По данным аналитиков рынка труда, доля женщин, работающих в сфере ИТ, с каждым годом увеличивается, разрушая тем самым традиционное представление о том, что работа в сфере информационных технологий — занятие исключительно мужское. Поэтому сегодня, когда мировая экономика постепенно идет на поправку, компаниям следует обратить особое внимание на ИТ-сотрудников женщин, от которых во многом зависит развитие бизнеса, заявляют эксперты, опрошенные изданием CIO Insight.
Согласно некоторым прогнозам, в настоящее время более половины всех специалистов ИТ-индустрии готовы сменить работу, а поскольку женщины обычно делают это чаще, чем мужчины, большая часть преуспевающих женщин с нетерпением ждет от растущей экономики новых возможностей и перспектив.
В CIO Insight приводится мнение президента американской компании Covisioning Марши Рейнольдс, которая считает, что в 2011 г. из организаций уйдёт больше женщин-сотрудников, чем мужчин. Причины тому не новы: женщины в своей работе по-прежнему сталкиваются с неравной оплатой труда, неравными шансами для повышения и права занимать руководящие должности, с также с неравными возможностями для участия в решении наиболее важных задач, стоящих перед бизнесом.
Кроме того, по мнению г-жи Рейнольдс, женщина смотрит на свою карьеру более широко, чем мужчина. Так, вместо того чтобы прикладывать усилия для продвижения по служебной лестнице в сфере ИТ, она стремится использовать возможности в разных сферах. Многие даже планируют открыть свой собственный бизнес, как только они почувствуют, что приобрели достаточно опыта в корпоративном мире.
Вместе с тем, когда женщины приходят к выводу, что пора сменить место работы, они, как правило, принимают это решение вместе с членами семьи. Ведь мужчин зачастую беспокоит, что их уход из компании может негативно повлиять на семейные отношения.
На основании этого делается вывод, что хотя сегодня компаниям приходится решать немало важных проблем, они не должны отодвигать задачу удержания своего персонала на задний план. Уделяя недостаточно внимания данному вопросу, они рискуют неудовлетворенных сотрудников, особенно женщин, и число таковых будет постоянно расти.
К чему это может привести
По мнению Марши Рейнольдс, компании, которые не прикладывают усилий для удержания своих женщин-сотрудников, обязательно столкнутся с трудностями в бизнесе. Согласно результатам ряда исследований, проведенных в США и Европе, чем больше женщин занимает руководящие посты в организации, тем меньше упала стоимость её акций в кризисные 2008—2009 годы.
В частности, исследование, проведенное университетом Pepperdine и охватывающее период в 19 лет, показало, что компании, входящие в список Fortune 500 и имеющие наилучшие показатели в деле продвижения женщин, превзошли своих конкурентов по уровню производительности на 41—116%. Консалтинговое агентство McKinsey также провело глобальное исследование, которое продемонстрировало значительное превосходство в производительности тех предприятий, где женщины занимают по крайней мере третью часть руководящих управленческих постов.
На основании этого, по словам Марши Рейнольдс, можно сделать вывод, что обеспечение профессионального развития женского персонала и продвижение его по служебной лестнице является просто хорошим бизнесом.
Проблема же заключается в том, что компании, проводя необходимую в кризисные времена организационную реструктуризацию, сократили число уровней управления, приостановив при этом карьерное продвижение как мужчин, так и женщин. Однако даже в этой ситуации, утверждается в CIO Insight, менеджеры могут предпринимать шаги для назначения женщин на высшие посты в руководстве.
Интересно отметить, что, по мнению г-жи Рейнольдс, женщины, добивающиеся наилучших результатов в продвижении по служебной лестнице, руководствуются не только исключительно финансовыми или карьерными целями. Если они принимают предложение занять более высокий пост, то делают это потому, что новая должность ставит перед ними более сложные и интересные задачи.
В CIO Insight приводится ряд наиболее важных мотивов, определяющих поведение женщин в таких ситуациях. Примечательно, что эти мотивы в полной мере относятся и к мужчинам, особенно к молодому поколению. Перечислим их.
Появление новых задач. Женщины любят учиться и энергично берутся за новое дело. Никогда нельзя предполагать, что их внеслужебные обязанности будут помехой для решения новой задачи.
Подтверждение их вклада в общее дело. Обычно женщины хотят знать, как они справляются со своими обязанностями в отношении людей, с которыми взаимодействуют, включая коллег и заказчиков. Недостаточно просто похвалить уровень знаний и квалификацию женщины. Для неё важно, какой вклад она привнесла в бизнес.
