22 марта в Москве прошла конференция “Технологические биржи России и Запада: как привлечь инвестиции в российские инновации?”.
Обсуждаемые в программной части вопросы были весьма специфичны и касались в основном тонкостей биржевой деятельности. Попытка ответить на главный заявленный вопрос, вынесенный в название мероприятия, была предпринята уже в самом конце только после реплики из зала.
По утверждению одного из главных докладчиков конференции — вице-президента ММВБ Геннадия Марголита, шансы стать интересной инвестору имеет только открытая прозрачная компания, что является весьма существенной проблемой в контексте всем известных реалий российского рынка. (Как отмечает г-н Марголит, речь идет о конкретной биржевой площадке, но ситуация на ней отражает общее положение вещей в России.) Также у компании должна быть предельно ясная структура и внедрены стандарты корпоративного управления.
Со слов г-на Марголита можно заключить, что биржевая система является одним из основных регуляторов процесса привлечения инвестиций, помогая отделить “овнов от козлищ”. В частности, ММВБ затрачивает значительную часть своих усилий именно на то, чтобы добиться упомянутой открытости от российских компаний. При этом используются как средства просвещения и пропаганды, так и ограничения, накладываемые специальными требованиями к игрокам рынка.
В целом для нормального процесса инвестирования, по мнению г-на Марголита, в стране должен сложится, как сейчас модно говорить, своеобразный кластер. В случае с фондовым рынком речь идет о неком сообществе инвесторов и профессиональных посредников. При этом крайне важным фактором выступает аналитическое покрытие рынка, потому что именно аналитика позволяет рассказать инвестору о существовании интересных активов.
Впрочем, как можно было заключить из выступления г-на Марголита, в сложившейся в нашей стране ситуации он сейчас больше надежд возлагает не на инвестиции бизнеса, а на государство в лице так называемых институтов развития — Роснано, РВК, “Сколково” и т. д. Вице-президент ММВБ считает, что в деле поддержки инновационных компаний они занимаются очень нужными вещами. (Дескать можно было бы подождать 20—30 лет, когда все бы произошло естественным путем, но у нас нет столько времени, и активная позиция государства просто необходима.)
В контексте этих соображений достаточно актуально прозвучали слова генерального директора Роснано Анатолия Чубайса, сказанные им в заключительной части конференции — в тематической панельной дискуссии. Он признал, что Роснано действительно можно в какой-то мере считать институтом развития, с той лишь оговоркой, что это вовсе не означает, что корпорация должна поддерживать инновационный бизнес на нерыночных условиях.
По словам г-на Чубайса, у нас в стране сейчас популярна весьма порочная логика, заключающаяся в том, что есть бизнесы рыночные, а есть государственные, которые ни в коем случае не должны иметь к рынку отношения. По его мнению, это абсолютно неправильно. В его понимании Роснано — институт развития, работающий на рыночных принципах. И чем более полно, целостно и прозрачно он эти рыночные принципы реализует, тем в большей степени он окажет содействие тому самому развитию.