“Граждане готовы, государство — нет” — так можно охарактеризовать основной итог социологического исследования, проведенного компанией “КОРУС Консалтинг” по оценке состояния дел с реализацией идеи предоставления государственных услуг в электронной форме и готовности общества к использованию этих схем взаимодействия с официальными структурами. Правда, нужно иметь в виду, что фокусная группа скорее отражает мнение верхнего слоя среднего класса России, с высоким уровнем потребностей и знающего о положении дел в мире: в опросе, состоявшемся в январе 2011-го, приняли участие 100 топ-менеджеров и руководящих сотрудников российских компаний.
Мнение представителей этой социальной группы достаточно единодушно: разговоры о построении в нашей стране информационного общества пока не реализовались в соответствующие результаты, выполнение соответствующих планов идет медленно. Основная причина тому — недостаточная активность государства. 82% опрошенных считают, что электронные госуслуги находятся в зачаточном состоянии, а оптимистов, которые оценили бы, что госсервисы работают на должном уровне, не нашлось вообще. “Безобразно”, “отвратительно”, “невозможно развивать автоматизацию госуслуг с нынешним госаппаратом” — так характеризуют респонденты современное состояние дел в сфере электронных госуслуг.
Они полагают, что само государство — основной тормоз для развития электронного общества: 38% назвали противодействие бюрократии и отсутствие межведомственного взаимодействия основной причиной слабого развития “информационного общества” в России. Еще 12% видят причиной пассивную роль государства. 28% считают, что виной государства является также некачественная реализация сервисов.
Среди главных причин такой ситуации называют отсутствие у чиновников мотивации на оказание качественных услуг гражданам и бизнесу, некомпетентность лиц, принимающих решения в сфере информатизации, заинтересованность чиновников в получении взяток, плохая реализация средств почтовой доставки материальных вещей (например, официальных бумажных документов, в том числе паспортов). Впрочем, есть проблемы и со стороны ИТ-отрасли. Так, по мнению опрошенных, информатизация также пробуксовывает из-за борьбы различных заинтересованных сторон (в том числе крупных транснациональных ИТ-компаний) за доступ к праву предоставления электронных услуг и получение соответствующих преференций. Интересное мнение высказал один из специалистов: “На провалы в информатизации влияет низкая плотность населения страны и, как следствие, высокая стоимость информатизации страны в целом”.
Большинство опрошенных (59%) уверены, что внедрение электронных госуслуг может уменьшить коррупцию в стране. Характерно, что эти данные коррелируют с данными ВЦИОМ от февраля 2010 г. — по мнению 54% россиян, перевод госуслуг в Интернет будет способствовать их доступности, упростит процедуру обращения в органы власти, сократит сроки рассмотрения бумаг. В то же время, значительная часть респондентов (41%) считает, что чиновники найдут обходные пути для личного обогащения в любом случае: “будут воровать всегда”.
Участников исследования в целом высказали личную заинтересованность получать электронные госуслуги. Большинство (58%) к этому готовы уже сейчас, а еще 25% — попробовали бы. 60% опрошенных собирается воспользоваться порталом gosuslugi.ru, даже несмотря на крайне незначительный объем оказываемых на нем услуг. Жаль, что данный опрос не интересовался: кто уже сейчас имеет опыт такого взаимодействия с государством и что же мешает им применять то, что уже есть. Но стоит обратить внимание, что опрос ВЦИОМ годичной давности показал, что лишь 8% респондентов имели опыт обращения в органы власти за необходимой информацией или документами по интернету. Даже среди людей с высшим образованием таких набралось лишь 13%.
В перечне конкретных услуг опрошенные в первую очередь выделяют возможность получения паспортов и оформления виз через Интернет (правда, отметим, что визы — это услуги других государств, не России). Затем идет оформление транспортных средств, получение справок, информации из архивов, сдача налоговой отчетности. Наименее интересно оформление пенсий и получение пособий (что вполне понятно, учитывая специфику фокусной группы).
Как известно, с начала 2012 г. жителям России должна выдаваться универсальная электронная карта, с помощью которой можно будет получать пенсии, платить налоги, а также расплачиваться в магазинах как обычной банковской картой (отметим, что в Москве такая карта есть уже много лет — “социальная карта москвича”). Со временем количество госуслуг, которые можно будет получать по карте, должно достигнуть нескольких тысяч, такая карта может выполнять функции паспорта. 68% участников опроса “однозначно” готовы к введению электронных удостоверений личности. Только 3% опрошенных не стали бы доверять таким документам в силу каких-либо религиозных соображений. Правда, небольшая часть (14%) респондентов выражает опасение, что в случае ввода таких документов могут быть значительные нарушения закона о персональных данных — доступ к электронным базам довольно широкого круга лиц позволит при отсутствии контроля изменять любую информацию.
Резюмируя, можно сделать вывод, что образованные, живущие в городской среде россияне в целом готовы к введению “электронного правительства”. Они с удовольствием примут участие в экспериментах, им интересно все новое и они считают, что Интернет как средство коммуникации с государством гораздо удобнее, чем очередь в приемной чиновника. Но масштаб проблем, связанных с госинформатизацией, настолько обширен, что большинство опрошенных относятся пессимистично к ближайшим перспективам госуслуг в электронном виде.
Правда, есть еще один вопрос. Что понимают респонденты под термином “государство”, которому адресованы основные упреки в медленном движении в сторону создания современного информационного общества? Правительственные и прочие властные и административные структуры или в это понятие входит также общество, население страны? Может быть, фундаментальные проблемы лежат именно в общественном слое государства?
Вопрос | Доля ответов,% |
---|---|
1. Как вы оцениваете степень развития электронных услуг в России | |
В зачаточном состоянии | 82 |
Нормально развиваются, результат будет скоро | 11 |
Хороший уровень уже достигнут | 0 |
Другое | 7 |
2. Основные причины слабого развития “информационного общества” в России | |
Пассивная роль государства | 12 |
Отсутствие межведомственного взаимодействия | 38 |
Тяжелое наследие СССР (неотмененные запреты, регламенты и пр.) | 3 |
Отсутствие у граждан инфраструктуры, Интернета, компьютеров | 2 |
Низкая ИТ-грамотность населения | 12 |
Плохая реализация: мало информации, неудобные сервисы | 28 |
Главное зло — “Почта России”, плохо работают средства доставки | 5 |
3. Лично вы стали бы пользоваться всеми госуслугами в электронном виде? Для вас это удобно? | |
Да, обязательно | 58 |
Я бы попробовал | 25 |
Не всеми, выборочно | 15 |
Нет, мне проще “по старинке" | 2 |
4. Как вы относитесь к электронным удостоверениями личности (паспорт, водительские права и пр.) | |
Не доверяю по религиозным соображениям | 3 |
Не доверяю, так как это означает тотальный контроль со стороны государства | 14 |
Не доверяю, потому что бумажный надежнее и удобнее | 15 |
Я — за, это современно и удобно | 68 |