Среда, способствующая инновациям и коллективной работе. Женщины любят работать в среде, открытой для широких коммуникаций. Лучше попросить их помочь в создании таких условий, которые вовлекут всех в общий процесс, чем вынуждать работать в иерархической системе.
Содержательная работа. Многие женщины не будут добиваться достижения поставленной финансовой цели, руководствуясь исключительно задачей победить конкурентов. Наиболее вероятно, что они будут прилагать свою энергию для извлечения прибыли, если будут понимать значимость своей работы в рамках общей деятельности компании.
“Женский вопрос” в России
Если оглянуться назад, в нашей стране по большей части всегда преобладало разумное и взвешенное отношение к значимости женщины в профессиональном плане. И действительно, в советские времена среди инженеров, конструкторов, геологов, научных работников и других так называемых мужских профессий насчитывалось огромное число представительниц прекрасного пола. Но какова ситуация сегодня? Так ли благополучно обстоят дела с “женским вопросом”, в частности, в сфере информационных технологий, которая, согласно традиционным представлениям, является исключительно мужским занятием. Легко ли женщине работать в ИТ по сравнению с другими отраслями экономики? И нужно ли ей постоянно доказывать, что она — специалист, и обладать какими-то особыми качествами для построения успешной карьеры? Чтобы прояснить эти вопросы, редакция PC Week/RE обратилась к руководителям ИТ-подразделений ряда крупных российских компаний.
Как выяснилось из ответов всех наших респондентов, сегодня в России в целом и в их компаниях в частности ИТ-специалисты женщины играют заметную роль. Причем они занимают не только рядовые позиции — программисты, технологи, системные администраторы, — но и такие управленческие должности, как ведущие направлений с узкой и глубокой специализацией, руководители отделов и т. п. “Нужно отметить, что они блестяще справляются со своими обязанностями и успешно руководят и мужчинами, и женщинами в своих подразделениях”, — подчеркнула директор по информационным технологиям Уральского филиала ОАО “МегаФон” Анна Белошейкина.
Тем не менее, как считает старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента информационных технологий Дмитрий Назипов, существующий стереотип, что ИТ-специалист — это мужская профессия, сохраняет свою актуальность в России. Так, в Бельгии в одном из банков, где он был с визитом, соотношение сотрудников женщин и мужчин составляет примерно 40 к 60, тогда как в ВТБ эта величина равна 10:90. Разница огромная, и г-н Назипов объясняет её следующим образом. С его точки зрения, ИТ-сфера как профессия в течение последнего десятилетия (когда она получила массовое развитие) не являлась престижной для женщин. Хотя во времена Советского Союза соотношение женщин и мужчин на инженерных должностях составляло 50 на 50, а зачастую число первых даже превалировало. “Нынешний гендерный состав российского ИТ-сообщества с тотальным преобладанием мужчин объясняется вовсе не мужским диктатом и мужским шовинизмом, и не тем, что ИТ-науки непостижимы для представительниц прекрасного пола, а скорее выбором самих женщин, — полагает Дмитрий Назипов. — Наши дамы выбирают профессии, более соответствующие их представлениям о женской доле и женском счастье. И я думаю, что, возможно, они поступают правильно, потому что для этой отрасли интенсивность труда и уровень нервных стрессов весьма высоки, а оплата труда зачастую не столь высока. Хотя мы, мужчины ИТ, были бы счастливы чаще встречать прекрасных женщин в нашем ИТ-сообществе!”.
Противоположной точки зрения придерживается Анна Белошейкина, которая не согласна с утверждением, что ИТ — мужская профессия: “На мой взгляд, к мужским профессиям нужно относить лишь те, которые требуют применения грубой физической силы. Например, копать траншеи или переносить грузы. В интеллектуальных же профессиях нет ограничений”. По её мнению, данный стереотип сложился двадцать-тридцать лет назад, когда ИТ находились в стадии зарождения. В то время это была новая область, осваивать которую первыми стали мужчины. Сейчас же в большинстве профессий пол не имеет значения, так что и в ИТ мужчины и женщины работают наравне.
Вместе с тем наши респонденты выделили целый ряд качеств, которыми обладают представительницы слабого пола и которые выгодно отличают их от сотрудников-мужчин. “Женщины более аккуратны, им в меньшей степени свойственен риск и авантюризм, — убеждена руководитель ИТ-департамента компании “Сибур — Русские Шины” Марина Аншина. — Поэтому они часто являются очень хорошими системными администраторами, где важно семь раз отмерить, прежде чем отрезать. И хотя есть мнение, что женщины теряются в непредвиденных ситуациях, но при наличии хороших планов BCM [Вusiness Continuity Management], разработанных в спокойных условиях системным администратором женщиной, это не так и страшно”.
