В 1986 г. ИТ-бизнес навсегда изменился благодаря появлению модели клиент — сервер. Аналогичные перемены произойдут в 2011-м в результате распространения вычислений “по требованию” и облачных технологий.
Фрэнк Дженс, старший вице-президент и главный аналитик компании IDC, считает, что в нынешнем году ИТ-рынок оказался у развилки, аналогичной той, что возникла на его пути 25 лет назад.
В далеком 1986-м персональным компьютерам было всего пять лет от роду, их тогда начинали использовать в повседневной работе в качестве текстового редактора и вместо пишущей машинки. До распространения Интернета, способного соединить их вместе, оставалось еще десять лет, однако основы Всемирной сети уже были заложены.
В своём выступлении на 46-й ежегодной конференции IDC Directions Дженс заявил: “В 1986-м стандартами были мэйнфреймы и терминалы. Восходящими звездами стал новый класс пользовательских компьютеров — ПК и новые типы сетей и вычислительных платформ, которые радикально расширяли возможности пользователей и применения ИТ. Рассмотрев эту ситуацию, ИТ-компании приняли стратегические решения и выбрали направление деятельности. Как вы понимаете, одни из них правильно оценили положение, а другие — нет. Теперь, 25 лет спустя, мы снова оказались на развилке дороги, и выбор верного пути сейчас так же важен, как и тогда”.
Очевидно, что Дженс сравнивал традиционную модель клиент — сервер с новым поколением ИТ на базе модели доставки ПО “по требованию” и интернет-услугами, получившими название облачных вычислений. Вместе с IDC он уверен, что производителям ИТ-оборудования и компонентов, провайдерам, разработчикам ПО и специалистам по обслуживанию пора брать на вооружение новую вычислительную модель, объединяющую общедоступные/частные/гибридные облачные системы, мобильные устройства и услуги “по требованию”, чтобы подготовить свои продукты и сервисы для заказчиков, предпочитающих эти три платформы.
Из сказанного можно сделать вывод, что в 2011 г. есть два пути: облачный и магистральный.
Четверть века назад: аналогичная проблема
“В 1986-м мы задавали примерно те же вопросы, что и сейчас. Достаточно ли мощны новые технологии? Насколько они управляемы? Прочна ли защита? Удовлетворят ли они требования предприятий? — говорит Дженс. — Некоторые сообразительные игроки тогда поняли: а ведь это не просто модные новинки, на самом деле они открывают новые возможности и станут основой для нового витка роста. И они немедленно принялись перестраивать свои бизнес-модели и продукты, чтобы воспользоваться преимуществами платформы второго поколения, ухватились за нее и стали направлять ее развитие”.
Дженс спросил аудиторию, помнит ли кто-нибудь Cullinet, одного из первых поставщиков ПО. Эта фирма напрямую конкурировала с IBM, выпуская СУБД IDMS и интегрированный пакет программ Goldengate.
“У Cullinet был хороший продукт для платформы первого поколения, но когда появилось второе, она совершила много просчётов, — рассказал Дженс. — Пакет Goldengate мог бы конкурировать с Lotus 1-2-3. Однако в 1986-м компания сделала фатальную ошибку, решив не продавать софт для ПК через розничных продавцов компьютеров. Для покупки нужно было напрямую звонить к ним в офис. Как вы представляете себе приобретение пакета программ за 500—600 долл. по телефону?”
Cullinet хотела сохранить контроль за заказчиками. “Это стало ее стратегией, но обернулось безумием, настоящей катастрофой”, — считает Дженс.
Digital Equipment, которая выпускала широко распространенные мэйнфреймы и терминалы, представляет собой пример успешной компании, которая недостаточно быстро ухватилась за модель клиент — сервер. “Фирма была на подъеме, успешно конкурировала с IBM, и будущее казалось ей безоблачным, — вспоминает Дженс. — Но она не перешла вовремя на ПК и из-за этого плохо кончила”.
И еще одна фирма выбрала неверное направление в 1986-м — Wang Laboratories, производитель компьютеров на базе терминалов: “Wang была сильным игроком в то время, но тоже прозевала ПК. И она решила, что раз уж опоздала, то наверстает упущенное, используя новейший и мощнейший процессор Intel. Однако проблема заключалась в том, что он не был двоично-совместим с приложениями для процессора первого поколения. Wang думала, что обойдет всех конкурентов благодаря новым мощным ПК, но не учла, что пользователям как раз нужны все эти приложения”.
Все они стали историей
Эти три компании уже канули в лету. “Если вы вовремя не перейдете на одну из перечисленных выше платформ, то вас ждет такая же судьба”, — предупредил Дженс. По его словам, примерами компаний, которые в 1986-м правильно оценили тенденции рынка ИТ, являются PC’s Limited, EMC и SAP.
“PC’s Limited была порождением платформы второго поколения, аналогом современных Amazon и Google, — пояснил он. — В 1988-м она изменила название на Dell Computer. В то время эта компания делала нечто совершенно необыкновенное: продавала ПК по телефону. В 1986-м она предложила две услуги: гарантию с возвратом денег и обслуживание на месте эксплуатации в течение дня, чтобы заказчики могли чувствовать себя спокойными. И что бы вы думали? Это сработало”.
EMC, которая теперь является крупнейшим в мире производителем систем хранения, в 1986 г. была небольшой фирмой, способной только нанять команду разработчиков для создания линейки корпоративных продуктов Symmetrix. “Что в этом было радикально нового? Все остальные строили системы хранения на базе огромных шумных дисков для мэйнфреймов, которые стоили кучу денег. А EMC решила взять маленькие диски, применяемые в ПК, которые стоили дешево и хорошо работали, собрать их вместе, построить большую систему и дополнить ее средствами управления, чтобы она работала как единое мощное решение”.
Эта идея стала основой для процветания EMC в течение двух следующих десятилетий. По словам Дженса, система Symmetrix хотя и была несколько раз перестроена с конца 1980-х, до сих пор остается главной опорой для бизнеса EMC.
Примерно то же самое сделала и SAP, но с программным обеспечением. “Она как раз собиралась выпускать следующее поколение своей ERP-системы для мэйнфреймов, но вместо этого решила использовать ПК и платформу клиент — сервер. В результате появилась система R/3, которая поддерживала рост компании в течение двадцати лет”.
Переход от слов к делу
Ну и что с того, что четверть века назад некоторые компании приняли верное или неверное решение, которое обернулось успехом или провалом? Что это значит для нынешнего ИТ-рынка?
“Это имеет огромное значение для нас, — уверен Дженс. — В 2011-м мы в точности оказались на том же самом месте. Появился новый набор новаторских технологий, которые станут новой платформой на следующие два десятилетия. Мы несколько лет обсуждали, достаточно ли безопасны облака, насколько они мобильны и масштабируемы, как ими управлять. А что насчет социальных сетей? Они хороши для подростков, но не для предприятий? Я думаю, что уже набралась критическая масса людей, которые считают, что это не так. Пора прекратить споры. Эта платформа станет основой для роста в течение нескольких десятков лет. Давайте сделаем что-то важное, чтобы она заняла центральное место в наших разработках”.