Страна движется в направлении широкого предоставления государственных услуг в электронной форме. Процесс идет, есть успехи и достижения, но на этом пути еще немало проблем, которые носят как объективный, так и субъективный характер. Какие именно возникают трудности и как они решаются — об этом обозревателю PC Week/RE Андрею Колесову рассказывает заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) Сергей Сапельников.
PC Week: Давайте начнем с краткого описания того, чем занимается Росреестр и какие услуги он предоставляет.
Сергей Сапельников: Росреестр — это организация, занимающаяся регистрацией прав на объекты недвижимости, кадастровым учетом и картографией. Часть своих функций и услуг Росреестр с недавнего времени осуществляет в том числе и в электронном виде. Наверное, можно сказать, что мы находимся в лидирующей группе ведомств, уже предоставляющих услуги в электронной форме. И как первопроходцам нам приходится участвовать в решении возникающих проблем, многие из которых относятся к общим для всей страны.
PC Week: Прежде чем поговорить о ваших конкретных делах, хотелось бы узнать вашу общую оценку ситуации в сфере предоставления электронных государственных услуг.
С. С.: Мы должны понимать, что Россия находится в начальной стадии перехода на использование электронных сервисов и документов, имея при этом в виду весь комплекс вопросов, включая электронные подписи. Реальной экспертизы и опыта работы еще очень мало, и на многие вопросы ответов пока еще нет. Кстати, и в мире такого опыта иногда недостаточно, скажем, в области архивного хранения электронных документов. Ни один вендор в мире не может четко объяснить, что делать с документами, подписанными ЭП, срок действия которых уже истек. Кстати, у нас часто ссылаются на отсутствие нужных законов как на препятствие в создании технических решений. Но в условиях неопределенности и высокой динамики изменений иногда легче сначала отработать технические решения, их проверить и сравнить, а уже потом под них создавать нормативные акты. На мой взгляд, в области электронных услуг развитие событий следующее: впереди сейчас идут разработчики технологий. Мы изучаем зарубежный опыт внедрения новшеств и начинаем использовать лучшее у себя в стране. Но в сфере электронных документов мы с Западом находимся примерно на одних позициях, поэтому здесь опереться на их опыт мы можем не везде, поскольку его тоже нет. И мы вынуждены продвигаться вперед самостоятельно, в том числе методом проб и ошибок.
PC Week: Что ж, давайте теперь поговорим о ваших конкретных достижениях и проблемах.
С. С.: В настоящее время из четырех базовых услуг — регистрация прав, выдача сведений о зарегистрированных правах, кадастровый учет и выдача сведений из кадастра — три у нас уже переведены в электронный вид. Пока не до конца реализован в электронном виде кадастровый учет, но это касается только внесения изменений в объект учета (новые объекты можно вносить в электронном виде уже сейчас). Тут мы ждем нового закона, который позволит реализовать механизм использования ЭП граждан и должен быть введен в действие в 2012 г.
Сведения предоставляются Росреестром в двух вариантах — машиночитаемом (XML-файл) с ЭП госслужащего, и человекочитаемом (PDF-файл). Второй файл нужен только для ознакомления с содержимым первого. Но обратите внимание: само свидетельство о собственности выдается только в традиционном, бумажном, виде. В электронном виде выдаются выписки из наших реестров и кадастра.
Все услуги можно получить через портал госуслуг или через наш официальный сайт. Какие-то сервисы предоставляются только при наличии ЭП заявителей, но основной объем массовых услуг — без нее (тут нужно только ввести номер паспорта и ФИО, а где-то даже и такой идентификации не требуется). Оплата производится также электронным способом.
Приведу пример. Раньше для вступления в наследство вам нужно было взять запрос от нотариуса и отправиться с ним для получения необходимых документов в ряд организаций, в том числе Росреестр. Сейчас этого можно уже не делать cовсем: нотариус, используя свою электронную подпись, может отправить электронный запрос, получить нужные сведения и составить заявление о вашем вступлении в наследство. На сегодняшний день заявления принимаются только в бумажном виде, но уже к концу года должны быть внесены изменения в законодательство, позволяющие гражданам отправлять нам такие документы также в электронном виде.
PС Week: А как именно выполняется оплата? Как раз сейчас в СМИ опять обсуждается вопрос о некоторых противоречиях между создаваемой государственной электронной платежной системой и международными системами типа Visa.
С. С.: Тут у общественности есть некоторое недопонимание сути вопроса. Дело в том, что Visa в принципе часто не может использоваться для оплаты госуслуг. Смотрите, как работает механизм Visa в случае коммерческих предприятий. Вы оплачиваете покупку, скажем, стоимостью в 100 рублей, которые сразу попадают на счет поставщика, а он уже потом оплачивает услугу Visa, делая ей отчисление, например, 1 руб. В случае госуслуг деньги поступают на счет Казначейства, которое по своему статусу не имеет возможности отдавать ни копейки внешним организациям, то есть оно просто должно получить свои 99 руб. Получается, что правила Казначейства не позволяют делать отчисления, а правила Visa — брать комиссию с пользователей.
Вот тут и возникают промежуточные платежные системы, которые, в свою очередь, могут взаимодействовать через Visa. По-видимому, именно такую функцию будет выполнять и создаваемая государственная система. В нашем случае уже применяется известная система QIWI, в которой может использоваться QIWI-кошелек или прикрепленная к QIWI карта Visa. У нас на сайте висит официальное предложение ко всем банкам подключить свои системы к оплате услуг Росреестра.
PC Week: Как выполняется управление правами доступа при получении информации?
