Бум PR-активности на тему SOA (сервисно-ориентированная архитектура) уже давно прошел, и у многих осталось впечатление, что это был очередной маркетинговый мыльный пузырь, надутый усилиями ИТ-поставщиков. Однако на самом деле с трактовкой “мыльного пузыря” никак нельзя согласиться, хотя нужно признать и то, что PR-шумиха в момент своего пика сильно превышала уровень реальной значимости данной концепции, тем самым существенно мешая ее продвижению (хотя, впрочем, это обычное дело для любых инноваций в ИТ).

Напомним, что концепция SOA подразумевает использование высокоуровневого компонентного подхода к построению корпоративных ИТ-систем на основе общей интерфейсной шины и технологий Web Services. Широкое обсуждение и продвижение этих идей началось в 2005-м. Наверное, сейчас можно сказать, что первый этап применения SOA завершился года два назад — к этому времени данная архитектура заняла на рынке определенные довольно прочные позиции, хотя ее долю в корпоративном сегменте на тот момент нельзя было признать значительной.

И тем не менее многие эксперты в области корпоративных ИТ считают, что именно SOA уже в видимой перспективе станет одной из основных архитектур при создании информационных систем (см. www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=125588 и www.pcweek.ru/idea/article/detail.php?ID=128073). Более того, по сути эта концепция является одним из базовых элементов применения облачных моделей вычислений. И тут можно вспомнить, что изначально она предназначалась для создания распределенных ИТ-систем с использованием внешних (независимых) Web-сервисов. Правда, в силу ряда объективных причин (в том числе касающихся безопасности, надежности и производительности) пока SOA применялась в основном для создания замкнутых решений исключительно из внутренних компонентов. Но сейчас можно вполне уверенно констатировать, что “пилотный” этап опробования и апробации SOA уже завершен и начинается реализация более масштабных проектов, в том числе национального масштаба.

Примером могут служить выполняемые на федеральном уровне работы по созданию единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая в свою очередь должна стать ключевым интеграционным компонентом формируемой в стране системы предоставления предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. К сожалению, официальных сведений по поводу этого интересного и важного проекта пока не так много, но утвержденные в конце прошлого года приказом Минкомсвязи технические требования к СМЭВ позволяют однозначно говорить, что в ее основе лежат как раз SOA и Web Services*.

Учитывая растущую актуальность и перспективы применения SOA, интересно посмотреть, как обстоят дела с применением этой концепции и поддерживающих ее технологий на мировом рынке. Для этого можно познакомиться с основными положениями последнего отчета Gartner, выпущенного осенью 2010-го (Magic Quadrant for Application Infrastructure for Systematic SOA-Style Application Projects — “Магический квадрант для инфраструктуры приложений в прикладных проектах с систематическим использованием SOA”).

Общая оценка Gartner

По мнению Gartner, сегодня SOA — одно из ведущих направлений в области инфрастрактуры разработки, развертывания и поддержки приложений масштаба предприятия (см. также www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=121123). Эта модель используется в большинстве новых софтверных проектов; она подразумевает применение композитных приложений, в которых внешняя пользовательская деловая логика отделена от внутренней логики выполнения собственно операций. При этом новые функции реализуются на базе сервисов уже существующих приложений.

Gartner говорит о том, что на практике может быть выделено два основных варианта использования SOA: решение частных интеграционных проектов и систематическая реализация в рамкам предприятия в целом. В последнем случае поддержка SOA требует многофункциональной инфраструктуры приложений, зачастую формируемой в виде комбинации технологий различных вендоров. Однако реализация SOA здесь возможна лишь при условии, что в организации разработана ИТ-стратегия, а ИТ-служба выполняет роль заказчика и проектировщика ИТ-инфраструктуры, а также системного интегратора.

По мнению Gartner, такие систематические SOA-проекты будут определять развитие корпоративных ИТ-систем как минимум в пятилетней перспективе. При этом основные акценты при проектировании будут делаться на моделировании топологии приложений и разработке ИТ-сервисов. Оркестровка новых и уже существующих, в том числе внешних сервисов уже сейчас является ключевым требованием при создании композитных приложений.

В своем магическом квадранте Gartner представила 23 ИТ-компании — этот обширный список включает и ведущих мировых ИТ-поставщиков, и специализированных разработчиков ПО. Однако лидирующая группа представлена ушедшей в значительный отрыв “большой тройкой” мегавендоров: IBM, Microsoft и Oracle.

