С распространением облачных вычислений растут темпы освоения их и соответствующих сервисов (публичных, частных, разработанных сообществами и гибридных) компаниями, поставщиками, клиентами и потребителями.
По данным посвященного состоянию информационной безопасности в мире в 2010 г. исследования корпорации Ernst & Young (2010 Global Information Security Survey), 23% респондентов в настоящее время используют облачные сервисы, 7% изучают их и 15% планируют приступить к использованию в течение года. Столь высокие показатели удивляют, особенно если учесть, что облачные вычисления находятся в процессе становления и что вокруг их ABCs все еще царит маркетинговая шумиха. ABCs расшифровывается как архитектура, преимущества (и риски) для бизнеса, затраты (и новые финансовые модели, а также любые последствия для корпоративного бухгалтерского учета).
Облачные сервисы используют Интернет-технологии, обеспечивают многопользовательский режим, масштабируемость и оплату пропорционально использованию. Сервисно-ориентированная архитектура достигла зрелости и должна теперь применяться в архитектуре бизнеса. Подход с позиции бизнес-сервисов должен концентрироваться на том, что предоставляют провайдеры облачных сервисов, а не на том, как они это предоставляют.
Преимущества и риски облачных сервисов становятся хорошо понятны при повседневном использовании, а сами сервисы ежедневно совершенствуются. Все шире применяется подход, связанный с переходом к подсчетам на основе капитальных, а не текущих затрат. С этой точки зрения, отдельные сервисы занимают ведущие позиции. Новая ИТ-стратегия уделяет основное внимание поддержанию равновесия между приобретением сторонних облачных ИТ-сервисов и поддержанием собственных инновационных ИТ, позволяющих занять особое положение на рынке.
В ходе нового этапа эволюции бизнес и ИТ должны рассматриваться как одно целое. Решения об использовании и каталогизации облачных сервисов (соотнесение ожиданий с реальностью) должны приниматься и осуществляться так, чтобы бизнес и ИТ разделяли ответственность за них, а результаты были четко определены. С учетом этих соображений мы рассмотрим ABCs облачных вычислений.
“A” обозначает архитектуру
Что касается архитектуры, то здесь имеются два основных положения.
1. Новые методы моделирования и оркестрирования сквозных сценариев бизнес-сервисов (от нескольких провайдеров). Необходимо отказаться от рассмотрения ИТ-функций с точки зрения инжиниринга бизнес-процессов. Такой взгляд на них диктуется принципом проектирования, предполагающим, что все процессы осуществляются в основном внутри организации. Он должен смениться новым представлением об архитектуре бизнеса с акцентом на сервисы, которые компания начнут предоставлять в будущем, связанные с этим новые модели бизнеса и появляющиеся возможности.
Исходя из этой концепции, мы ожидаем появления новой трехуровневой модели:
- услуги типа “ПО как сервис” (горизонтальные сервисы общего характера, не зависящие от конкретной отрасли);
- услуги типа “отрасль как сервис” (или бизнес-процесс как сервис, как мы называем вертикальные отраслевые сервисы; речь идет главным образом о переходе от управления базами данных к предоставлению информационных услуг);
- корпоративные сервисы (внутренние сервисы организации, отдельные из которых будут общими для нескольких или для всех предприятий).
Технической основой каждого из этих уровней являются услуги типа “инфраструктура как сервис” и “платформа как сервис”. (Модели их использования продолжают развиваться, диктуя более согласованное предоставление систем).
2. Дополнительные соображения технического порядка и связанные с интеграцией. К этим дополнительным соображениям относятся следующие: новые проблемы интеграции систем, когда необходимо соединить корпоративные ИТ с сервисами сторонних провайдеров; новые подходы к управлению идентификацией и доступом с использованием федерации и доверительных отношений; обеспечение безопасности и шифрования при передаче данных, что будет приобретать все большее значение.
“B” обозначает преимущества (и риски) для бизнеса
Необходимо глубокое понимание преимуществ и рисков для бизнеса, связанных с облачными вычислениями. Преимущества таковы:
- легко поддающиеся определению основные достоинства сервисов;
- легкое, быстрое и недорогое развертывание;
- оплата пропорционально использованию;
- гибкая масштабируемость и более полное использование активов;
- достоинства, связанные с использованием по запросу потенциала и эффективности другой компании;
- постоянное поддержание актуального состояния системы и ее обслуживание;
- новые возможности сотрудничества с другими компаниями в рамках сообщества;
- возможность вновь сосредоточиться на стратегических задачах ИТ.
Что касается рисков, которые можно при правильном подходе свести к минимуму, то основными из них являются следующие:
- управление рисками и соблюдение требований регуляторов;
- обеспечение безопасности и защиты частных сведений;
- непрерывность и устойчивость бизнеса;
- складывающиеся стандарты, обеспечивающие интероперабельность;
- закупки, легальные и по контрактам;
- сквозное управление сервисами;
- интеграция управления сервисами различных провайдеров и их оркестрирование;
- управление подбором персонала и связанными с этим организационными изменениями;
- выбор провайдеров;
“C” обозначает затраты (и новые финансовые модели)
С точки зрения моделей затрат, облачные вычисления движутся от расчета затрат на основе фиксированного капитала в направлении модели на базе оплаты все более разнообразных операций или реального использования сервисов. Кроме того, компании стремятся к прозрачности и четкому обозначению цен.
Однако, остается нерешенным вопрос, что имеет большее значение — краткосрочные выгоды (сокращение начальных капитальных затрат) или долгосрочный реальный финансовый эффект. Компании могут определять, какая модель затрат им подходит, рассчитав общую стоимость пользования облаком и сопоставив ее с однократными затратами и стоимостью найма персонала.
Оплата облачных сервисов представляется собой довольно новое явление. Провайдеры используют различные модели ценообразования (и тарифные планы различного уровня сложности в зависимости от вариантов предоставляемого обслуживания). Используются, в частности, следующие модели:
- на основе подписки (эта модель, как правило, используется при предоставлении одних и тех же сервисов в течение длительного времени);
- в зависимости от потребления (при такой модели сезонный бизнес или компании, у которых всплески активности чередуются с падениями, могут покупать вычислительную мощность по мере необходимости);
- с просмотром рекламы (эта модель мало опробована, доходы от рекламы обеспечивают работу корпоративных приложений);
- в зависимости от успеха или экономического эффекта (в такой модели пользователь разделяет с провайдером риски и выгоды, оплата производится в случае успешного результата).
Достижение необходимого баланса
Так как же вам добиться правильного баланса? Мы наблюдаем возникновение поляризации в области ИТ. С одной стороны, есть сферы, где явно происходит сокращение товарных закупок. Они готовы к использованию внешних облачных сервисов. С другой, — сферы, где компании стремятся к инновациям и инвестируют в ИТ, чтобы занять особое положение на рынке и добиться максимальных показателей роста.
При разработке новых ИТ-стратегий и соответствующих планов компаниям следует рассмотреть оба эти варианта.