В конце марта российское отделение Microsoft объявило о намерении провести в Подмосковье c 26 по 27 мая конференцию для разработчиков ПО — DevCon'11. Работа с создателями софта — это одна с ключевых линий изначальной стратегии корпорации, она хорошо представлена и в России. Однако в течение последних лет эта деятельность в нашей стране проходила в рамках разнообразных, но все же весьма специализированных мероприятий и была в общем-то вне основных фокусов широкого круга ИТ-специалистов. DevCon же — это единая конференция для представителей всех направлений разработки, и в пресс-релизах корпорации уже сейчас позиционируется как крупнейшее подобное мероприятие российской ИТ-отрасли.
Новость о предстоящем форуме сразу позволила ветеранам отечественного ИТ-рынка вспомнить о легендарных конференциях Microsoft DevCon, которые проходили ежегодно в июне в 1995—1998 гг. в подмосковном Обнинске и сыграли заметную роль в становлении как бизнеса Microsoft в России, так и отечественного сообщества программистов в целом. Почему российское отделение корпорации решило возродить практику подобных форумов? Как изменился ландшафт разработки ПО за последние 10—15 лет? Нужны ли вообще в эпоху Интернета и развитой системы онлайновых коммуникаций подобные очные встречи? Это вопросы, уже прозвучавшие в социальных ИТ-сетях, с директором департамента стратегических технологий российского отделения Microsoft Александром Ложечкиным обсуждает обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.
PC Week: Почему вы после перерыва почти в полтора десятка лет решили провести единое комплексное мероприятие для разработчиков ПО? Чем вас не устраивают формы взаимодействия с ними, хорошо отработанные представительством Microsoft в России?
Александр Ложечкин: Сначала нужно сказать, почему прекратились DevCon'ы 1990-х. Это произошло потому, что растущий бизнес компании в нашей стране уже не укладывался в формат той конференции. Ведь DevCon был тогда единственным крупным мероприятием корпорации в России, а нужно было переходить ко взаимодействию с более широким кругом ИТ-специалистов, поэтому вскоре главной встречей с заказчиками и партнерами стала наша “Платформа”. В то же время уже тогда DevCon не могла охватить наши растущие потребности в работе с программистами. У нас в то время быстро увеличивался как спектр тематики “разработка ПО”, так и география работы. В этих условиях даже вариант простого физического расширения объема конференции — хотя он был явно не оптимален в тех условиях — было сложно реализовать, так как в окрестностях Москвы элементарно невозможно было собрать более 500 человек.
Вы правы в том, что у нас давно существует разветвленная отлаженная система взаимодействия с разработчиками ПО. Это встречи сообщества по всей России, тематические конференции по разным софтверным направлениям, в частности по Web-разработке, для корпоративных разработчиков, для специалистов, отвечающих за качество ПО. Проводится много семинаров по более частным вопросами, например презентации наших новых инструментов и технологий. Разумеется, широко используются возможности интернет-общения. И вся эта система форм нашего сотрудничества, конечно, остается и будет развиваться.
Но в то же время, выйдя на качественно новые уровни задач, мы четко ощутили необходимость проведения и единого комплексного мероприятия, на котором могли бы встретиться представители разных направлений разработки, различных уровней управления процессом создания ПО, всех регионов страны.
Мне кажется, что такой формат будет очень полезен и для участников, и для нас как поставщика. Ведь все ИТ-специалисты трудятся обычно в довольно “зашоренных” условиях, когда, выполняя текущую работу, просто некогда познакомиться со смежными направлениями, которые на самом деле могут быть интересны не только в чисто познавательном плане, но для конкретного проекта. Такие многопрофильные мероприятия, особенно выездные, когда есть время для кулуарного общения, очень полезны: они позволяют познакомиться с вещами, выходящими за пределы текущих забот. Для нас как поставщика программного обеспечения это очень важно еще и потому, что мы можем оценить, в каких сферах мы очень сильны, а в каких наша деятельность несколько “проседает”. Мы уверены, что комплексные встречи позволят нам на лучших примерах подтянуть отстающие или только стартующие направления.
Кстати, инфраструктура проведения мероприятий в России заметно улучшилась за последние годы и появились реальные возможности сбора достаточно большого числа участников.
PC Week: Важность сообщества независимых разработчиков для поддержки и развития бизнеса Microsoft — это вопрос настолько очевидный, что не требует особых пояснений. Но все же, если в середине 1990-х программисты были партнерами “номер один”, то сейчас они как-то не очень заметны на фоне общего круга ваших контрагентов. Вы согласны с таким мнением?
А. Л.: Могу согласиться только с существенными пояснениями. Во-первых, говорить о том, какие категории партнеров важнее для бизнеса поставщика ПО — это в принципе не очень правильно, важны все, хотя возможно, приоритеты немного меняются в зависимости от текущих задач бизнеса. Во-вторых, нужно понимать, что Россия все же была в 1990-е годы для Microsoft формирующимся рынком и компания расширяла свой бизнес в определенной последовательности направлений. В-третьих, за последние десять лет заметно поменялись клиентские приоритеты для ИТ-бизнеса в целом — акценты стали смещаться от ИТ-специалистов в сторону бизнес-пользователей. Но это совсем не значит, что роль специалистов понизилась — возросла значимость потребителей. При этом работа с ИТ-профессионалами не заглохла, а просто ушла немного в тень от общественного внимания, а на передний план в плане PR вышли именно отношения с бизнесом. И наконец, в-четвертых, сам мир разработки ПО очень существенно изменился с середины 1990-х.