IBM

SOA-портфель IBM включает немалый набор решений из состава ее семейства WebSphere 7, среди которых можно выделить несколько групп продуктов:

  • средства поддержки взаимодействия с пользователями и реализации внешней бизнес-логики — WebSphere Portal Server и WebSphere sMash;
  • инструменты и технологии реализации сервисной шины предприятия (ESB), оркестровки сервисов и моделирования систем в целом — WebSphere Process Server, WebSphere Enterprise Service Bus, WebSphere Message Broker, а также программно-аппаратный комплекс WebSphere DataPower XI50 и разного рода вспомогательные SOA-инструменты (такие, как WebSphere Integration Developer и WebSphere Business Modeler);
  • базовые инфраструктурные средства — WebSphere Application Server и большой набор сопутствующих компонентов (в том числе WebSphere eXtreme Scale, WebSphere Virtual Enterprise, WebSphere Compute Grid, WebSphere ILOG, WebSphere DataPower XC10 и WebSphere CloudBurst).

Безусловными сильными сторонами IBM являются глобальное присутствие на мировом ИТ-рынке как в географическом, так и в отраслевом разрезах, традиционно крепкие позиции в сфере инфраструктурного ПО промежуточного уровня, а также гигантская инсталлированная база различных ее аппаратных и программных продуктов в целом. Решения корпорации полностью покрывают весь спектр задач SOA. Нужно также отметить, что в последние пять лет именно IBM была наиболее активным пропагандистом идей SOA, приложившим большие усилия для маркетингового продвижения не только своих продуктов, но и концепции в целом.

Планы развития WebSphere включают дальнейшее продвижение в области SOA, в том числе поддержку ключевых отраслевых стандартов (в частности, Java EE 6, OSGi, SCA и S-RAMP), реализацию тех или иных сценариев применения SOA (обработка экстремальных транзакций, событийная обработка, высокопроизводительные и параллельные вычисления, взаимодействие с коммуникационными приложениями), формирование пакетов инновационных продуктов (здесь в первую очередь имеются в виду разного рода преднастроенные программно-аппаратные комплексы), а также выполнение широких маркетинговых инициатив (например, Smarter Planet) и применение фокусных стратегий с использованием различных бизнес-моделей на вертикальных рынках. Вся эта работа ведется с опорой на глобальную партнерскую сеть корпорации и широкий набор предложений (усуги, методические рекомендации и пр.) от подразделений IBM Global Business Services и IBM Software Group.

Разумеется, предложения IBM (причем не только в области SOA) ориентированы на реализацию масштабных проектов. Но в таких крупных системах у заказчиков возникают определенные проблемы в связи с необходимостью приобретения, развертывания и интеграции множества программных решений и компонентов. Кроме того, для мониторинга и управления может возникнуть необходимость в средствах IBM Tivoli. Помимо значительных финансовых средств это требует высокого профессионального уровня как при проектировании SOA-систем, так и при их поддержке. Нужно отметить, что движение IBM в сторону более широкого использования моделей открытого ПО (речь, в частности, идет о сервере приложений WebSphere Community Edition на базе технологии Apache Geronimo) пока не находит должной отраслевой поддержки, в том числе со стороны сообщества Open Source.

Некоторые компоненты базового уровня (например, WebSphere eXtreme Scale, WebSphere Compute Grid, WebSphere CloudBurst, WebSphere DataPower XC10) на рынке еще не слишком популярны, поэтому заказчикам сначала нужно проверить возможность применения этих средств в своих специфических сценариях развертывания.

Microsoft

Сильные и слабые стороны платформы приложений Microsoft изначально во многом определяются тем, что все эти технологии в значительной степени привязаны к операционной системе Windows Server. Применительно к SOA речь тут идет о .NET framework и ASP.NET, Internet Information Server, Windows Process Activation Services, Windows Server AppFabric и других средствах. Для управления лучше всего применять отдельно приобретаемые инструменты семейства Microsoft System Center. В последние годы, особенно с появлением версий 2007 и 2010, Microsoft SharePoint превратился в самодостаточную (со своими правилами и стандартами) платформу для разработки и развертывания пользовательских приложений.

Windows Azure (включая Windows Azure AppFabric и Windows Azure SDK) теперь представляет собой облачную альтернативу (правда, пока не в полной мере) традиционной (развертываемой на площадке заказчика) технологической платформы Microsoft. Кроме того, компания предлагает набор онлайновых вариантов специализированных решений (например, SharePoint Online), которые могут работать под управлением обычной Windows Server и состав которых постоянно расширяется.

Microsoft имеет не только гигантскую базу клиентов и установленных у них продуктов, но и надежную репутацию в огромном мировом сообществе разработчиков ПО. При этом компания опирается на широкое использование ее языков программирования и инструментальных средств во всех отраслях и географических регионах, что обеспечивает высокую доступность ее средств на рынке и относительно невысокую стоимость реализации ИТ-проектов. Софтверный гигант постоянно работает над повышением производительности и масштабируемости своих технологий, а в последние годы добился заметных успехов в обеспечении безопасности и управляемости своих решений.

