Как известно, CeBIT — это уникальное место, где демонстрируется всё то, что было достигнуто в области ИКТ за год. Здесь можно ознакомиться со всевозможными видами компьютерного оборудования, ИТ-системами, специализированными решениями для разных отраслей экономики и многим другим. Поэтому естественно, что главной темой разговоров с представителями вендоров становится обсуждение последних трендов в программном обеспечении, бизнес-процессах и прикладных исследованиях. О том, с какими новшествами компания SAP AG пришла на CeBIT'2011 и как строятся сегодня ее взаимоотношения с заказчиками, научному редактору PC Week/RE Ольге Павловой рассказал руководитель подразделения SAP по инновациям Мишель Сэри.
PC Week: В последнее время многие разработчики бизнес-приложений отмечают тот факт, что нынешние заказчики стали иными, чем раньше — до кризиса, а уж тем более во время него. Как вы считаете, так ли это?
Мишель Сэри: И да, и нет. С одной стороны, наши заказчики как сегодня, так и во все времена эволюционируют вместе с развитием наших технологий. Так, в 2001—02 годы наибольшей популярностью у них пользовалось решение SAP Portal для построения корпоративного портала, затем сервисно-ориентированная интеграционная платформа SAP NetWeaver, служащая технической основой для всех приложений SAP. Потом в годы кризиса мы могли наблюдать значительно падение спроса с их стороны, а теперь они снова вернулись, и их уже интересуют наши самые последние новинки, такие как технологии SAP Mobile для обеспечения мобильной работы сотрудников и аналитический программно-аппаратный комплекс SAP HANA (High-Performance Analytic Appliance).
При этом наши заказчики всегда хотят получить от нас комплексное решение, которое бы не только обеспечивало поддержку бизнеса и платформенную интеграцию, но и позволяло им узнать больше о своих конечных потребителях, взаимодействовать с ними, получать обратную связь и на базе всего этого усовершенствовать предоставляемые услуги и продукты.
Но с другой стороны, наши сегодняшние заказчики демонстрируют новый подход к реализации проектов. Раньше, в предкризисные годы, они, как правило, приобретали крупные решения и внедряли их не целиком, а поэтапно, растягивая этот процесс на несколько лет. Однако кризис заставил всех считать деньги, и теперь заказчики стали разбивать на этапы и саму покупку решения. То есть, приобретя одну подсистему и внедрив её, они переходят к следующей и так далее. Разумеется, такой подход заставляет изменяться и нас, и наших партнеров.
PC Week: А в чём заключается это изменение?
М. С.: Прежде всего следует отметить, что отличительной чертой нынешнего времени является то, что наши заказчики стали вновь приобретать новые продукты, тогда как в трудные 2008—09 гг. они преимущественно вкладывали средства лишь в поддержку уже существующего ПО. Перелом произошел в конце 2009 — начале 2010 гг., когда компании начали постепенно выделять деньги на развитие бизнеса.
Сегодня в нашем программном портфеле наряду с крупными комплексными решениями можно найти целый ряд небольших решений, ориентированных в основном на компании малого и среднего бизнеса (СМБ), которым не по карману реализация крупномасштабных проектов. Кроме того, мы инвестировали крупные средства в разработку таких продуктов, как SAP Business byDesing и SAP onDemand, ориентированных как раз на компании сегмента СМБ.
PC Week: Однако как раз у таких компаний существует стойкое предубеждение относительно продуктов SAP. Мне неоднократно приходилось слышать от российских пользователей, что внедрять решения SAP — очень дорого и требует длительного времени и значительной переработки. Что вы предпринимаете, чтобы преодолеть этот негативный имидж?
М. С.: Я могу с уверенностью сказать, что сделав в период экономического кризиса ставку на малый и средний бизнес, компания SAP сумела привлечь их интерес к своим продуктам, и в настоящее время доля этого сегмента в клиентской доле SAP растет устойчивыми темпами. Для упрочения этого интереса в мае 2010 г. компания выдвинула инициативу, носящую название Rapid Deployment Solutions [RDS, решения для быстрого развертывания]. В рамках этой инициативы преднастроенные решения на базе продуктов SAP предлагаются по фиксированным ценам и срокам внедрения, причём в предлагаемую цену решения входят также стоимость лицензий и услуг по внедрению.
Этот набор пакетированных решений сегодня включает отраслевые решения для ритейла, дистрибуции, банков, страхования, производственной сферы. Помимо этого партнеры SAP предлагают кросс-отраслевые решения для таких бизнес-процессов, как управление связями с клиентами (CRM), управление персоналом (HR), бизнес-аналитика, сервисное обслуживание.
Осенью 2010 г. данная партнерская программа начала действовать и в России.
PC Week: Как вы оцениваете результаты реализации программы? Чего удалось добиться к сегодняшнему дню?
М. С.: Когда мы запускали программу RDS в прошлом году, в нашем арсенале было всего пять пакетированных решений. Сегодня у нас их уже 13, в конце марта появятся еще пять, а к концу года, как мы предполагаем, их число пополнится еще на 20 решений. В России также в настоящее время имеется 12—13 партнерских решений, которые могут развертываться по фиксированным ценам.
Выдвигая программу RDS, мы руководствовались двумя основными целями — сокращение времени реализации проектов примерно на 40% и обеспечение предсказуемости проектов. Для нас было важно, чтобы наши заказчики были уверены в том, что проект обязательно будет завершен к указанному сроку и не потребует никаких дополнительных вложений средств с их стороны. “Больше никаких сюрпризов”, — таков был наш главный девиз.
Следует подчеркнуть, что наши ожидания в целом оправдались, исходя из той обратной связи, которую мы получаем от наших заказчиков. Запуск пилотной версии программы состоялся в Северной Америке и Великобритании, но уже сейчас мы имеем свыше 100 клиентов во всём мире, которые реализовали проекты на базе пакетированных решений SAP. И по нашим сведениям, никто из них не был разочарован. Мы надеемся, что их число будет расти, в том числе и в России.
PC Week: Какова стратегия компании SAP в отношении своих заказчиков на ближайшее будущее?
М. С.: В рамках нашей компании существует структурная единица, которая занимается консультациями по вопросам бизнеса. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудники этого подразделения были не просто консультантами или людьми, которые внедряют решение. Они должны помогать нашим заказчикам формировать своё будущее, исходя из необходимой инфраструктуры. На базе этого должна формироваться архитектура предприятия и связанные с ней бизнес-процессы, система управления и прочее.
На настоящий момент в эту работу вовлечено около 1400 консультантов по всему миру, и в будущем мы предполагаем увеличить данную цифру, поскольку это именно та деятельность, которой мы должны заниматься всё больше и больше. Мы должны быть убеждены, что наши заказчики принимают правильные решения, а наши партнеры в состоянии решить все вопросы, связанные с внедрением решений.
PC Week: Спасибо за беседу.