С распространением облачных вычислений растут темпы освоения их и соответствующих сервисов (публичных, частных, разработанных сообществами и гибридных) компаниями, поставщиками, клиентами и потребителями.

По данным посвященного состоянию информационной безопасности в мире в 2010 г. исследования корпорации Ernst & Young (2010 Global Information Security Survey), 23% респондентов в настоящее время используют облачные сервисы, 7% изучают их и 15% планируют приступить к использованию в течение года. Столь высокие показатели удивляют, особенно если учесть, что облачные вычисления находятся в процессе становления и что вокруг их ABCs все еще царит маркетинговая шумиха. ABCs расшифровывается как архитектура, преимущества (и риски) для бизнеса, затраты (и новые финансовые модели, а также любые последствия для корпоративного бухгалтерского учета).

Облачные сервисы используют Интернет-технологии, обеспечивают многопользовательский режим, масштабируемость и оплату пропорционально использованию. Сервисно-ориентированная архитектура достигла зрелости и должна теперь применяться в архитектуре бизнеса. Подход с позиции бизнес-сервисов должен концентрироваться на том, что предоставляют провайдеры облачных сервисов, а не на том, как они это предоставляют.

Преимущества и риски облачных сервисов становятся хорошо понятны при повседневном использовании, а сами сервисы ежедневно совершенствуются. Все шире применяется подход, связанный с переходом к подсчетам на основе капитальных, а не текущих затрат. С этой точки зрения, отдельные сервисы занимают ведущие позиции. Новая ИТ-стратегия уделяет основное внимание поддержанию равновесия между приобретением сторонних облачных ИТ-сервисов и поддержанием собственных инновационных ИТ, позволяющих занять особое положение на рынке.

В ходе нового этапа эволюции бизнес и ИТ должны рассматриваться как одно целое. Решения об использовании и каталогизации облачных сервисов (соотнесение ожиданий с реальностью) должны приниматься и осуществляться так, чтобы бизнес и ИТ разделяли ответственность за них, а результаты были четко определены. С учетом этих соображений мы рассмотрим ABCs облачных вычислений.

“A” обозначает архитектуру

Что касается архитектуры, то здесь имеются два основных положения.

1. Новые методы моделирования и оркестрирования сквозных сценариев бизнес-сервисов (от нескольких провайдеров). Необходимо отказаться от рассмотрения ИТ-функций с точки зрения инжиниринга бизнес-процессов. Такой взгляд на них диктуется принципом проектирования, предполагающим, что все процессы осуществляются в основном внутри организации. Он должен смениться новым представлением об архитектуре бизнеса с акцентом на сервисы, которые компания начнут предоставлять в будущем, связанные с этим новые модели бизнеса и появляющиеся возможности.

Исходя из этой концепции, мы ожидаем появления новой трехуровневой модели:

  • услуги типа “ПО как сервис” (горизонтальные сервисы общего характера, не зависящие от конкретной отрасли);
  • услуги типа “отрасль как сервис” (или бизнес-процесс как сервис, как мы называем вертикальные отраслевые сервисы; речь идет главным образом о переходе от управления базами данных к предоставлению информационных услуг);
  • корпоративные сервисы (внутренние сервисы организации, отдельные из которых будут общими для нескольких или для всех предприятий).

Технической основой каждого из этих уровней являются услуги типа “инфраструктура как сервис” и “платформа как сервис”. (Модели их использования продолжают развиваться, диктуя более согласованное предоставление систем).

2. Дополнительные соображения технического порядка и связанные с интеграцией. К этим дополнительным соображениям относятся следующие: новые проблемы интеграции систем, когда необходимо соединить корпоративные ИТ с сервисами сторонних провайдеров; новые подходы к управлению идентификацией и доступом с использованием федерации и доверительных отношений; обеспечение безопасности и шифрования при передаче данных, что будет приобретать все большее значение.

“B” обозначает преимущества (и риски) для бизнеса

Необходимо глубокое понимание преимуществ и рисков для бизнеса, связанных с облачными вычислениями. Преимущества таковы:

  • легко поддающиеся определению основные достоинства сервисов;
  • легкое, быстрое и недорогое развертывание;
  • оплата пропорционально использованию;
  • гибкая масштабируемость и более полное использование активов;
  • достоинства, связанные с использованием по запросу потенциала и эффективности другой компании;
  • постоянное поддержание актуального состояния системы и ее обслуживание;
  • новые возможности сотрудничества с другими компаниями в рамках сообщества;
  • возможность вновь сосредоточиться на стратегических задачах ИТ.

Что касается рисков, которые можно при правильном подходе свести к минимуму, то основными из них являются следующие:

  • управление рисками и соблюдение требований регуляторов;
  • обеспечение безопасности и защиты частных сведений;
  • непрерывность и устойчивость бизнеса;
  • складывающиеся стандарты, обеспечивающие интероперабельность;
  • закупки, легальные и по контрактам;
  • сквозное управление сервисами;
  • интеграция управления сервисами различных провайдеров и их оркестрирование;
  • управление подбором персонала и связанными с этим организационными изменениями;
  • выбор провайдеров;

“C” обозначает затраты (и новые финансовые модели)

С точки зрения моделей затрат, облачные вычисления движутся от расчета затрат на основе фиксированного капитала в направлении модели на базе оплаты все более разнообразных операций или реального использования сервисов. Кроме того, компании стремятся к прозрачности и четкому обозначению цен.

Однако, остается нерешенным вопрос, что имеет большее значение — краткосрочные выгоды (сокращение начальных капитальных затрат) или долгосрочный реальный финансовый эффект. Компании могут определять, какая модель затрат им подходит, рассчитав общую стоимость пользования облаком и сопоставив ее с однократными затратами и стоимостью найма персонала.

Оплата облачных сервисов представляется собой довольно новое явление. Провайдеры используют различные модели ценообразования (и тарифные планы различного уровня сложности в зависимости от вариантов предоставляемого обслуживания). Используются, в частности, следующие модели:

  • на основе подписки (эта модель, как правило, используется при предоставлении одних и тех же сервисов в течение длительного времени);
  • в зависимости от потребления (при такой модели сезонный бизнес или компании, у которых всплески активности чередуются с падениями, могут покупать вычислительную мощность по мере необходимости);
  • с просмотром рекламы (эта модель мало опробована, доходы от рекламы обеспечивают работу корпоративных приложений);
  • в зависимости от успеха или экономического эффекта (в такой модели пользователь разделяет с провайдером риски и выгоды, оплата производится в случае успешного результата).

Достижение необходимого баланса

Так как же вам добиться правильного баланса? Мы наблюдаем возникновение поляризации в области ИТ. С одной стороны, есть сферы, где явно происходит сокращение товарных закупок. Они готовы к использованию внешних облачных сервисов. С другой, — сферы, где компании стремятся к инновациям и инвестируют в ИТ, чтобы занять особое положение на рынке и добиться максимальных показателей роста.

При разработке новых ИТ-стратегий и соответствующих планов компаниям следует рассмотреть оба эти варианта.