Под занавес прошлого года российский офис Microsoft сделал объявление, свидетельствующее о том, что компания не намерена прекращать борьбу в нашей стране на рынке ERP-решений для среднего и малого бизнеса (СМБ): сообщено о существенном (в 3—4 раза) снижении стоимости продаваемых в России лицензий на две редакции Microsoft Dynamics NAV. Реакция местных наблюдателей на это сообщение тогда была примерно такой: “Не слишком ли сильно запоздала Microsoft с этим довольно очевидным шагом? Поможет ли он ей, чтобы противостоять на этом рынке лавине под названием фирма “1С"?”
Из сообщений международных аналитиков известно, что Microsoft со своим набором ERP-решений (их у нее четыре) лидирует в мире в сегменте СМБ. При этом обратим внимание: хотя в составе предлагаемых ERP-решений корпорации имеются четыре основных продукта, но например, Gartner в свой квадрант по данному рынка за 2009 г включила только два из них, представленных как раз и в России, — Dynamics AX и Dymanicx NAV. И еще одно важное замечание: специфика рынка ERP-СМБ заключается в том, что ведущие позиции в мире еще совсем не означают лидерства в конкретной стране, поскольку как раз в этом сегменте ей приходится сражаться не с международными поставщиками, а с локальными. Что хорошо видно на примере нашей страны.
Несмотря на всеобъемлющее и местами почти монопольное положение на российском софтверном рынке, Microsoft в сфере ERP медленно, но уверенно сдает свои позиции: ее доля с 2004 по 2009 гг. сократилась, по данным IDC, c 10,9 до 7,1%. Очевидно, что семейство Microsoft Dymanics попало в сжимающиеся тиски двух ведущих игроков российского ERP-рынка — SAP и “1С”. При этом (хотя Microsoft не раскрывает структуру своего бизнеса) есть основания полагать, что именно Dymanics NAV попала в наиболее сложную ситуацию в России. Ведь этот продукт ориентирован на нижний уровень среднего рынка (20—50 клиентских рабочих мест), куда проникновение “1С” началось более десяти лет назад с ее версией “1С:Предприятие 7.7”. Однако помимо данной серьезной внешней проблемы у Dymanics NAV были и внутренние. Одна из них заключалась в том, что этот продукт вступал в определенную конкуренцию со своим же старшим собратом — Navision AX. И все это усугублялось довольно долгим периодом заметной неопределенности планов Microsoft в отношении дальнейшего развития Navision NAV.
Впрочем, тут можно вспомнить, что до середины 2000-х неопределенность была со всем ERP-семейством Microsoft. Сначала корпорация объявила курс на создание единой ERP-платформы, которая должна была бы заменить разрозненные приобретенные продукты. И только примерно в 2005 г., ощутив все трудности создания интегрального решения, задумала продолжить развитие автономных продуктов. Но как раз в отношении NAV планы выглядели весьма неопределенными. Это было видно по постоянно меняющимся намерениям с выпуском новых версий системы в 2006—2008 гг. Возвращаясь к российской ситуации, нужно сказать о заметных задержках с выводом в нашу страну новых версий ERP-продуктов Microsoft.
Тем не менее, кажется, именно в прошлом году корпорация перешла к более решительным действиям по продвижению Dynamics NAV в России (до этого основная активность наблюдалась в отношении AX). На нашем рынке появился локализованный вариант последней версии ПО — NAV 2009, имеющей рабочий номер 6.0 (правда, спустя полтора года после выпуска международного продукта), а в конце 2010-го последовало объявление о радикальном снижении цен для заказчиков СМБ-сектора.
В частном разговоре на прошедшей в конце февраля третьей ежегодной конференции NaviCon Forum (она проводится партнером корпорации компанией NaviCon при поддержке вендора) директор Microsoft Business Solutions в России Владимир Водянов отметил, что сейчас говорить о конкретных результатах снижения цен на Dynamics NAV в виде заключенных контрактов рано. Но при этом он уверенно заявил, что поток запросов на более детальное ознакомление с этим ПО возрос в разы. Повышение интереса заказчиков было видно и по количеству участников NaviCon Forum 2011 (около 330 человек, по данным организаторов), которых было заметно больше, чем год назад на предыдущем мероприятии.
В работе нынешнего форума приняла участие большая группа технических специалистов Microsoft во главе с директором корпорации по разработке Dynamycs NAV Майклом Нилсеном, который совместно с руководителем центра продуктов Dynamics Александром Якуниным представил обновленную русскую версию Dynamics NAV 2009 R2. Основные новшества этого решения связаны с расширением возможностей ролевого интерфейса, визуализации данных и интеграции с другими приложениями с помощью механизмов Web Services. В предварительном порядке было сказано о том, что выпуск следующей версии NAV 7 ожидается в 2012 г. При этом было обещано, что русский вариант выйдет сразу же за международным.
И все же, каковы конкурентные перспективы Dynamycs NAV в России? Руководитель разработки платформенной части системы Dynamics NAV Юрий Беленький из копенгагенского центра Microsoft, рассказал нам, что данный продукт пользуется хорошим спросом как в Европе, так и в США. В России же присутствие этого решение не столь велико, и одна из причин тому — несколько несвойственное для него позиционирование на рынке: местные проекты по сложности и числу рабочих заметно превосходят в среднем зарубежные варианты его применения.
Собственно, именно на решение задачи продвижения Dynamics NAV на более низкий уровень клиентов нацелено ценовое предложение Microsoft (до 20 клиентских лицензий). Хотя нужно отметить, что подобные ходы в России компания делала и ранее: в 2010 г. стандартная конфигурация NAV Express (близкая по возможностям к нынешнему базовому варианту поставки и с числом рабочих мест до 10) продавалась со скидкой в 35%. О результатах этой программы продвижения отчетов Microsoft не было.
На нашем ИТ-рынке довольно распространено мнение о том, что главным конкурентным преимуществом экономического ПО “1С” является его более низкая стоимость по сравнению с зарубежными конкурентами. Однако эксперты в сфере ERP в целом солидарны во мнении, что сейчас цена лицензий уже не является решающим фактором при выборе ПО заказчиками. Действительно, стоимость ПО “1С” ниже, хотя прямое сравнение затрат на проект — задача не такая простая (различаются структуры затрат). Главными сегодня являются соответствие решения требованиям заказчика, наличие квалифицированных специалистов и пр. В этой связи отмечается, что снижение цены на NAV не будет автоматически обеспечивать перетока клиентов в сторону данного ПО.
Впрочем, представители Microsoft смотрят на ситуацию более оптимистично. Во всяком случае, Владимир Водянов пообещал рассказать после окончания нынешнего этапа скидочной акции (29.06.11) о ее результатах и уверил, что в том или ином варианте продвижение Dynamics NAV по сниженным для России ценам будет продолжено.