“ЧЕРНЫЕ ВНЕДРЕНЦЫ” ПО-ПРЕЖНЕМУ НАНОСЯТ ОГРОМНЫЙ УЩЕРБ РАЗРАБОТЧИКАМ И ПОСТАВЩИКАМ ПО

Всего несколько десятков лет тому назад в нашей стране компьютерными преступлениями считались лишь преступления, связанные с кражами компьютеров, а кражу ПО никто преступлением не считал — ни правоохранительные органы, ни, тем более, сами похитители (физические и юридические лица).

Но все течет, все изменяется. Теперь практически все знают, что кража интеллектуальной собственности — противоправное деяние, преследуемое по закону. Который в нашей стране в этом отношении порой даже более суров, чем в экономически развитых странах Европы.

По оценкам IDC (рис. 1), Россия ныне занимает первое место в мире по темпам снижения уровня пиратства — за пять лет этот уровень снизился с 87% в 2004 г. до 67% в 2009-м. Немалая заслуга в этом принадлежит Некоммерческому партнерству поставщиков программных продуктов (НП ППП), создание которого позволило решить ряд практических вопросов, связанных с защитой прав производителей и поставщиков ПО. Важными событиями в жизни НП ППП являются общие собрания борцов с компьютерным пиратством. Они проводятся два раза в год. При этом обсуждаются наиболее острые проблемы, рассматриваются результаты работы по предотвращению распространения компьютерного пиратства как членов НП ППП, так и правоохранительных органов, производится прием новых членов, решаются организационные вопросы и т. д.

Собрание членов НП ППП, состоявшееся в I кв. 2011 г., было юбилейным. Напомним, что НП ППП было создано в ноябре 2000 г. для координации усилий по борьбе с компьютерным пиратством в каналах сбыта. Этим оно отличается от некоммерческой организации Business Software Alliance (BSA), основная деятельность которой нацелена на искоренение компьютерного пиратства среди корпоративных пользователей. Ныне членами НП ППП является свыше трехсот компаний из более чем 60 регионов России, а также из Белоруссии, Украины, Казахстана, Молдавии и Эстонии.

Этапы большого пути

Но столь многочисленным НП ППП было не всегда (рис. 2). Его учредителями (в ноябре 2000 г.) стали девять компаний: “1С”, “Аскон”, “Гарант”, “ИнтелГрупп”, “Ладомир”, “Ламинфо”, “Логос-К”, “Профит-Центр” и “СибЭксПро”.

В 2001 г. состоялось первое общее собрание НП ППП и первый прием в него новых членов. В тот же год был осуществлен выпуск первого издания книги “Компьютерное пиратство: методы и средства борьбы” и начата работа в регионах. Кроме того, было создано юридическое агентство “Защита поставщиков программных продуктов” (ЮА ЗППП), которое и ныне ежегодно проводит сотни исследований и экспертиз по уголовным делам, связанным с нарушениями авторских прав.

В 2002 г. НП ППП провела (в Красноярске и Анапе) первые совместные семинары с МВД. В тот же год некоммерческое партнерство начало активно взаимодействовать с АП КИТ (Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий) и зарегистрировало свой логотип.

В 2003 г. НП ППП и АП КИТ вошли в состав совета экспертного совета при правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности. В том же году НП ППП начала участвовать в компьютерных выставках и проводить различные антипиратские конкурсы.

В 2004-м представители НП ППП начали активно работать в различных экспертных советах при Госдуме и профильных министерствах. В частности, в 2006 г. в проект 4-й части Гражданского кодекса РФ от НП ППП и АП КИТ было внесено около 40 поправок. Можно также вспомнить вклад НП ППП в совершенствование многих других законодательных актов, затрагивающих интересы ИТ-рынка.

Важным направлением деятельности НП ППП является выпуск собственных изданий. В 2004 г. состоялся выпуск первого издания “Справочника цен на лицензионное программное обеспечение”. Данный справочник — он содержат информацию о среднерыночных ценах на широко распространенные программные продукты — регулярно переиздается и именно на его основе чаще всего определяется размер ущерба, нанесенного правообладателю в результате нарушения его авторских прав.

Итоги

В этом году вышел в свет очередной “Справочник цен на лицензионное программное обеспечение ” (по состоянию на I квартал 2011 г.), подготовленный НП ППП. Он содержит 160 страниц и издан в помощь сотрудникам правоохранительных органов и экспертных учреждений, сталкивающимся в своей работе с необходимостью определять стоимость программных продуктов в ходе судебных процессов, где подозреваемым предъявлено обвинение по ст. 146 УК РФ.

Кроме того, вышло в свет шестое издание “Справочника по корпоративному лицензированию”, в котором на 96 страницах изложены основные подходы к операциям по приобретению и использованию лицензионного ПО в корпоративном секторе.

Но самым увесистым свежим трудом НП ППП является двадцатое издание книги “Компьютерное пиратство: методы и средства борьбы”. Данная книга содержит 334 страницы формата A4 и подготовлена НП ППП совместно с департаментом экономической безопасности, департаментом охраны общественного порядка, Управлением “К” БСТМ и Следственным комитетом при МВД России. Все три перечисленные книги не предназначены для продажи. Они распространяются только среди членов некоммерческого партнерства.

