Microsoft готовится к жестокой схватке на рынке планшетов. Сейчас Apple продает миллионы iPad, а ее конкуренты агрессивно вторгаются на рынок со все более мощными продуктами с Android. Research In Motion и Hewlett-Packard готовятся на протяжении ближайших кварталов выпустить планшеты с новыми операционными системами и потратить миллионы долларов на маркетинг.

Несмотря на некоторые преисполненные энтузиазма заявления руководителей Microsoft о готовящемся прорыве на рынок планшетов, корпорация, похоже, намерена остаться в стороне, когда названные компании начнут борьбу за передел рынка. Hewlett-Packard выпустила предназначенный для предприятий планшет с ограниченными возможностями под управлением Windows. Dell планирует производить нечто сходное. А прорыв Microsoft на рынок потребительских планшетов заставляет себя ждать.

Конечно, ситуация должна измениться хотя бы потому, что потребительские планшеты — это многомиллиардный рынок, который Microsoft просто не может упустить. Даже если она решила дождаться выхода новой версии Windows (по слухам, она появится в 2012 г.), чтобы совершить прорыв, или реализует какой-то среднесрочный план, Microsoft может поучиться не только на опыте выпуска конкурирующих продуктов, таких как Motorola Xoom, но и своего недавно вышедшего Windows Phone 7.

Облегченный пользовательский интерфейс

Будь то Apple iOS или Google Android, большинство операционных систем для планшетов относится к той эпохе, которая должна наступить “после ПК”. Акцент делается на облегченную, упрощенную функциональность с широким использованием (если не полным заимствованием) идей, разработанных для смартфонов. В планшетах Hewlett-Packard и Research In Motion, которые в течение ближайших кварталов должны появиться на полках магазинов, используются те же идеи.

На этом все более тесном рынке Microsoft выделяется тем, что в ее планшетах для потребителей и бизнеса используется Windows 7, в которую добавлена поддержка сенсорного дисплея, а в остальном оставшаяся практически без изменений. Хотя это, безусловно, позволило Редмонду сэкономить на проектировании новой операционной системы для планшетов с нуля, Windows остается системой, предназначенной в первую очередь для настольных компьютеров и ноутбуков. На планшетах она в отличие от iOS или Android кажется громоздкой и несколько не на своем месте.

На проходившей в этом году выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе Microsoft объявила, что следующая версия Windows будет поддерживать архитектуру “система на кристалле”, в частности, компьютеры с процессорами ARM, выпускаемые такими ее партнерами как Qualcomm, Nvidia и Texas Instruments. Это свидетельствует, что Microsoft планирует использовать Windows 8 на мобильных устройствах, поскольку процессоры ARM широко применяются в смартфонах и планшетах. Однако при этом возникают новые вопросы. Будет ли Microsoft выпускать несколько версий Windows 8, предназначенных для конкретных форм-факторов? Или Windows 8 унаследует монолитную архитектуру Windows 7, хотя и будет работать не только на ПК и ноутбуках, но и на устройствах с сенсорным экраном?

Цена вопроса — несколько миллиардов долларов. Microsoft должна была заметить, что каждый ее конкурент на этом рынке использует в своем планшете облегченный интерфейс пользователя в стиле смартфона. Если учесть, какая масса умников бродит по коридорам Редмонда, можно также предположить, что по крайней мере несколько рабочих групп трудятся на созданием конкурентоспособного продукта.

Низкая цена

В считанные дни после выхода Motorola Xoom эксперты объявили его первым “настоящим” конкурентом iPad, обосновывая свой вывод главным образом наличием более качественных компонентов и оптимизированной для планшетов Google Android 3.0 (Honeycomb). Однако те же эксперты дружно указали на ахиллесову пяту Xoom — цену 799 долл. по прейскуранту, которая увеличивается до 1040 долл., если добавить к ней стоимость двухгодичного контракта (20 долл. в месяц за передачу 1 Гб данных).

