Хотя об экономических катаклизмах 2008—2009 гг. сегодня уже мало кто вспоминает, все-таки нужно иметь в виду, что российская ИТ-отрасль только в нынешнем году выйдет (и скорее всего превзойдет его) на докризисный уровень. Однако повышение объемов ИТ-продаж в нашей стране не должно внушать иллюзии относительно безоблачных перспектив отечественного ИТ-рынка: экономика России оправляется от кризиса не так резво, как хотелось бы, ожидаемых структурных рыночных изменений в стране не произошло, а это значит, что спрос на ИТ у нас по-прежнему будет отставать от показателей передовых ИТ-стран. Рост же ИТ-поставок за последние полтора года объясняется простым повышением размера денежной массы в России за счет роста цен на энергоносители, что будет положительно влиять на ИТ-рынок в течение этого года.
Именно такую, весьма сдержанную оценку общей ситуации на отечественном ИТ-рынке дал генеральный директор “ABBYY России” Григорий Липич на ежегодном партнерском семинаре компании, который в нынешнем году прошел в апреле в Черногории. Пережитый кризис стал самым серьезным испытанием для ABBYY за всю ее почти двадцатилетнюю историю, и в целом компания преодолела его достаточно уверенно, продолжая свое технологическое развитие. Еще на прошлогоднем аналогичном мероприятии Григорий Липич, сделав традиционный акцент на том, что главный капитал компании — это ее кадры, с гордостью отметил, что несмотря на заметное снижение объемов продаж ABBYY сумела избежать сокращения персонала. Теперь же он сообщил, что начиная со второго квартала 2010 г. возобновлены программы набора новых сотрудников.
ABBYY, как известно, — это разработчик ПО, традиционно специализирующийся на создании интеллектуальной продукции (распознавание текстов и лингвистика), входящий в тройку ведущих софтверных брендов России и получивший давнее мировое признание в своей специализации. Причём, имея редкий для нашей страны статус присутствия на мировом ИТ-рынке, ABBYY безусловно является российской компанией и именно в таком качестве воспринимается и у нас в стране, и за ее рубежами. На этот момент — вопрос национальной принадлежности — стоит обратить внимание в контексте активности нашего государства в сфере модернизации экономики России на основе ускоренного развития высокотехнологичных областей. Анализируя публичную информацию, нетрудно заметить, что ABBYY является одним из наиболее заметных со стороны ИТ участников проекта “Сколково”. Более того, она уже получила статус его резидента для одного из своих исследовательских подразделений, а также государственный грант (в числе первых из десяти грантов, уже выделенных коммерческим компаниям) фонда “Сколково” в размере 475 млн. руб. на создание перспективной лингвистической технологии ABBYY Compreno (тут, правда, нужно сказать, что разработку этого ПО компания начала еще несколько лет назад).
Говоря об ABBYY, нужно напомнить, что она представляет собой холдинг. Центральное место в этой группе занимает головной московский офис — ABBYY Headquarters. Но хотя название формально переводится как “штаб-квартира”, на самом деле тут сосредоточены не только функции управления холдингом, но и все исследования и разработки группы, именно здесь трудится основная часть персонала. За продажи и продвижение продукции ABBYY в целом отвечают региональные офисы: за последний год их число возросло до десяти — в конце 2010-го было открыто представительство в Австралии. По объемам бизнеса самым крупным отделением является американское, после него — российское. Но при этом компания “ABBYY Россия” все же имеет особый статус в холдинге, поскольку исторически отвечала за многие развивающиеся рынки. В частности, именно она начинала развивать бизнес в странах Азии, Южной Америки и Африки, который в 2009-м выделился в отдельное направление ABBYY 3A (с офисом в Москве). С начала 2010 г. “ABBYY Россия” отвечает только за территорию СНГ (за исключением Украины и Молдавии), и сейчас ее доля в бизнесе всей группы составляет примерно четверть, из которой собственно на Россию, в свою очередь, приходится около 75%.
Рассказывая о бизнес-итогах работы “ABBYY России” в своем регионе (рис. 1), Григорий Липич отметил, что снижение продаж в разгар кризиса было очень серьезным (на 24 и 4% в долларовом и рублевом исчислении соответственно), но все же не таким значительным, как по отечественному рынку в целом. Из этого же рисунка видно, что в 2010 г. удалось немного превысить показатели 2008-го в рублях (но не в долларах), хотя тут нужно иметь в виду, что вторая половина 2008 г. проходила уже под знаком кризиса.
