По оценке аналитической компании Gartner, в 2010 г. объем рынка бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) вырос на 9,7% и достиг 10,8 млрд. долл. Таким образом, темп роста увеличился по сравнению с 2009-м и BI остается одним из самых быстро растущих сегментов рынка ПО. Однако в дальнейшем динамика несколько замедлится, и до 2014-го подъем составит в среднем 7% в год. Gartner объясняет снижение темпов вялым ростом экономики и тенденциями рынка BI, которые подробно изложены в отчете, оформленном в виде “Магического квадранта”.

Раздел рынка на два сегмента

По данным Gartner, полученным из опроса предприятий-пользователей, бизнес-аналитика входит в пятерку наиболее приоритетных корпоративных технологий. Однако в 2010 г. усилилось противоречие между конечными пользователями, которым требуются простые в использовании инструменты, и ИТ-подразделением, выбирающим в качестве стандарта продукты одного поставщика. Впервые за все время исследования рынка BI “простота использования” обошла “функциональность” в качестве главного критерия при покупке средств бизнес-аналитики.

В результате сотрудники предприятий все чаще предпочитают инструменты сбора данных (Data Discovery), которые проще в использовании, чем традиционные BI-системы. Эти инструменты отличаются удобным интерактивным, графическим пользовательским интерфейсом, возможностью обработки данных в оперативной памяти (in-memory) и быстротой внедрения.

Однако мегавендоры, несмотря на хроническое недовольство пользователей, столкнувшихся с проблемами внедрения, продолжают занимать ведущие положение на рынке бизнес-аналитики (см. диаграмму) и контролировать его основную долю. Им это удается за счет продажи BI-систем потребителям других своих продуктов и усиления интеграции с собственным информационным стеком.

Но независимые игроки сохраняют позиции на рынке за счет инноваций и лояльности пользователей, несмотря на многочисленные прогнозы об их “смерти” в результате консолидации рынка ПО.

В итоге рынок BI поляризуется: с одной стороны, на нем доминируют мегавендоры, а с другой — наступают независимые игроки. Этот процесс отражен в исследовании Gartner — в 2011 г. аналитики включили в него гораздо больше компаний, чем в прошлом году, несмотря на жесткие критерии отбора, который проводится по многим показателям, включая доход от BI и число отзывов пользователей.

Кроме того, в связи с ростом популярности средств сбора данных, в 2010 г. рынок разделился на два самостоятельных сегмента: традиционные платформы бизнес-аналитики и средства сбора данных. При этом разрыв между сегментами только усиливается, потому что бизнес-пользователям настолько нравятся средства сбора данных, что они зачастую приобретают их без согласования с ИТ-отделом. Это приводит к образованию в организациях разрозненных островков автоматизации. Gartner советует ИТ-специалистам обратить внимание на данную тенденцию и при выборе ПО постепенно переходить от стандартизации на продуктах одного поставщика к более прагматичному подходу.

Однако мегавендоры не сидят сложа руки, а начинают предлагать собственные средства сбора данных. Например, Microsoft продвигает PowerPivot, SAP — BusinessObjects Explorer, IBM — Cognos Express, а Information Builders — WebFocus Visual Discovery. При этом наибольших успехов, по мнению Gartner, добилась Microsoft, неслучайно в этом году она обошла Oracle в “Магическом квадранте”.

Со своей стороны, поставщики инструментов сбора данных расширяют функционал продуктов, чтобы удовлетворить растущие потребности предприятий. Если в 2009 г. эти средства в основном применялись на уровне отделов (численностью до 350 человек), то в 2010-м их внедрения стали более комплексными. Именно поэтому Gartner повысила рейтинг компании QlikTech, впервые включив ее в раздел лидеров.

По прогнозу аналитиков, в нынешнем году поставщики традиционных BI-систем усилят внимание к технологии сбора данных. Вероятно, это приведет к консолидации рынка и заставит поставщиков средств сбора данных продолжить инновации, чтобы выжить и сохранить независимость.

Переход от подсчета к аналитике, прогнозированию и оптимизации

Как показал опрос Gartner, в 2010 г. инструменты BI в основном использовались для генерации отчетов и специализированного анализа (ad hoc), хотя доля приверженцев такого подхода значительно сократилась по сравнению с 2009-м. С другой стороны, выросло число пользователей, применяющих интерактивную визуализацию, прогнозную аналитику, инструментальные панели (dashboard) и оперативную аналитическую обработку данных (Online Analytical Processing, OLAP).