С. С.: В соответствии с действующим законодательством существуют определенные ограничения на круг лиц, которые могут узнать информацию о вашей собственности. Но о том, кто является собственником данного объекта, может узнать любой желающий. Вы можете ввести на сайте адрес объекта (например, номер дома) и получить сведения, кто является его владельцем. Если владелец физическое лицо — это будет только ФИО (без паспортных и других данных), а для юридического — название. Полные же сведения может получить исключительно правообладатель или соответствующие уполномоченные лица, но лишь при использовании собственных ЭП.
PC Week: Иметь возможность — это еще не значит использовать ее. Как все это работает на практике? Что я могу сделать с полученными в электронном виде сведениями? Пользуются ли возможностью электронных запросов нотариусы?
С. С.: Вы правы, реализовать технологию предоставления госуслуг в электронном виде — это еще только полдела. Вы можете достаточно легко получить электронную подпись в одном из удостоверяющих центров. Можете взять у нас сведения о вашей собственности, например, для получения кредита. А вот с реальным применением этих электронных документов пока возникают проблемы.
Мы уже эмитировали за период, прошедший после начала работы нашей системы, миллион таких документов. По нашей статистике, примерно треть из них граждане получают “просто для себя”, на всякий случай. А остальные две трети — при покупке-продаже квартиры или при получении банковского кредита. И вот тут оказывается, что вы приходите в банк со своими документами, записанными на носителе, а там просто не понимают или делают вид, что не понимают, о чем идет речь — “принесите нам нормальный бумажный документ с печатями”. При этом — обратите внимание — данный банк нарушает ваши права, нарушает уже действующие законы о регистрации прав, о кадастре и другие нормативные акты. По закону банк обязан принять у вас электронные документы, а если у него нет соответствующих механизмов, например, компьютеров как таковых, — это его проблемы.
PC Week: Наверное, проблема решается легко: заявитель должен подать на банк в суд.
C. C.: Да, конечно, и можно с гарантией почти в 100% утверждать, что истец выиграет дело. Но для конкретного человека намного проще обратиться к нам еще раз за получением документа в бумажном виде. Поэтому мы сейчас работаем в направлении “воспитания” как банков, так и граждан, чтобы все-таки перейти на электронные формы взаимодействия. Важное направление этой работы — создание юридических прецедентов. В частности, мы готовы оказать полную юридическую поддержку гражданам в деле отстаивания их прав и, более того, подбираем сейчас дела и клиентов, с которыми пойдем в суд.
PC Week: Вам-то зачем это нужно? Ведь в обществе есть устойчивое мнение, что чиновники не хотят переходить на электронные услуги, а в вашем случае получается, что вы еще и тратите силы на их продвижение.
С. С.: Тут как раз все очевидно: электронные методы существенно снижают наши затраты! Затраты на содержание сотрудников, которые занимаются выдачей документов, на аренду помещений под офисы и т. д. У нас освобождаются средства, которые мы может использовать для решения других актуальных задач.
PC Week: Но ведь срок действия ЭП ограничен, сейчас он, кажется, составляет всего год. А что же делать по истечении этого срока?
С. С.: Бумажный документ с синей печатью не имеет ограничений по срокам. В то же время, он подтверждает определенное состояние дел (например, наличие у вас собственности) только на момент его подписания. Так что через год кредитная организация все равно потребует от вас свежей информации.
А вот что происходит с электронным документом. Через год электронная подпись на нем прекращает быть действительной, заканчивается срок действия сертификата ключа ЭП. Но сам документ остается вполне читаемым (все так же, как с бумажными документами, имеющими срок действия). Тут действительно есть пока юридический провал, который нужно преодолевать. Мы сейчас сотрудничаем с Минкомсвязи, чтобы выработать и закрепить законодательно механизм реинновации документа — через архивариуса, через публичные хранилища. То есть нужно выработать механизм, когда частная электронная подпись отдельного лица меняется на некоторый публичный вариант подписи, который будет поддерживаться уже более строгими государственными службами и обеспечит юридическую значимость документов на 50 лет и более, если это будет нужно.
PC Week: Но ведь именно так и работают или, по крайней мере, должны работать архивы, принимающие документы на длительное хранение.
C. C.: Да, но теперь речь идет о том, чтобы такой механизм реализовать и для документов, находящихся в частном хранении. Это может выглядеть как некий веб-сервис, через который вы заменяете на документе подпись, скажем, нашего сотрудника, на подпись государственного архивариуса. Пока этот вопрос решается на общегосударственном уровне. Мы, наверное, в Росреестре сделаем собственный ведомственный сервис для подобного продления подписей.
PC Week: И в заключение, в чем, на ваш взгляд, основные трудности перехода к реальному электронному документообороту?
С. С.: Страна находится в процессе перехода к электронным документам, поэтому очень многие механизмы еще не отлажены или даже вовсе не существуют, имеется еще очень много “серых” зон законодательства. Например, для бумажных документов есть понятие подлинника. В случае электронного, а точнее, бумажно-электронного документооборота часто происходят преобразования документа из одного формата в другой, и каждое такое преобразование нужно оформлять юридически правильно. Переход на электронные документы трансформирует многие процессы кардинальным образом и, что главное, дает очень мощный эффект. Мы, например, намерены перевести ускоренными темпами кадастровый учет полностью в электронный вид и, возможно, даже попробуем закрепить это в законодательстве уже с 1 января 2012 г. Откажемся в этом процессе от бумаги полностью.
Для нас это очень важно, это позволит на 50% сократить наши затраты в этих процессах. Ведь что происходит сейчас? Кадастровые инженеры готовят документы в Word'е, распечатывают их, приносят нам, и наши сотрудники с распечаток вновь вводят данные в тот же Word. Вот где огромные резервы! Скажем, в Башкирии сейчас уже более 40% кадастровых документов передается в электронном виде, и там смогли перебросить высвободившиеся кадры на решение других актуальных задач.
PC Week: Спасибо за беседу.