Количество информационных систем в крупных структурах может насчитывать десятки. Их тестирование уже стало не только специальностью, но и направлением работы особых служб по тестированию и приемке ИС. Какие программные инструменты использует в своей работе отдел тестирования компании “ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ”? Каковы повседневные задачи отдела? Как организована работа со смежными подразделениями? Об этих и других актуальных методологических и повседневных проблемах направления тестирования программных продуктов обозреватель PC Week/RE Алексей Воронин поинтересовался у Виктора Ематина, начальника отдела тестирования ООО “ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ”, головной организации по информационно-технологическому обеспечению одной из крупнейших российских нефтяных компаний — “ЛУКОЙЛ”.
PC Week: Какова история становления отдела тестирования?
Виктор Ематин: В 2006 г. было принято решение об организации службы тестирования, которая затем была преобразована в отдел тестирования в составе управления технической интеграции и разработок (УТИиР). На начальном этапе был рассмотрен спектр инструментов по тестированию, после чего выбор был сделан в пользу HP как поставщика интегрированного комплекта инструментов, наиболее точно удовлетворяющего нашим условиям. В рамках УТИиР была адаптирована методология RUP, в жизненный цикл разработки и сопровождения информационных систем встроено тестирование, как одна из дисциплин. Потом мы подобрали инструменты, интегрирующие деятельность нашего отдела и смежных отделов (разработки и сопровождения систем, бизнес-аналитики), разработали регламенты взаимодействия между подразделениями УТИиР.
PC Week: Чем обусловлена необходимость выделения специалистов по тестированию в отдельную службу?
В. Е.: Связано это в первую очередь с тем, что компании, в случае приобретения нового продукта или доработки либо обновления уже работающего, недостаточно получить просто подтверждение от разработчиков, что весь необходимый функционал в наличии, нужна более объективная оценка. Сегодня в любую корпоративную информационную инфраструктуру входит большое количество различных систем, каждая из которых регулярно обновляется, изменяется. И чтобы отслеживать обновления, тестировать системы, требуются соответствующие инструменты и специально обученный персонал.
PC Week: Можно ли позиционировать отдел тестирования как центр компетенции?
В. Е.: Конечно. По сути, отделу тестирования и его специалистам необходимо наращивать компетенции по тестированию систем, владению профессиональными инструментами для тестирования как можно большего спектра технологий. И это очень важно именно для корпоративного сегмента, где используется широкий набор технологий и систем.
PC Week: Какие функции закреплены за отделом?
В. Е.: В исключительной компетенции отдела находится автоматизированное тестирование. Связано это не в последнюю очередь со сложностью и эффективностью использования специального инструментария по тестированию ПО. В числе базовых функций — приемка информационных систем. За отделом закреплены также и некоторые вспомогательные функции, например администрирование версионного хранилища, систем управления запросами и ошибками.
PC Week: Что представляет собой организационная структура отдела?
В. Е.: Это матричная структура, в рамках которой специалисты подчинены как начальнику отдела, так и руководителям проектов, в которых они принимают участие. Функциональные обязанности расписаны в должностных инструкциях по видам тестирования и вспомогательным функциям — ручное тестирование, автоматизированное, документирование, технологии/платформы и др.
PC Week: Как распределены обязанности между специалистами?
В. Е.: Обязанности распределяются в зависимости от владения инструментарием, технологиями, от степени участия специалиста в конкретном проекте. Часто предоставляется уровень компетенции выше должностного. Это возможно именно в силу матричной структуры и обусловлено участием специалистов одновременно в различных проектных офисах. Начата и будет продолжена работа по использованию более гибких методологий в рамках отдела, а именно — “Канбан” (Kanban Development), так как она позволяет более просто и оперативно управлять текущими задачами, действовать коллективно, командой специалистов.
PC Week: Специалисты отдела — универсалы, каждый занимается максимально широким кругом задач или у каждого имеется своя специализация?
В. Е.: Индустриальный подход не исключает универсальность специалиста тестирования, но слишком большие требования предъявляются в этом случае к его квалификации. Поэтому одни специалисты занимаются преимущественно нагрузочным тестированием, к ним предъявляются одни требования. И совершенно другие — к тем, кто занимается ручным функциональным тестированием.
PC Week: Каким образом оценивается эффективность работы тестировщика? Используются ли модные сегодня показатели типа KPI?
В. Е.: На мой взгляд, нельзя оценивать тестировщика по количеству найденных ошибок. В компании существуют метрики, которые практикуются службой управления персоналом и носят качественный характер. Аттестация сотрудников отдела осуществляется регулярно: анализируется соответствие должностной инструкции и проводится специализированное анкетирование, где речь идет о качественной оценке, когда учитывается и мнение руководства о специалисте, и его самооценка.
PC Week: Сначала возникло прикладное ПО, автоматизирующее различные направления деятельности. Потом появилось ПО, тестирующее прикладное ПО. Как вы думаете, может, уже назрела необходимость в тестировании самих программ тестирования? Устраивает ли специалистов отдела тестирования качество инструментария?