Специфика положения “ABBYY России” среди других региональных структур холдинга заключается еще и в том, что кроме продаж программных продуктов она занимается еще и корпоративными проектами. Однако руководитель компании подчеркнул, что этот вид деятельности при всей его важности является все же скорее непрофильным: “Наше участие в таких работах объясняется тем, что рынок проектов в сфере ввода бумажных документов еще находится в стадии формирования, и мы беремся за работы, для которых заказчики просто не могут найти других исполнителей. То есть в какой-то мере мы выполняем тут миссию первопроходцев и не собираемся конкурировать с партнерами, уступая им место на рынке по мере их готовности к реализации проектов”.
Любопытно отметить, что динамика продаж корпоративных решений радикально отличалась от ситуации на рынке массового ПО: в 2009 г. корпоративные поставки росли на фоне падения объемов розничных продуктов, в 2010-м наблюдалась обратная картина (рис. 2). По мнению Григория Липича, именно сбалансированный спектр корпоративных и массовых продуктов позволил компании вполне успешно преодолевать невзгоды кризиса (рис. 3). При этом он отметил, что несмотря на заметную стагнацию корпоративного рынка в прошлом году в целом, видно явное повышение активности в банковском, телекоммуникационном и страховом сегментах, в первую очередь за счет роста операций с частными лицами. Среди реализованных его компанией проектов он особо выделил работы по автоматизации в рамках единого государственного экзамена и итоговой годовой аттестации в средней школе, а также начало сотрудничества с издательством “Просвещение”.
Даже в кризисные годы ABBYY продолжала развитие своих продуктовых линеек, а в 2010-м смогла расширить объемы инвестиций в разработку ПО, в том числе по новым направлениям. Позитивным моментом здесь стало то, что в прошлом году компания смогла “пробить” налоговые льготы, направив дополнительные финансовые средства в разработку продуктов.
На протяжении последних лет ABBYY настойчиво расширяет свои предложения для мобильных устройств, и продажи тут уверенно растут, несмотря на кризис: в 2009 г. на 34%, в 2010-м — на 29%. Именно здесь компания начала осваивать новые каналы Интернета через онлайновые средства глобальных вендоров: число загрузок продуктов ABBYY через российский сайт Apple AppStore за год возросло с 1800 (1 кв. 2010) до 13 000 (1 кв. 2011). На семинаре была приведена статистика используемых потребителями мобильных платформ, которая показывает рост популярности iOS и Android (см. таблицу). Учитывая эти в общем-то мировые тенденции, в конце прошлого года компания выпустила ряд новых продуктов — ABBYY Business Card Reader for Android (бета-версия), ABBYY Lingvo и OCR-приложения для iOS. Важным моментом стало также расширение языковой поддержки в ABBYY Mobile OCR Engine: в марте 2010 г. она была реализована для китайского, корейского и японского языков.
Оценивая в целом ситуацию на рынке мобильных решений, докладчик отметил взрывной рост планшетных устройств и их быстрое проникновение в корпоративную среду. Следствием это является быстрый рост корпоративного сегмента мобильного ПО, повышение доли делового ПО по отношению к развлекательному. Поэтому поставщики (в том числе и ABBYY) намерены развивать схемы корпоративного лицензирования в мобильном сегменте; кроме того, тут будет расширяться применение серверных интернет- и интранет-решений по модели SaaS. Впрочем, при этом было отмечено, что все же скорость освоения пользователями мобильных решений пока не столь высока, как это виделось несколько лет назад.
С учётом растущей популярности компьютеров Apple Macintosh в прошлом году для этих ПК были выпущены продукты ABBYY Lingvo и ABBYY FineReader 10 Home Edition. Отвечая на вопрос о поддержке различных настольных платформ, Григорий Липич обрисовал традиционную позицию компании: усилия определяются реальным соотношением сил на рынке — приоритет остаётся за Windows, хотя направление Linux также развивается. Так, в 2010 г. были выпущены новые продукты для разработчиков — ABBYY FineReader Engine 9.0 for Linux и ABBYY FineReader Engine 10 for Windows.
Качественно новым направлением 2010 г. стали работы в области SaaS-решений: в марте стартовала тестовая эксплуатация сайта ABBYYonline, в апреле выпущен ABBYY Lingvo Intranet Server, а в июне началась коммерческая работа сервиса FineReaderOnline (сейчас число его пользователей по всему миру — 130 тыс.). Но когда разговор коснулся перспективности SaaS, было отмечено, что эта модель не заменяет, а дополняет традиционную модель продаж.
В завершение заметим, что на партнерском семинаре ABBYY объявила планы выпуска новых и модернизированных продуктов на этой год: весной появятся ABBYY FlexiCapture Engine 9.0, ABBYY FlexiCapture 10 и ABBYY Lingvo x5, летом — ABBYY Lingvo x5 для Казахстана, осенью — ABBYY FineReader 11 и ABBYY Business Card Reader Desktop. Кроме того, в течение года выйдут ABBYY Lingvo “Просвещение” и ряд мобильных приложений для iPhone и Android.