Помимо этого женщины обладают бóльшим терпением и психологической устойчивостью, чем мужчины, что позволяет им прекрасно выполнять работу менеджеров Help Desk, считает Дмитрий Назипов. “Женщины гибче и лучше умеют ладить с людьми, поэтому они успешнее как руководители проектов, — продолжила Марина Аншина. — И если в определенный момент программисты-мужчины начинают мучиться вопросом, что в их возрасте уже пора выбиваться в начальники, то многие мудрые женщины предпочитают просто хорошо делать любимое дело. Естественно, это приводит к превосходным результатам”.
С таким мнением согласна и Анна Белошейкина, которая выделяет хорошую смекалку, прозорливость и трудолюбие женщин, что позволяет охарактеризовать их как универсальных сотрудников: “В нашей работе мы сталкиваемся с большим количеством изменений, в подобных условиях сотрудницы отличаются серьезным отношением к происходящему и адаптируются гораздо быстрее. У женщин есть естественное стремление к наведению порядка, в том числе и в своей трудовой деятельности. Благодаря этому очень важные задачи эксплуатации в ИТ решаются качественно. Мужчины же априори считают себя более творческими людьми и рутинными процессами занимаются с меньшей охотой”.
Конечно, здесь следует сказать, что наши респонденты считают все отмеченные выше характеристики довольно условными, поскольку отличительные качества сотрудника в большей степени зависят от конкретной личности.
При этом Анна Белошейкина уверена, что сама она как женщина на посту ИТ-директора имеет преимущества и располагает гораздо более широким набором инструментов для мотивации сотрудников: “Эмоциональность, обычно присущая женщине-руководителю, — это её козырь”.
С другой стороны, наши респонденты в целом не разделяют точку зрения, высказанную в CIO Insight, будто бы для женщин следует использовать методы мотивации, отличные от тех, что применимы к мужчинам.
Вот мнение директора Департамента информационных технологий компании “Норильский никель” Геннадия Баумана: “Женщины в нашем ИТ-подразделении — эффективные сотрудники, и у меня никогда не возникало желания, если сотрудник провинился или, наоборот, заслуживает поощрения, категоризовать его по половому признаку. Может быть, первоначально, когда я только пришел на этот пост, я и испытывал определённые неудобства, когда некоторые женщины пытались “выдавить слезу”. Но впоследствии все увидели, что наши правила игры просты и понятны: хорошо работаешь — молодец, плохо работаешь — пожалуйте на выход. И после этого всё у нас встало на свои места”.
“Мотивация сотрудника зависит не от его пола, а относится скорее к индивидуальности каждого человека, — соглашается Анна Белошейкина. — Но, безусловно, есть ряд моментов, которые необходимо учитывать. Если говорить в общем, то женщины требуют к себе большего внимания с точки зрения интереса к их внутреннему миру, жизненным принципам, заботам вне работы. Это очень важный момент в мотивации со стороны руководителя. Случается, поможешь человеку в какой-то мелочи, отнесешься с пониманием и получаешь очень большую отдачу. Мужчины, как правило, более конкретны: поставил задачу, спросил результат, разобрал причины того, что получилось или не получилось. С женщинами нужно поговорить, и это проявляется в женских коллективах”.
А вот Марина Аншина полагает, что чем более индивидуальна мотивация, тем она эффективнее. “Думаю, что женщины более отзывчивы к хорошему и внимательному отношению, к доброму слову, к вовремя сказанному комплименту. И соответственно они нетерпимы к грубости и хамству”, — подчеркнула она.
И наконец, что касается большей мобильности женщин в ИТ по сравнению с мужчинами, как было отмечено в CIO Insight, то Марина Аншина, наоборот, считает, что женщины реже меняют место работы при прочих равных условиях, прежде всего при одинаковых с мужчинами позициях и уровне профессиональных достижений. А поскольку женщины обычно больше внимания по сравнению с мужчинами уделяют семье и детям, то они всё-таки реже достигают высот карьеры и профессии. А чем ниже достижения, тем чаще происходит смена работы.
Кроме того, по ее словам, в период перестройки многие ИТ-специалисты были вынуждены уйти из отрасли в бухгалтерию, торговлю, сферу обслуживания. Прежде всего это касалось женщин, которые занимали низшие позиции в ИТ-подразделениях. “Сегодня информационные технологии энергично развиваются, и массового оттока из отрасли не наблюдается, — подвела итог Марина Аншина. — На мой взгляд, уйти отсюда очень сложно, поскольку работа в ИТ творческая, требующая общения с людьми и позволяющая увидеть результаты своего труда. Её мало что может заменить. Поэтому женщины, как, впрочем, и мужчины, теперь при смене работы чаще остаются в ИТ”.