В. Е.: Мне кажется, такая постановка вопроса актуальна для условно-бесплатных инструментов, которые разработаны и доступны на условиях открытого кода. Если же говорить о профессиональном инструментарии, то мы, поскольку используем специализированное ПО от HP, не планируем тестировать его работоспособность. Мы применяем данный инструментарий, довольны его качеством и услугами сопровождения. Конечно, в процессе использования инструментов возникает потребность в их развитии, доработке, исправлении ошибок. Главное, что компании-разработчики инструментов тестирования двигаются в правильном направлении, удовлетворяя запросы пользователей, вступая с ними в диалог. Я убедился в этом, съездив в прошлом году в офис разработки HP LoadRunner (Израиль). Лично пообщавшись с разработчиками продукта, я убедился в их высокой квалификации, работоспособности, оценил высокий уровень организации процесса разработки, узнал планы по развитию продуктов.
PC Week: Какие именно программные инструменты используются в работе отдела?
В. Е.: Базовыми продуктами являются HP LoadRunner (нагрузочное тестирование), HP QTP (функциональное тестирование), HP QC (управление тестами). Кроме того, используем JIRA (для хранения, отслеживания ошибок, задач на тестирование и разработку) и ряд других.
PC Week: Что по сути представляет собой процесс тестирования программного продукта?
В. Е.: Любое тестирование — это экспертная оценка с использованием методологии и специализированных инструментов. Экспертиза — это не только объективное значение технических параметров тестируемой системы, но и субъективный уровень оценки экспертом. Для этого используется отраслевой опыт, накопленные на предприятии метрики, профессиональный багаж знаний, проектов и инструментов самого специалиста. А самой важной является оценка пользователя, представителя заказчика. Если его что-то не удовлетворяет, это становится главным запросом, поводом для нового тестирования системы экспертами и вынесения нового вердикта, переводящего запрос пользователя в техническую плоскость.
PC Week: С какими проблемами пришлось столкнуться на этапе становления службы?
В. Е.: Проблемы возникали и решались. Например, на начальном этапе, если не хватало лицензий, HP предоставляла на время апробации для краткосрочного проекта пробные лицензии бесплатно. Определенные кадровые проблемы возникали в период кризиса (сейчас они решены). Недавно контактировали с HP для решения технических вопросов по преодолению несовместимости версий тестируемой системы и инструментария, вопрос решили.
PC Week: Какие системы разрабатываются управлением технической интеграции и разработки?
В. Е.: Разработкой коммерческих программных продуктов “ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ” не занимается. В рамках управления по запросам пользователей кастомизируются решения SAP, создаются аналитические отчеты для хранилища данных, а также разрабатываются решения на основе технологии .Net для корпоративного портала на базе SharePoint.
PC Week: Какие повседневные проблемы являются наиболее важными?
В. Е.: Проблем много: большое количество запросов на тестирование, постоянно меняющиеся версии ПО и технологии, большое количество используемых программно-аппаратных платформ, срочность и важность работ, неготовность некоторых подрядчиков-разработчиков уделять должное время и выделять силы для тестирования, недостаточно качественная и актуальная документация по некоторым системам и многое другое. Но все проблемы решаются, люди обучаются, системы тестируются, оборудование обновляется, так что идет рабочий процесс не только по тестированию, но и по решению смежных вопросов.
PC Week: Возникает ли необходимость в удаленном тестировании?
В. Е.: У “ЛУКОЙЛ-ИНФОРМа” девять региональных филиалов, и периодически возникает необходимость в тестировании информационных систем, используемых в регионах. Но в компании “ЛУКОЙЛ” ИТ-инфраструктура централизована, и все ключевые информационные системы, поддерживающие бизнес, базируются в корпоративных ЦОДах. Кроме того, в рамках компании построена сеть, работающая на оптических и спутниковых каналах, и, по сути, неважно, где находится программный продукт — в Когалыме, Уфе или Москве.
PC Week: Каковы планы “ЛУКОЙЛ-ИНФОРМа” по обновлению программного инструментария?
В. Е.: Текущие планы — перейти на новую версию HP LoadRunner 11. Это позволит нам полнее тестировать свежие версии Citrix и сайты с использованием технологии AJAX. Конечно, мы следим за обновлением линейки инструментов разработчиков, и у нас имеются планы по заказу лицензий вспомогательных и интеграционных продуктов — эти вопросы рассматриваются.
PC Week: Каковы перспективы развития службы тестирования в структуре “ЛУКОЙЛ-ИНФОРМа”?
В. Е.: Как я уже говорил, нами реализуются планы по изменению методологии работы отдела с RUP на Kanban с тем, чтобы мы могли более гибко реагировать на запросы пользователей и максимально быстро удовлетворять их. Принципы Kanban отличаются большей простотой и позволяют реализовать сервисную модель, отслеживая выполнение пользовательских запросов точно в срок. Планируем продолжить обучение сотрудников, развитие совместной деятельности со смежными подразделениями, а также работу с теми системами и проектами, которые мы еще не тестировали. Что касается локального тренда, то в ближайшей перспективе мы планируем перенести акценты с разработки новых программных продуктов на текущую поддержку уже работающих.
PC Week: С чем это связано?
В. Е.: За последние годы в организациях группы “ЛУКОЙЛ” было внедрено много типовых корпоративных систем (в их числе — решения SAP), и можно сказать, что этап масштабной разработки и внедрения новых решений уже завершен. В используемые системы, в соответствии с потребностями бизнеса, в связи с изменением внешних условий, внутренних регламентов, вносятся изменения, требующие “точечного” тестирования. В связи с этим количество запросов на небольшие изменения в уже работающих системах растет, а на разработку и приемку новых решений — уменьшается.
PC Week: Спасибо за беседу.