На юбилейном собрании членов НП ППП директор этого некоммерческого партнерства Дмитрий Соколов и его заместитель Анна Лавринова продемонстрировали собравшимся 76 слайдов. На одном из них была фотография рабочего момента исторической встречи Владимира Путина (тогда — президента РФ) с десятью представителями российского компьютерного бизнеса. Одним из этих представителей был президент НП ППП Борис Нуралиев.

После этой встречи борьба с компьютерным пиратством на уровне государства усилилась. В частности, в Думу администрацией Президента были внесены прогрессивные поправки в статью 146 Уголовного кодекса РФ (“Нарушение авторских и смежных прав”). “Некоторые пытались испортить эти поправки и превратить данную статью в “мертвую”, — вспоминает Борис Нуралиев. — Но усилиями общественности данные поправки удалось вернуть и во втором чтении эти поправки — в виде закона “О внесении изменений и дополнений в статью 146 УК РФ” — были приняты в президентском варианте”.

В нашей стране ст. 146 УК РФ и ныне является основной статьей, по которой удается привлечь к ответственности копировщиков, распространителей, установщиков и пользователей нелицензионного ПО. Только в 2010 г. МВД выявило 5890 преступлений, подпадающих под эту статью.

На рис. 3 приведено распределение компьютерных преступлений, подпадающих под действие ст. 146 УК РФ, по правообладателям. Из диаграмм видно, что у одних правообладателей с течением времени количество выявленных краж интеллектуальной собственности увеличивается, а у других — уменьшается.

Какие же виды компьютерного пиратства ныне являются самыми распространенными? По статистике управления “К” БСТМ (Бюро специальных технических мероприятий) МВД, за 2010 г. под статью 146 УК чаще всего (в 39% случаев) подпадает розница. Почти вплотную за ней следуют “черные внедренцы” (36%). Далее с достаточно большим отрывом идут интернет-пираты (16%), несознательные пользователи (14%), предустановщики (2%) и прочие любители нелицензионного софта. Достаточно похожую картину рисуют и члены НП ППП. Вот как распределились их ответы на вопрос “Какой вид компьютерного пиратства приносит вам наибольший вред: “черные внедренцы” (54%), интернет-пираты (33%), розница (9%), несознательные пользователи (2%) Далее с достаточно большим отрывом идут интернет-пираты (16%), несознательные пользователи и прочие любители нелицензионного софта (14%).

Легко заметить, что в обоих случаях главным нарушителем являются “черные внедренцы” (установщики нелицензионного ПО по договорам “о внедрении”). Проблема не нова. Вред этого вида компьютерного пиратства отмечался на общих собраниях НП ППП в 2009-м, (2007-м, 2006-м, 2005-м, 2004-м и более ранних годах.

Видимо, трудность состоит в том, что поймать “черного внедренца” за руку значительно сложнее, чем “лоточника” (торговую точку, где пиратские диски продают совершенно открыто), “предустановщика” (физическое или юридическое лицо, предустанавливающие нелицензионное ПО на новые компьютеры), “интернетчика” (лицо, распространяющие чужое ПО через Сеть без ведома соответствующих правообладателей) или “игротечника” (владельца игрового клуба, устанавливающего нелицензионное ПО на клубные компьютеры).

К слову. На юбилейном общем собрании членов НП ППП было отмечено, что в нашей стране первыми борцами с компьютерными пиратами были “игрушечники” (производители и поставщики компьютерных игр). Время же защитников лицензионно чистого делового ПО наступило позже. Причем первоначально эти защитники в значительной степени опирались на опыт “игрушечников”.

Планы и перспективы

В каких направлениях будет развиваться деятельность НП ППП? На юбилейном собрании партнерства таких направлений было выделено три:

  1. Поддерживать правоприменение, расширяя методическую и консультационную помощь правоохранительной системе, активизировать эту работу в тех регионах, где пока семинары не проводились
  2. Активизировать сотрудничество с органами власти с субъектах федерации, использовать общую нацеленность государства на снижение уровня нарушений авторских прав и снижение рисков для экономической деятельности предприятий.
  3. Дирекции партнерства завершить к осеннему Общему собранию НП ППП подготовку методического пособия по актуальным вопросам организации и проведения экспертиз.

Кроме общих направлений деятельности НП ППП, на юбилейном собрании были названы 22 конкретных города, в которых в 2011 г. борьбу с компьютерным пиратством намечено активизировать. При этом было отмечено, что в четырех городах (Белгород, Благовещенск, Братск, Курган) в этом плане ещё “конь не валялся”, в пяти (Армавир, Калининград, Киров, Смоленск, Чебоксары) подготовка соответствующих мероприятий уже идет, а в тринадцати (Архангельск, Воронеж, Ижевск, Йошкар-Ола, Кемерово, Курск, Магадан, Мурманск, Новокузнецк, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Саранск, Южно-Сахалинск) организаторы антипиратских акций уже есть, но результатов их деятельности пока не видно.

В то же время уже сейчас общенациональная сеть борьбы с компьютерным пиратством, сформированная НП ППП, охватывает 147 населенных пунктов РФ. При этом подчеркивается, что чисто административными мерами искоренить компьютерное пиратство не удастся, а уменьшение уровня этого пиратства в значительной степени происходит вследствие изменений в умах людей.