PC Week: Хотелось бы остановиться именно на этих изменениях в сфере создания ПО. Мне кажется, что мы сейчас переживаем очередной виток развития технологий, на котором значимость разработчиков — речь идет не только о Microsoft — для вендоров заметно повышается.
А.Л.: Тут вы совершенно правы. Актуальность сотрудничества поставщиков ПО, в первую очередь, конечно, поставщиков платформ (причем не только программных, но и аппаратных, посмотрите какое внимание уделяет этому делу Intel), с разработчиками ПО всегда была и остается очень высокой, но она все же немного колеблется. Очевидные пики отмечаются в переломные моменты появления новых технологий. В середине 1990-х это было связано с распространением клиент-серверной архитектуры, потом — Web, затем — мобильных средств. Сейчас начинается очередная волна в связи перспективами перехода к моделям облачных вычислений.
PC Week: Что можно сказать об изменении конкурентной ситуации на рынке средств разработки за эти годы, в том числе и в России? Тогда, в середине 1990-х, DevCon'ы многими воспринимались даже не столько как конференции Microsoft, а, скорее, как некое отраслевое мероприятие.
А. Л.: Изменилась и конкурентная ситуация, но еще больше — сам рынок средств разработки. Прежде всего, борьба тут переместилась с уровня собственно инструментов на уровень программных платформ. Пятнадцать лет назад Microsoft, во всяком случае в России, выступала как единственный поставщик платформы и потому ее конференции были хорошей площадкой для встреч пользователей самых разных инструментов. Но как раз тогда уже появилась Java, и позиционирование нашей компании на рынке, конечно, изменилось. Потом на рынке стали появляться все новые и новые платформы.
PC Week: Тогда я сформулирую проблему несколько иначе: раньше Microsoft выглядела как явный лидер на рынке средств разработки, а сейчас — один из группы лидеров, причем в очень острой конкурентной ситуации.
А. Л.: Опять же могу согласиться с вами только отчасти. Да, во второй половине 1990-х Microsoft была на первых позициях в России, но она на них вышла в результате острой борьбы в начале того десятилетия с серьезными соперниками, в первую очередь с Borland, которая имела, особенно в нашей стране, очень сильные преимущества. Но главное тут даже в другом: о лидерстве Microsoft тогда тоже можно было говорить с большой долей условности. Тут нужно понимать, что положение дел в России и в мире сильно различались.
Действительно, Microsoft лидировала в сфере настольных Windows-приложений, это больше потребительский рынок. А на корпоративный рынок она тогда еще только-только начинала пробиваться, и дело это было очень тяжелое и небыстрое. То есть если говорить о потребительском внимании, то тут Microsoft была впереди, но если посмотреть объемы продаж, то здесь наше присутствие было велико только в сфере ПК. Да, популярность нашего Visual Studio в конце 1990-х годов заметно возрастала, но предстояло еще почти десятилетие сражений, чтобы получить признание на уровне корпоративных разработок. То же самое можно сказать и про СУБД, и про другие серьезные серверные решения. Но в России в конце прошлого века сам рынок разработки ПО корпоративного уровня находился еще в довольно зачаточном виде, поэтому других поставщиков и не было особенно видно.
PC Week: Наверное, стоит еще сказать не только о том, что проблематика разработки ПО вышла на уровень платформ, но и о том, что самих видов платформ стало больше.
А. Л. Да, совершенно верно. В середине 1990-х было фактически только два основных варианта — настольные и серверные системы. А сегодня это и Web и мобильные и облачные и игровые платформы. Причем внутри них тоже есть серьезные деления, например для частных пользователей и корпоративных заказчиков.
Да, конкуренция за разработчиков ПО сейчас велика, и действительно можно говорить о наступлении очередной волны.
Но, возвращаясь к теме DevCon’11, хочу отметить: именно в силу глобального присутствия Microsoft на ИТ-рынке, практически во всех его сферах, наша конференция, уверен, сможет претендовать на статус не просто моновендорского, а общеотраслевого мероприятия.
PC Week: Однако есть еще один аспект проблемы: офлайновые, очные формы общения сейчас все больше уступают место онлайновым вариантам. Посмотрите на пример вашей главной корпоративной конференции для разработчиков — PDC. В прошлом году она была проведена в резко уменьшенном офлайновом виде, а большая ее часть перешла в онлайновый режим. А вы же с DevCon'ом, получается, идете в другом направлении.
А. Л. Ситуация в разных странах различается, поэтому могут происходить какие-то противоположные движения, но в целом вектор развития тут один: офлайновые и онлайновые методы работы на рынке не конкурируют между собой, а дополняют друг друга. Например, практически все наши очные мероприятия сейчас доступны в Интернете, причем и в режиме прямой трансляции, и записи. Но безусловно и другое: при всей важности интернет-взаимодействия живого общения людей оно не заменит. Другое дело, что сейчас офлайновые мероприятия должны проходить и по форме, и по содержанию не так, как это было 10, а тем более 15 лет назад. И мы на предстоящем DevCon’11 постараемся показать разработчикам ПО, как это может быть — полезно и интересно.
PC Week: Спасибо за беседу