Благодаря распространению интерактивной визуализации, усилению интеграции со средствами детального анализа данных (data mining) и стандартных пакетов аналитических приложений, которые скрывают сложность процессов бизнес-аналитики от конечных пользователей, инструменты BI теперь применяют гораздо больше сотрудников предприятий, чем раньше. Реагируя на эту тенденцию, IBM начала продвигать стандартные аналитические пакеты приложений через подразделение Global Business Services. Кроме того, IBM и другие поставщики, такие как Information Builders, Tibco Software, SAP и Microsoft, прилагают усилия, чтобы упростить использование статистических механизмов и алгоритмов прогнозной аналитики в отчетах, инструментальных панелях и аналитических приложениях.

По мнению Gartner, включение развитых аналитических алгоритмов в простые для использования инструменты и приложения сделает бизнес-аналитику доступной не только специалистам, но и бизнес-пользователям и тем самым еще больше расширит клиентскую базу.

Цена выходит на первый план

Как показал опрос Gartner, хотя в 2010 г. расходы на BI выросли, экономический кризис заставил предприятия обращать на стоимость больше внимания, чем в 2009-м. Организации стали все чаще рассматривать традиционные недорогие решения, например, от компании Microsoft, системы с открытым кодом и новые дешевые варианты от таких производителей, как LogiXML. В связи с повышением внимания к Open Source компания Gartner впервые включила в свое исследование поставщика таких систем Jaspersoft.

Чтобы сократить стоимость владения BI-системой, заказчики зачастую отказываются от базовой части функционала дорогих решений (например, генерации статичных отчетов) и использует для этого более дешевые продукты.

Аналитики полагают, что эта тенденция продолжится, и вендорам будет сложнее повышать цены на свои системы, когда на рынке есть недорогие альтернативные решения.

К тому же, чтобы расширить функционал и сократить расходы, заказчики стали больше интересоваться новыми моделями использования, такими как “ПО по требованию” (Software-as-a-Service, SaaS). Данный способ продвижения BI-систем применяют нишевые игроки Salient Management Company, Bitam и Corda Technologies, которые также впервые включены в “Магический квадрант”.

Однако, отмечает Gartner, нишевые игроки сильно отличаются по предлагаемому функционалу, географическому охвату и бизнес-модели. Gartner разделила их на три категории. В первую попали небольшие компании, продвигающие продукты с ограниченным функционалом, но сфокусированные на удовлетворении “горячих” требований заказчиков, таких, скажем, как простота использования или невысокая стоимость. К данным игрокам относятся Board International, Targit, LogiXML, Bitam и Jaspersoft. Во второю группу входят более солидные поставщики — например, Salient и Corda, которые уже давно работают на рынке BI и сосредоточены либо на функционале, либо на географическим охвате, либо на вертикальном направлении. К третьему классу относятся компании, испытывающие трудности, в их числе Panorama Software и Actuate, которые продвигают развитые нишевые продукты, но теряют клиентов.

Двигатели рынка BI

Проанализировав перспективы развития рынка BI, аналитики выдели три основных фактора, которые способствуют росту продаж и распространению бизнес-аналитики.

Ориентация на потребителя. Чтобы привлечь пользователей, аналитические инструменты должны быть простыми, мобильными и интересными. Бизнес-пользователи хотят получать от них такое же удовольствие, как от своих персональных приложений. Потребность в интуитивных и интерактивных BI-инструментах испытывают и мобильные сотрудники, однако большинство организаций еще не перевели бизнес-аналитику на мобильные рельсы. Gartner считает, что такое положение не продлится долго, учитывая растущую популярность мобильников Apple iPhone и iPad.

Поддержка высокой производительности; новые источники данных. Объем информации, поступающей от корпоративных приложений, постоянно растет. В связи с этим увеличивается потребность в анализе огромных, меняющихся и разрозненных данных, что открывает дополнительные возможности по созданию новых, мощных BI-приложений высшего класса и является одним из катализаторов роста рынка.

BI как платформа для принятия решений. Как показал опрос пользователей, повышение качества принятых решений является главным мотивом для приобретения BI-системы. Поэтому основными двигателями рынка BI станут такие технологии, которые превратят бизнес-аналитику из средства доставки информации в платформу для принятия решений.

Перспективы

Аналитики полагают, что в нынешнем году ключевыми требованиями заказчиков к BI будут простота использования, сложность анализа, высокая масштабируемость/производительность и сокращение общей стоимости владения. Главную проблему ИТ-отделов и поставщиков BI составит интеграция разрозненных систем бизнес-аналитики, внедренных в разных отделах, с общекорпоративной BI-средой. Если в 2011 г. подъем мировой экономики продолжится, то перед предприятиями откроются новые возможности для роста и основной фокус использования BI будет направлен на поиск и оптимизацию этих возможностей.