Мировой экономический кризис, разразившийся в 2008 г., на российской ИТ-отрасли сказался особенно болезненно. Число новых проектов резко сократилось. Как это отразилось на бизнесе системных интеграторов? Какие направления оказались наиболее востребованными? На вопросы научного редактора PC Week Сергея Свинарева отвечает первый заместитель генерального директора компании “Открытые Технологии” по коммерции Григорий Шевченко.
PC Week: Дало ли вызванное кризисом изменение структуры ИТ-рынка толчок к развитию сегментов сервиса и аутсорсинга?
Григорий Шевченко: И да и нет. Если рынок ИТ-услуг в нашей стране уже сформировался, то аутсорсинг пока больше присутствует в разговорах, чем в реальной практике. Связано это с тем, что подобный вид услуг еще не имеет у нас общепринятых стандартов. На мой взгляд, главное в аутсорсинге — определение меры ответственности подрядчика (аутсорсера), который берёт на обслуживание наиболее критичные для бизнеса заказчика информационные системы. Эта ответственность сегодня формулируется в требованиях SLA и в тех или иных штрафных санкциях за их нарушение. Для заказчика здесь кроются значительные риски, но нередко у него нет альтернативы: ИС становятся столь сложными, что эксплуатировать их только собственными силами становится всё более и более накладно. Стандартная поддержка вендоров далеко не всегда спасает, поскольку оказывающие ее организации зачастую склонны перекладывать ответственность друг на друга, и предприятию приходится привлекать третью сторону для поиска компромисса, часто за дополнительные деньги.
Иными словами, переход на аутсорсинг сегодня — это уже объективная необходимость. Но как заказчику выбрать аутсосрера? Вряд ли он подпишет соглашение с компанией, не имеющей опыта управления схожими ИС. Наиболее естественный путь — постепенная передача услуг на аутсорсинг тому системному интегратору, который сам внедрял данную ИС и оказывал стандартную техническую поддержку по отдельным компонентам и решениям. Многолетний опыт успешного сотрудничества с таким интегратором повышает уровень доверия к нему со стороны заказчика. Поэтому многие наши заказчики обращаются к нам с такими предложениями. В подобных ситуациях мы предлагаем им либо полностью открыть нам доступ ко всем компонентам ИС, либо четко ограничить зоны нашей ответственности путем составления SLA. Имея большой опыт такой деятельности, аутсорсер способен существенно снизить свои риски. У заказчика положение более сложное: в случае сбоя подсистем, не подконтрольных аутсорсеру, он не сможет предъявить тому штрафные санкции. Но что еще важнее, в результате его ИС может перестать на какое-то время поддерживать критичные бизнес-процессы. Все это стимулирует передачу (пусть и постепенную) всех критичных ИТ-услуг на аутсорсинг той компании, которая уже давно предоставляет стандартную техподдержку и пользуется доверием заказчика.
Доверие — доверием, но необходимы и некие материальные стимулы, побуждающие аутсорсера не допускать критических сбоев. Обычно заказчик оценивает потенциальный ущерб от простоя той или иной системы и в зависимости от этого назначает соразмерные штрафные санкции. У “Открытых Технологий”, к примеру, есть аутсорсинговые договора, в которых минута простоя стоит нам пять тысяч долларов. Как вы понимаете, терять по пять тысяч долларов в минуту мы не заинтересованы ни при каких условиях и потому делаем всё для того, чтобы таких простоев по нашей вине не было. Конечно, реальный ущерб зависит от многих обстоятельств, и в отдельных случаях он может оказаться существенно большим, нежели прописано в договоре. Это называется “упущенной выгодой”, но исчисление штрафных санкций по такому параметру в аусторсинговых договорах сегодня не практикуется.
PC Week: Можно ли ожидать, что ситуация на рынке ИТ-аусторсинга существенно изменится в нынешнем году?
Г. Ш.: Не думаю, что произойдут какие-либо кардинальные перемены. Их можно ожидать только тогда, когда будут объявляться тендеры на оказание подобных услуг крупным госзаказчикам. Сейчас таких тендеров нет: все ограничивается банальной технической поддержкой отдельных подсистем. Одна из основных причин состоит в том, что Федеральный закон о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд 94-ФЗ не предусматривает определение формальных требований к качеству предоставляемых услуг, а следовательно, не предполагает SLA. На мой взгляд, без стандартизации услуг аутсорсинга ситуацию в этом отношении изменить не удастся. Кроме того, необходимо как-то формализовать оценку уровня компетенции аутсорсера в тех областях, за которые он берется отвечать. Ведь сегодня тендеры, объявляемые государственными организациями, нередко выигрывают откровенно слабые компании просто за счет демпинга. А все проблемы впоследствии сваливаются на заказчика, который в силу существующей нормативной базы просто вынужден был заключать договор с таким исполнителем.
PC Week: Как известно, аутсорсинг очень “человекоемкое” занятие. В штате крупных западных аутсорсеров десятки тысяч специалистов. Достаточно ли людских ресурсов у российских системных интеграторов?