Стратегический акцент в развитии своего ПО корпорация делает на использование моделей облачных вычислений, явно опережая своих основных конкурентов на корпоративном рынке (IBM и Oracle) и уже получая реальный опыт в этом быстро растущем направлении ИТ-бизнеса. Именно SOA лежит в основе базовых методов проектирования приложений в среде Windows Azure. Глубокая интеграция технологий Microsoft со всем семейством ОС Windows (включая настольные) обеспечивает высокий потенциал всего технологического стека компании в плане производительности и доступности.

Но определенной проблемой Microsoft является то, что она довольно поздно занялась SOA и ее разговоры о поддержке Web Services как коммуникационных методов носят порой довольно декларативный характер. Так, ее средства бизнес-моделирования для SOA имеют существенные ограничения (хотя недавнее появление UML в Visual Studio можно считать шагом в правильном направлении). Некоторые фундаментальные SOA-технологии реализуются в ПО Microsoft не в полном объеме или с заметным запозданием. Например, реальная поддержка репозитария для сервисов и возможности SOA-моделирования появились лишь в недавно завершенном проекте Oslo. Обработка SOA-событий в основном сосредоточена в рамках BizTalk Server. Правда, поддержка этих функций имеется в Windows Communication Foundation, но это низкоуровневая среда промежуточного ПО, программирование в которой довольно трудоемко и требует высокой квалификации.

Хотя стиль работы Microsoft на рынке постоянно эволюционирует, все же базовая бизнес-модель компании и ее корпоративная культура еще не полностью соответствует весьма консервативным требованиям к ИТ масштаба крупных корпоративных систем, которые характеризуются длительными циклами продаж, долгосрочными отношениями с заказчиками и жесткой необходимостью в непрерывности бизнеса. К тому же все ПО Microsoft может работать только в среде ее ОС Windows, хотя при этом оно обеспечивает взаимодействие с другими платформами.

Oracle

Сегодняшняя позиция Oracle в сфере SOA определяется возможностями ее продуктового семейства Oracle Fusion Middleware (OFM) 11gR1, которое выпускалось в течение года с июля 2009-го по июль 2010-го и включает следующие программные наборы:

  • Oracle WebLogic Suite (Oracle WebLogic Server, Oracle Coherence, Oracle WebLogic Real Time, Oracle WebLogic Operations Control и другие компоненты), обеспечивающий поддержку всего базового стека средств на основе технологий Java EE;
  • Oracle SOA Suite (Oracle Service Bus, Oracle BPEL Process Manager, Oracle Business Rules, Oracle B2B, Oracle BAM и ряд дополнительных средств), отвечающий требованиям к реализации ESB и оркестровке сервисов;
  • Oracle WebCenter Suite (Oracle WebCenter Services, Oracle WebCenter Spaces и другие продукты), реализующий функциональность пользовательского уровня;
  • Oracle JDeveloper — набор средств моделирования и разработки ПО.

Безусловно, OFM — это большое и быстро развивающееся направление бизнеса Oracle, которое позволило компании стать одним из крупнейших поставщиков инфраструктурного ПО промежуточного уровня. Данные средства используют тысячи организаций по всему миру в самых разных вертикальных сегментах при реализации крупных, критически важных для бизнеса SOA-проектах. OFM представляет собой интегрированное семейство продуктов (набор средств разработки Oracle JDeveloper, единый инструмент управления Oracle Enterprise Manager, общие средства Oracle Metadata Services и Oracle Service Infrastructure). Дорожная карта OFM включает развитие базовых SOA-технологий. В комбинации с аппаратными средствами Sun Microsystems вся система OFM теперь составляет систему Oracle Exalogic Elastic Cloud, которая потенциально позволяет компании покрыть все потребности в SOA-приложениях, в том числе в вариантах SaaS и PaaS.

В то же время нужно иметь в виду, что неизбежным следствием стратегии приобретений (наиболее существенные в SOA-направлении — BEA Systems, Sun Microsystem и AmberPoint) являются постоянные усилия по интеграции полученных технологий и поддержке пользователей унаследованных решений. Имеются некоторые проблемы и в совместимости продуктов Oracle на уровне конечных пользователей. И конечно же продуктовый набор OFM 11g R1 ориентирован на крупные, высокомасштабируемые проекты.

* По сведениям наших читателей, СМЭВ представляет собой продукт класса ESB на базе технологий Oracle. Генеральный подрядчик проекта — “Ростелеком”. Прообразом СМЭВ была система электронного взаимодействия в проекте “Электронная Москва” (он ведется с 2004 г.), которая должна была обеспечивать интеграцию городских информационных систем и ресурсов.