Одним из немногих отечественных вендоров, которые разрабатывают собственную BI-платформу и базирующиеся на ней приложения, является российская компания “Прогноз”. Так что не удивительно, что ею накоплен богатый опыт работы с заказчиками из госсектора в деле построения информационно-аналитических систем самого разного масштаба и назначения. Научный редактор PC Week/RE Сергей Свинарев беседует с заместителем генерального директора компании “Прогноз” Андреем Селяниным.
PC Week: Ваша компания уже давно выполняет работы для органов государственной власти. Какова специфика таких BI-проектов? Предъявляются ли какие-то особые требования к исполнителю, не свойственные для коммерческих проектов?
Андрей Селянин: Основная специфика проектов для органов государственной власти заключается, как правило, в высоких требованиях к безопасности систем, в значительных объемах перерабатываемой информации, а зачастую и в отсутствии четкой формулировки потребностей заказчика на этапе технического проектирования. Исполнитель должен не только быть грамотным проектировщиком-реализатором, но и глубоко понимать деловые процессы организации-заказчика, иметь высокую компетенцию в предметной области. Кроме того, при выполнении проектов для органов государственной власти предъявляются серьезные требования к функциональности BI-платформы.
PC Week: Каково соотношение в проектах для госсектора заказных разработок и типовых BI-решений? Есть ли у “Прогноза” стандартные “отраслевые” решения, покрывающие потребности тех или иных органов управления?
А. С.: На базе собственной платформы компанией проработаны разнообразные отраслевые задачи, как горизонтальные (решения для энергетики, финансового сектора, социально-экономического развития страны и регионов и т. д.), так и вертикальные (системы сбора данных и построения аналитической отчетности, ГИС-решения, модели развития различных секторов экономики). Использование подобных отраслевых решений значительно сокращает сроки реализации проектов, но требует высокой квалификации исполнителей для настройки и внедрения.
PC Week: Какие задачи сегодня пользуются особым приоритетом у российских госзаказчиков? Каковы тенденции в этом отношении на ближайшую перспективу?
А. С.: Если говорить об общих тенденциях рынка, то приоритетными остаются задачи сбора данных и формирования разнообразных реестров. Востребованы инструменты для формирования аналитической отчетности, все большей популярностью пользуются моделирование различных секторов экономики и прогнозирование их развития.
На ближайшую перспективу, на мой взгляд, все вышеперечисленное останется приоритетным. Кроме того, очевиден интерес органов государственной власти к созданию информационно-аналитических систем руководителя, в том числе с возможностью доступа к ним с мобильных устройств. Еще одной важнейшей тенденцией, которая будет доминировать на рынке, мне представляется переход разработчиков на свободное ПО, что вызвано активной позицией в этом вопросе Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и принятыми постановлениями правительства.
PC Week: Если так велика потребность в реестрах, не стоит ли построить некие общегосударственные системы мастер-данных о гражданах, предприятиях, объектах недвижимости и т. д.? Ставится ли эта задача государством?
А. С.: Формирование единой государственной системы данных — дело крайне сложное, так как находится на пересечении интересов множества федеральных органов государственной власти, которые не всегда готовы к полной передаче своей информации. Сегодня Министерством связи и массовых коммуникаций поставлена и во многом реализована задача создания Системы межведомственного электронного взаимодействия. Она обеспечивает технологически эффективное информационное взаимодействие ведомств за счет повышения надежности, скорости и безопасности передачи информации на основе зарегистрированных сервисов, обеспечивает единые стандарты такого взаимодействия и по сути является высокоуровневой транспортной системой передачи информации. Для обеспечения полной вертикали межведомственного взаимодействия и, как следствие, создания единых общегосударственных реестров требуется решение серьезных методологических задач (в особенности по приведению различных классификаторов к единому виду), а также задач нормативно-правового характера (в первую очередь следует создать нормативные механизмы регулирования передачи персонифицированной информации и доступа к ней).
PC Week: Как вы оцениваете роль свободного ПО при построении ИС в госсекторе? Каковы достоинства и недостатки такого подхода в решениях для органов государственного управления?
А. С.: Необходимо признать, что переход на свободное ПО ныне является одним из основных трендов, позволяющим существенно снизить совокупную стоимость владения программным обеспечением, а также в какой-то мере повысить безопасность и производительность создаваемых прикладных систем. Последние решения правительства Российской Федерации и политика, проводимая Минкомсвязи, направлены на повышение роли свободного программного обеспечения на рынке.
Вместе с тем использование такого ПО выдвигает серьезные требования к реализации проектов, особенно в отношении общесистемных работ. Например, сегодня практически во всех органах государственной власти есть специалисты, способные настраивать и администрировать имеющиеся операционные системы и приложения (в первую очередь Windows и базирующиеся на ней программы), СУБД (как правило, Oracle и Microsoft SQL Server), а также реализованные на их основе решения. Переход на свободное программное обеспечение потребует переобучения персонала и создаст определенные риски на промежуточных этапах.
PC Week: В последнее время раздается много упреков по поводу правил проведения конкурсов для государственных заказчиков. Насколько справедливы подобные претензии? Нужно ли корректировать существующие конкурсные процедуры и в каком направлении?
А. С.: На наш взгляд, ключевой проблемой при проведении ИТ-конкурсов является приоритет цены над качеством при принятии решения. В соответствии с Федеральным законом № 94 значимость критерия качества составляет не более 20%. Таким образом, зачастую на конкурсы приходят фирмы-однодневки, абсолютно не готовые ни по своему опыту, ни по кадровому составу, ни по квалификации к выполнению заявленных работ, однако предлагающие минимальную цену. В результате они выигрывают конкурс с демпингом в пять-шесть раз, после чего в большинстве случаев работу не выполняют. Госорганы, как правило, впоследствии контракт с ними разрывают, но объявление нового конкурса и проведение работы оказываются уже малореальными.
Корректировать процедуры ИТ-конкурсов представляется необходимым и в первую очередь повышать значимость критериев качества. Кроме того, было бы полезно проводить долгосрочные конкурсы сроком на два-три года, не ограничиваясь годовым периодом.
PC Week: Создается впечатление, что действие самой конкурсной комиссии не мониторится средствами ИТ и не анализируется. Может, стоит при построении любой ИС, поддерживающей предоставление госуслуг, в обязательном порядке включать в ИТ-проект создание специальной аналитической подсистемы?
А. С.: Качество работ — один из самых важных критериев экспертной оценки конкурсной комиссии. Однако оценку по данному критерию крайне сложно формализовать. В идеале для этого необходимо создавать внешнюю комиссию, обладающую детальной квалификацией по указанному вопросу и не имеющую представления о фирмах-участниках. В реальной жизни выполнить такое требование совсем не просто.
PC Week: Спасибо за беседу.