдельных комиссий, если не считать желания некоторых, обычно небольших интернет-магазинов выставить для владельцев “пластика” цены на 3—5% сверх указанной цены. Но у провайдеров связи такого не замечено. Причем минимальная сумма пополнения — от 10 руб. у “МегаФона” и 50 руб. у Tele2 до 100 руб. у МТС (в терминалах самообслуживания, для сравнения, такие взносы дискриминируются максимальной комиссией). В-третьих, с помощью сайта можно оперативно пополнить счета сразу нескольких клиентов — это быстрее, чем в терминалах самообслуживания, банкоматах или салонах связи — правда, к сожалению, функционала с регулярными платежами операторы связи пока не предлагают, это вам не развитые возможности интернет-банков. Правда, в отличие от тех же терминалов самообслуживания, деньги на счет зачисляются действительно мгновенно — никаких перерывов, технических сложностей и задержек обычно не бывает. Хотя процессинги иногда, конечно, “падают” по техническим причинам. Организация самого процесса пополнения счета обставлена не сложнее оплаты в любом интернет-магазине. По умолчанию от пользователя требуется только ввести номер карты, CVV2, имя держателя карты и срок ее действия. Если у того или иного процессинга работает система антифрода (как у МТС), то на веб-страничке пользователя попросят ввести еще и почтовый адрес, а также наименование банка-эмитента карты (хакеры, покупающие номера карт сотнями, этого просто не знают). Разумеется, стоит указать сумму взноса и нажать “оплатить”. При быстром доступе в Сеть весь процесс занимает вряд ли больше 3—5 минут.
Разумеется, при оплате стоит соблюдать простые правила безопасности. Лучше всего платить виртуальной пластиковой картой или той, которая у вас предназначена для платежей через Сеть — чтобы денег там было не так уж и много и реквизиты было не страшно “засветить”. Хотя все операторы связи работают через надежные процессинги, достоверного взлома которых до сих пор не зафиксировано, поберечься все-таки стоит. Необходимо отметить и типовые ограничения по совершению платежей — не больше 3—5 платежей с одной карты в неделю и десяток — в месяц (самые четкие правила в этой связи прописаны у МТС: у остальных надо догадываться). Кроме того, для защиты от фрода применяются ограничения по суммам — больше 10—12 тыс. с одной банковской карты на сотовую связь не перевести. Но это с запасом — типичный ARPU по России составляет около 400 руб. Отметим, что отменить платеж можно достаточно просто — если, к примеру, ошиблись с номером: просьбу скорректировать платеж можно отправить прямо с официального сайта оператора мобильной связи. А вот для возврата денег надо обращаться в свой банк. Кроме того, в случае расторжения абонентского договора неизрасходованные средства, полученные в рамках услуги, могут быть возвращены только на банковскую карту, с которой был совершен платеж. То есть “забрать налом” не получится. Есть и особенности — часто операторы связи пишут о том, что “к оплате принимаются карты, выпущенные российскими банками, с помощью которых можно оплачивать покупки через Интернет” — в индивидуальном порядке можно платить и картой иностранного банка-эмитента. Но это требует обращения в call-центр вашего провайдера
| МТС | “МегаФон" | “ВымпелКом" | Tele2 |
---|---|---|---|---|
Название сервиса | "Онлайн-Платеж" | "Система приема платежей" | "Мобильный платеж" | "Пополнение счета" |
Оплата за один телефон с привязкой/без привязки карты | Нет/Да | Да/Нет | Да/Нет | Да/Да |
Оплата за несколько телефонов в одной транзакции | Да | Нет | Нет | Нет |
Почтовое уведомление о проведении платежа с кодом транзакции от процессинга держателю карты | Да | Да | Да | Да |
Поддерживаемые типы карт | Visa, MasterCard | Visa
MasterCard | Visa
MasterCard | Visa
MasterCard |
Платеж с помощью веб-страницы | Да | Да | Да | Да |
Платеж с помощью USSD/SMS | Нет | Нет | Да — при регистрации карты | Да — при регистрации карты |
Платеж с помощью приложения для смартфонов | Да | Нет | Нет | Нет |
Адрес сервиса | www.mts.ru/help/action_account/account/card_internet | pay.megafonmoscow.ru | mobile.beeline.ru/msk/pay/bank.wbp | oplata.tele2.ru |