Уверенно победив состязавшихся с ним людей в двух турах шоу-викторины Jeopardy, суперкомпьютер IBM Watson продемонстрировал колоссальные возможности, а равно и проблемы, создаваемые совершенствованием компьютеров для общества и мира в целом.
Способность обрабатывать естественный язык и просеивать огромное количество данных, которую проявил Watson, одержав победу над Кеном Дженнингсом и Брэдом Раттером, двумя самыми прославленными и добившимися наибольших успехов соперниками, позволяет надеяться на значительное повышение роли компьютеров в качестве вспомогательных инструментов при принятии решений.
Дэвид Хилл, аналитик из компании Mesabi Group, сказал: “При поверхностном взгляде Watson, играющая в Jeopardy компьютерная система IBM, производит впечатление способностью отвечать на сложные, неоднозначные вопросы, сформулированные на естественном языке. Но Watson — это не просто впечатляющая компьютерная система. В действительности, в будущем, когда технология Watson будет использоваться самыми различными способами, мы ожидаем, что турниры Jeopardy станут рассматриваться как поворотные события в истории информационных технологий, обработки большого объема данных и аналитики, многообещающие с точки зрения общества в целом”.
Наблюдая за выступлением Watson в финале в Нью-Йорке, Кэтрин Фрэйз, вице-президент подразделения IBM Research, сказала: “Дело не в игре”. По ее словам, Jeopardy стала для IBM лишь поводом продемонстрировать некоторые свои достижения в компьютерной науке. Эксперимент с Watson показал важность искусственного интеллекта и обработки естественного языка для самых различных бизнес-пользователей, включая здравоохранение, юриспруденцию, call-центры и многое другое, отметила Фрэйз.
“После четырех лет работы наши ученые считают, что Watson готов к решению этих проблем благодаря своей способности быстро понимать задаваемые во время Jeopardy вопросы, анализировать доступную информацию, давать точные ответы и быть достаточно уверенным в правильности этих ответов, — заявил Дэвид Ферруччи, возглавляющий группу создателей Watson в IBM Research. — Нас интересовала не только сама игра, но и возможности, которые открывают новаторские способности Watson для того, чтобы сделать нашу планету более разумной и помочь людям в работе и личной жизни”.
“Мы рассматриваем это как помощь при принятии решений, — сказала Фрэйз о применении технологии Watson в бизнесе. — Мы можем заявить конечному пользователю: вот рекомендуемый ответ”.
Озабоченность скептиков
Однако некоторые скептики и критики обеспокоены тем, что какая-то технология наподобие Watson будет не только помогать работникам отрасли знаний, но и заменит многих из них.
Мартин Форд, предприниматель из Кремниевой долины и автор книги “Огни в туннеле: автоматизация, технология ускорения и экономика будущего” (The Lights in the Tunnel: Automation, Accelerating Technology and the Economy of the Future) заявил в интервью eWeek, что в долгосрочном плане влияние таких технологий на занятость в отрасли знаний будет “значительным”.
“Преемники Watson будут сначала инструментами в руках работников, — сказал он. — Но когда технологии станут более эффективными и экономически выгодными, они, вероятно, обретет большую самостоятельность и в конечном счете превратятся в инструмент менеджера, а не работника. Это будет напоминать распространение самообслуживания на многих потребительских рынках (банкоматы, онлайновые банковские услуги и т. д.), но внутри организаций. В результате будут ликвидированы многие рабочие места работников сферы знаний и средних менеджеров, а организации приобретут менее иерархичную структуру”.
Большинство как среди энтузиастов, так и среди скептиков, согласны, что IBM Watson свидетельствует о новой эре в компьютинге, когда компьютеры будут создаваться и оптимизироваться для выполнения специальных задач.
“В конечном счете, это была эмпирическая проверка, — сказал Ферруччи из IBM об участии Watson в Jeopardy. — Мы использовали ее для расширения контекста. Это оптимизированная для решения определенных задач система”.
Берни Спэнг, директор подразделения IBM Software Group по стратегии и маркетингу, заявил, что благодаря способности Watson понимать естественный язык заложенная в систему аналитическая технология может обрабатывать огромные массивы данных и получать правильные ответы на потрясающе разнообразные сложные вопросы.
17 февраля IBM и компания Nuance Communications объявили о заключении соглашения с целью изучения возможностей коммерциализации аналитических возможностей Watson в области здравоохранения. “Мы намерены в течение ближайших 24 месяцев подготовить на основе Watson коммерческий продукт”, — сообщил Ферруччи из IBM.
Продукт должен объединить технологии IBM Deep Question Answering, Natural Language Processing и Machine Learning Capabilities с решениями Nuance для распознавания речи и Clinical Language Understanding. Цель заключается в своевременном предоставлении важнейшей информации для диагностики и лечения пациентов.
Партнеры ожидают, что первый созданный благодаря их сотрудничеству коммерческий продукт появится через 1,5—2 года.
Как работает Watson?
IBM Watson обрабатывает информацию на естественном языке, которую можно было бы разместить на 200 млн. страниц или примерно в 1 млн. книг, чтобы находить правильные ответы на сложные вопросы, задаваемые во время игры Jeopardy. Система состоит из 10 стоек с примерно 90 серверами IBM Power 750, насчитывающими 2880 ядер процессора Power7. Ее производительность составляет 80 Тфлопс, пропускная способность межкристальных соединений —500 Гб/c, объем ОЗУ — 15 Тб, а кластеризованной дисковой системы хранения — 20 Тб. Элементы системы соединены сетью 10Gb Ethernet.
Watson использует UIMA (Unstructured Information Management Infrastructure) и Hadoop фонда Apache Software Foundation. UIMA — основная инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие компонентов. Широко применяются возможности UIMA-AS в области масштабирования, которые позволяют задействовать аппаратные архитектуры с широким использованием параллелизма.
UIMA управляет всеми потоками работ и обменом информацией между процессами, которые распределены по всему кластеру. А Apache Hadoop — предварительной обработкой многочисленных источников информации Watson. Каналы связи UIMA используются в качестве средств построения соответствий Hadoop при проведении анализа с помощью UIMA.