Общее мнение, видимо, сводится к тому, что для подрыва нынешних доминирующих позиций iPad на рынке планшетов конкурентам Apple необходимо продавать свои планшеты по гораздо более низким ценам. Учитывая стоимость компонентов планшета и неизбежные затраты на маркетинг, это может оказаться непростой задачей для производителей, которые и так уже постоянно жалуются на низкие доходы. Однако технология имеет также свойство снижать цены, когда рынки определенных компонентов достигают зрелости. Само собой разумеется, что в течение нескольких кварталов могут появиться планшеты, удовлетворяющие требованию более низкой цены, не доводя при этом производителей до банкротства.

Сравнительно поздно выйдя на рынок потребительских планшетов, Microsoft должна быть сверхосторожной в отношении цены. Если она будет слишком высока, пользователи предпочтут более дешевые устройства с Android или бывшие в употреблении iPad.

Аппаратные ограничения

Готовясь к выпуску Windows Phone 7, Microsoft объявила, что производители смартфонов с этой ОС должны будут соблюдать жесткие требования. Одно из них — процессор с частотой 1 ГГц. Теоретически это предотвратит фрагментацию экосистемы устройства и одновременно упростит для Microsoft выпуск обновлений. (Возникшие позже трудности с обновлениями заставляют усомниться в правильности этой теории.)

Неплохо было бы, если бы Microsoft ввела подобные ограничения для своих партнеров, производящих планшеты. Это позволило бы избежать фрагментации, которая уже начинает проявляться на рынке “досок” с Android, которые работают под управлением различных версий этой ОС и для которых не существует точных сроков перехода на Honeycomb.

Фиксация аппаратной платформы поможет Microsoft более уверенно определить время работы без подзарядки и другие важные для потребителей особенности.

Интеграция

Как бы ни критиковали Windows Phone 7, Microsoft поступила разумно (и логично), когда решила объединить мобильные версии имеющихся у нее продуктов на единой платформе. Пользователь Windows Phone 7 получает не только доступ к Xbox Live, но и к офисным приложениям через панель Office.

Разрабатывая стратегию в отношении планшетов, Microsoft также может получить выгоду от интеграции Office, Xbox и других известных продуктов в интерфейс пользователя. Это сделает устройство привлекательным для пользователей. А в случае с Xbox может даже привлечь завзятых геймеров, которые в ином случае отдали бы предпочтение планшетам Apple, HP или с Android.

Разработчики! Разработчики! Разработчики!

За несколько месяцев до выпуска Windows Phone 7 Microsoft начала активно привлекать сторонних разработчиков к написанию приложений для этой платформы. Действительно, разветвленная экосистема приложений все чаще рассматривается в качестве краеугольного камня успешной мобильной стратегии. Apple использовала свой отличающийся богатым ассортиментом магазин App Store для получения высоких прибылей, а для Google оптимизация приложений является центральным пунктом стратегии, направленной на распространение Honeycomb.

Microsoft могла бы получить большое преимущество за счет стратегии в отношении планшетов с Windows, аналогичной стратегии конкурентов, если только сможет обеспечить сходную функциональность (например, поддержку игры-головоломки Angry Birds).

Привлечь бизнес

Несмотря на растущее последние несколько лет внимание Microsoft к потребительскому рынку, бизнес остается главным сегментом для продуктов корпорации. Хотя ее партнеры выпускают в ограниченном количестве планшеты с Windows 7, ориентируясь на предприятия, следующей (и более мощной) волне планшетов под управлением Windows предстоит накрыть значительную долю корпоративного рынка.

Для захвата корпоративного рынка потребуется не только включить в интерфейс пользователя планшета новые функции, такие как SharePoint (возможно, через панель Office в стиле Windows Phone 7), но и обеспечить надежную защиту, которая позволит ИТ-администраторам спокойно спать по ночам. К таким средствам защиты относятся встроенные микросхемы безопасности и шифрование твердотельных дисков.

Стилус

Когда-нибудь кто-то захочет использовать свой планшет для рукописных заметок, не устанавливая для этого стороннее приложение сомнительного качества. Генеральный директор Microsoft Стив Балмер уже похвастался, что следующее поколение планшетов с Windows будет поддерживать что-то вроде стилуса. Для определенной доли художников, дизайнеров и инженеров это может оказаться большим достоинством, если Microsoft сдержит свое обещание.