Г. Ш.: Формально вы правы, но здесь нельзя не учитывать масштабы экономик западных стран и уровень развития ИТ в них. Там аутсорсинговые практики развивались десятилетиями и получили очень широкое распространение. В России нет столь крупных транснациональных компаний, как, например, в США, а потому и требования к ресурсам аутсорсеров здесь совсем иные. Нам собственных ресурсов вполне хватает для предоставления ИТ-аутсорсинга крупным российским компаниям и государственным организациям, имеющим свои подразделения во множестве регионов. Если специалистов недостаточно, мы их легко находим: сегодня дефицита на рынке инженерных кадров нет. В штате дирекции сервиса и аутсорсинга “Открытых Технологий” в настоящее время около 70 человек, 10 из них — управленцы, а остальные — инженеры. И им удается осуществлять ИТ-аутсорсинг у десятков заказчиков. Причем автоматически проводится мониторинг загрузки инженеров и показателей качества их работы. В настоящее время этот департамент приносит 15—17% доходов всей компании “Открытые Технологии”. Любопытно, что еще три года назад эта цифра была существенно ниже — около 10%. То, что такой рост наблюдался несмотря на кризис, вполне объяснимо: многие предприятия не инициировали в эти годы новые проекты, но старые системы эксплуатировались и поддерживались по-прежнему. В то же время внутренние сервисные ИТ-службы многих крупных заказчиков раздуты, там работают сотни сотрудников, и все они на первый взгляд крайне заняты. Руководство этих компаний постепенно начинает понимать, что нужно сокращать расходы на собственные службы эксплуатации, и все чаще задумывается об аутсорсинге. В таких случаях мы иногда переводим в свой штат небольшую часть сотрудников ИТ-депаратамента заказчика, которым поручаются рутинные задачи поддержки конечных пользователей, трудно решаемые в удаленном режиме.
PC Week: Какие еще направления деятельности могут повысить конкурентоспособность системного интегратора?
Г. Ш.: Одно из них — предложение отдельным отраслям хорошо отработанных специализированных решений. Перспективность данного направления нам стала ясна еще лет пять назад. Тогда и было принято решение создать внутри компании центры компетенции по тем отраслям, в которых у нас есть богатый опыт работы. В эти центры привлекались люди, глубоко разбирающиеся в специфике отрасли и имеющие длительный опыт работы в ней на должностях, не связанных с ИТ. Так, в нефтегазовом центре компетенции у нас трудятся специалисты, которые долгое время работали на промыслах и знают о специфических задачах и проблемах не понаслышке. Два года назад на основе нашего нефтегазового центра была создана дочерняя компания “ОТ Ойл”. В ее портфеле есть специализированные решения для разведки, разработки и эксплуатации месторождений нефти и газа, которые сегодня используются на большинстве российских нефтяных предприятий.
Выяснилось также, что по степени развития ИТ разные отрасли существенно отличаются друг от друга, и это тоже следует учитывать, предлагая заказчикам те или иные решения. Так, сегодня очень бурно развивается розничная торговля, требующая современных инновационных решений: там очень высока заинтересованность в ИС для поддержки всевозможных программ лояльности покупателей, которые должны взаимодействовать с самыми разными компонентами корпоративной ИС. Сейчас мы как раз работаем над созданием подобной системы и в случае ее успешного внедрения у нескольких ритейлеров будем предлагать её в качестве специализированной. Таковым уже стало наше фронтальное решение для розничных сетей, реализующее рабочее место кассира. В портфеле “Открытых Технологий” есть также отраслевые решения для энергетики и государственных структур. Одно из них — так называемый “Безопасный город”. Речь идет о комплексном решении, включающем системы видеонаблюдения, сбора информации с различных датчиков, средства экстренной связи и оповещения, ситуационный центр и т. д. Такие решения уже внедрены в двух российских городах — Уфе и Самаре, и еще в десятке городов завершено проектирование и идет подготовка к внедрению.
PC Week: Есть ли перспективы у специализации системного интегратора в определенных узких технологических нишах?
Г. Ш.: Я бы говорил скорее о перспективных технологиях, которые со временем могут получить самое широкое распространение. Сейчас, например, наряду с серверной виртуализацией всё большую популярность у заказчиков приобретают решения для виртуализации рабочих мест. Среди многочисленных достоинств таких решений хотел бы обратить внимание на кардинальное снижение расходов на поддержку конечных пользователей, что крайне важно для аутсорсера, поскольку в рамках этой архитектуры такая поддержка возможна в дистанционном режиме.
Другое развиваемое нами направление — относительно недорогие суперкомпьютеры, построенные на базе как универсальных процессоров (CPU), так и многоядерных графических процессоров (GPU) Nvidia Tesla, используемых для высокопроизводительной обработки больших массивов данных. Технология таких гибридных кластеров все шире применяется во всем мире. Недавно мы заключили эксклюзивное соглашение с разработчиком подобных систем — компанией NextIO, позволяющее нам собирать такие суперкомпьютеры и устанавливать их в тех организациях, которым приходится решать очень сложные расчетные задачи, но при этом они не готовы покупать традиционный суперкомпьютер за 10 млн. долл. Аналогичный по мощности гибридный кластер обойдется им раз в десять дешевле, а стоимость начальной конфигурации (5 Тфлопс) составит около 60 тыс. долл. Наряду с традиционными задачами системного интегратора по установке и поддержке “Открытые Технологии” будут осуществлять консалтинг по применению тех или иных программных средств для решения с помощью гибридных кластеров практических задач, например, в области геологоразведки, медицины, финансового анализа и др.
PC Week: Спасибо за беседу.