Несколько лет назад много шума вызвала идея тонкого клиента, работающего на “голом железе”. Тогда часто звучали предположения, что толстый клиент будет “убит” тонким. Но такой мрачный прогноз не оправдался, и шум вокруг тонких клиентов постепенно стих. Однако это не значит, что данная концепция себя не оправдала. Напротив, тонкий клиент занял свою нишу на ИТ-рынке и пользуется растущим спросом. О последних тенденциях в этой области шла речь на совместном семинаре компаний Citrix Systems, Wyse и ВИАТ.
Wyse занимается производством компьютерного оборудования с 1981 г. Сначала компания выпускала алфавитно-цифровые терминалы для UNIX-систем, а в 1995 г. представила первый в отрасли Windows-терминал Winterm. С тех пор Wyse продолжает фокусироваться на тонких клиентах и сейчас, по оценке аналитической компании IDC, лидирует на этом рынке, занимая примерно 40%-ную долю.
Продвигая тонкие клиенты, Wyse предлагает заказчикам не “голое железо”, а законченные решения, поставляя оборудование со своим ПО, а также системы компаний Microsoft, WMware и Citrix.
Продукты Citrix удачно дополняют оборудование Wyse, потому что эта компания фокусируется на виртуализации не серверов, а десктопов и приложений. И хотя рынок виртуализации десктопов еще находится на начальном этапе развития, он быстро растет. По словам Сергея Позднякова, регионального директора Citrix в России и СНГ, в 2010 г. объем продаж ПО для виртуализации десктопов в нашей стране вырос более чем вдвое. В первую очередь подъем произошел за счет крупных проектов. “Виртуализация десктопов интересует крупных заказчиков. Они осознали преимущества такого подхода, который упрощает работу ИТ-отдела компании и повышает уровень безопасности”, — сказал он и отметил, что, хотя это ПО продается не только вместе с оборудованием, но и как автономное решение, в последнее время все чаще идут совместные проекты с поставщиками тонких клиентов.
В России Wyse продвигает свои решения через компанию ВИАТ, которая уже почти 20 лет является ее дистрибьютором. Правда, недавно Wyse привлекла второго дистрибьютора — компанию ОЛЛИ, ранее продвигавшую тонкие клиенты фирмы Neoware, которую в 2007 г. купила HP. Видимо, Wyse считает, что российский рынок тонких клиентов уже созрел для того, чтобы на нем работали два дистрибьютора.
Это мнение разделяет Елена Сорокина, генеральный директор ВИАТ: “У ОЛЛИ уже есть опыт продвижения тонких клиентов, а места хватит всем, так как рынок на подъеме”. По ее словам, в последнее время спрос на такие устройства растет. Так, в 2010 г. оборот ВИАТ по продуктам Wyse в России в полтора раза превысил результаты 2009-го. Она объясняет это тем, что организации стремятся стандартизировать рабочие места, и привела в качестве примера крупные проекты с МТС, Банком России, Сбербанком и “Седьмым континентом”. Одним из основных преимуществ тонких клиентов является повышенный по сравнению с обычным ПК уровень безопасности. Вероятно поэтому наиболее активно такие устройства применяются в финансовой отрасли, которая уделяет защите данных особое внимание.
Елена Сорокина также отметила, что на рост спроса положительно повлияло изменение ценовой политики Wyse: “Раньше цены были строго фиксированными, но теперь политика компании стала более гибкой. В течение нескольких последних лет Wyse под крупные проекты дает официальным партнерам специальные цены. Это способствует увеличению наших оборотов”.
Следует сказать, что популярность тонких клиентов растет не только в России, но и в мире. По прогнозу IDC, мировой объем продаж этих устройств вырастет с 2,9 млн. шт. в 2007 г. до 7 млн. в 2012-м. А Gartner полагает, что к 2014-му 15% офисных ПК будут заменены на так называемые виртуальные десктопы.
Однако потеря эксклюзивного статуса — непростое испытание для любого дистрибьютора. Елена Сорокина полагает, что ее компании удастся наладить отношения с ОЛЛИ, тем более что оба игрока давно сотрудничают: “Мы никогда не считали себя эксклюзивным дистрибьютором. Но нам нужно, чтобы была обеспечена защита наших проектов и не пострадали наши заказчики. Для этого мы будем договариваться и с ОЛЛИ, и с Wyse. Мы хорошо знаем ОЛЛИ и надеемся, что все проекты, которые мы начинали, когда ОЛЛИ была дистрибьютором Neoware, останутся за нами и нашими партнерами”.
ОЛЛИ положительно расценивает свой новый статус. Компания давно является дистрибьютором Citrix, программные продукты которой также продвигает и ВИАТ в качестве реселлера. “Желание Wyse иметь второго дистрибьютора совпало с нашим стремлением иметь полный пакет клиентских продуктов. Да и для ВИАТ это неплохо, потому что мы давние партнеры по продуктам Citrix и близко друг друга знаем”, — сказал Николай Романовский, технический эксперт ОЛЛИ.
Поскольку ОЛЛИ является также и дистрибьютором Citrix, возникает вопрос: будет ли компания продвигать тонкие клиенты с программными продуктами других поставщиков? По словам Николая Романовского, Wyse выпускает много разных моделей под различные программные платформы, в том числе и под Citrix. “Но теперь мы будем продавать тонкие клиенты не только под Citrix, но и под другие платформы. Надеемся, что это позволит расширить круг заказчиков”.
Со своей стороны, ВИАТ тоже хочет увеличить свой пакет продуктов. “Тонкие клиенты планирует выпускать компания Cisco, используя в качестве ПО продукты Wyse, включая ОС Thin OS. Мы собираемся вести с нею переговоры”, — сказала Елена Сорокина.
Стремление ВИАТ увеличить число вендоров можно понять. Ведь преимущество ОЛЛИ заключается в том, что компания также является дистрибьютором Citrix. Видимо, это и послужило главной причиной того, что Wyse выбрала именно ее. Недавно на должность генерального менеджера по Германии, Восточной Европе и России был назначен Карл-Хайнц Варум, который прежде отвечал за развитие бизнеса Citrix в данном регионе. Он хорошо знает компанию ОЛЛИ и, наверное, склонил чашу весов в ее пользу. К тому же продвижением продуктов Wyse в ОЛЛИ теперь занимается Сергей Дужий, ранее занимавший в Citrix пост директора по продажам в России и СНГ. Похоже, что, перейдя в Wyse, г-н Варум хочет использовать опыт, полученный в Citrix.