Руководители бизнеса имеют различные представления о том, в чем заключается техническая стратегия. Большинство из этих представлений являются ложными.
Для одних она сводится к общим заявлениям о направлении развития технологий. Для других она состоит из набора тактических планов, в центре которых находится основной пакет приложений — например, интегрированный пакет для планирования ресурсов предприятия. Такие ограниченные представления являются общепринятыми в большинстве отраслей и организаций. От них мало или вообще никакой пользы, когда необходимо установить и поддерживать подлинное согласование (а уж тем более синхронизацию или конвергенцию) бизнеса и технологии.
Формулирование стратегии бизнеса должно начинаться наверху, главную роль в этом должны играть совет директоров, исполнительный комитет и офис руководителя ИТ-подразделения. Без участия этих органов велика вероятность того, что менеджеры будут сталкиваться с провалами технологии бизнеса, а затем изучать не столько их причины, сколько симптомы. Когда вы слышите, что “техники просто не понимают нужд бизнеса”, что “они нас не обеспечивают” или что “нам не нужно то, что они нам предлагают”, вы сталкиваетесь с признаками отсутствия в организации управляемой бизнесом технической стратегии.
Такая стратегия начинается с формулирования возможностей, необходимых для построения стратегии бизнеса, и технологии, требуемой для обеспечения этих возможностей. Глубокое знание архитектуры бизнеса, операционных моделей, возможностей и процессов станут основой для дальновидного управления технологией бизнеса. Управляемая бизнесом техническая стратегия включает три важнейших элемента: корпоративную стратегию бизнеса, корпоративную техническую стратегию и функциональную техническую стратегию.
Определение требуемых возможностей бизнеса
Корпоративная стратегия бизнеса намечает стратегические цели, императивы и инициативы, которые преследует компания, включая конкретные возможности бизнеса, позволяющие всё это осуществить. Можно разработать общую стратегию бизнеса для нескольких бизнес-подразделений (например, совместно используемые ими сервисы). Однако каждое бизнес-подразделение должно осуществлять также стратегию, соответствующую особенностям его деятельности.
Корпоративная техническая стратегия намечает стратегическое направление развития технологии бизнеса. Она определяет план развертывания технологий, предназначенных для удовлетворения потребностей бизнеса и подкрепляющих стратегию бизнеса. Она даже может помочь в разработке корпоративной стратегии бизнеса, используя доступные технологии для создания устойчивого конкурентного преимущества.
Функциональная техническая стратегия намечает разработку, развертывание, эксплуатацию и поддержку систем, необходимых для технологии бизнеса. Соответственно, она определяется корпоративной стратегией бизнеса и корпоративной технической стратегией. Эти стратегии более высокого уровня, в свою очередь, могут ограничиваться или поддерживаться возможностями техники. Функциональный уровень включает те активы, которые предназначены для обеспечения процессов и инфраструктур нескольких подразделений и площадок, включая центральные и вспомогательные технологические группы, а также тех сотрудников, которые выполняют технические функции в бизнес-подразделениях.
При определении инвестиций в технологию бизнеса следует придерживаться последовательности из четырех этапов. Процесс начинается с формулирования стратегии и целей предприятия. Затем определяются возможности, необходимые для достижения этих стратегических целей. Это наиболее важные решения, которые должно принять предприятие по поводу инвестиций в технологию бизнеса. Далее определяются наиболее приоритетные возможности, что также является весьма сложной задачей, требующей тщательного анализа бизнеса с тем, чтобы на заключительном этапе сделать окончательный выбор направлений инвестирования.
Анализ различных сфер деятельности и активов повышает общий уровень знаний о происходящем в компании. Лишь определив ее состояние в данный момент, можно эффективно определить курс на будущее.