Вот уже более года Microsoft следует своей агрессивной стратегии “всё включено”. Причина проста. Хотя ПО для настольных компьютеров, такое как Windows и Office, продолжает приносить огромный доход, происходит смена парадигмы. Потребители и компании начинают использовать облака для всего на свете, от музыки до электронной почты и офисных приложений. А софтверному гиганту грозит отставание от новой реальности.
Компании, осваивающие облака, ожидают, что новая модель, основанная на подписке, сэкономит им деньги и избавит от головной боли, связанной с обслуживанием (и обновлением) собственных серверов и инфраструктуры ИТ. Эта модель подписки гарантирует Microsoft постоянное поступление доходов из месяца в месяц. Например, Office 365 — ребрендинг платформы BPOS, проходящий сейчас публичное бета-тестирование, — объединяет Microsoft Office, SharePoint Online, Exchange Online и Lync Online на облачной платформе, доступной за фиксированную ежемесячную плату за каждого пользователя.
Но на пути Microsoft имеется одно весьма серьезное препятствие — Google, вложившая колоссальные ресурсы в разработку и развертывание собственных облачных продуктов и для малого и среднего бизнеса, и для крупных предприятий.
За несколько последних месяцев соперничество двух корпораций поднялось до новых высот (или опустилось до еще более низкого уровня, это зависит от вашей точки зрения). В октябре прошлого года Microsoft объявила о заключении партнерского соглашения с властями Нью-Йорка о предоставлении муниципальным служащим доступа к облачным приложениям её разработки. Многие усмотрели в этом реакцию на соглашение Google о предоставлении облачных сервисов служащим Лос-Анджелеса. А 18 мая Microsoft объявила, что город и графство Сан-Франциско подписали контракт о переносе электронной почты 23 тыс. муниципальных служащих в ее облако.
Конкуренция между двумя компаниями стала столь острой, что Google даже подала в суд на федеральное правительство после того, как министерство внутренних дел будто бы отказалось от ее предложения обновить систему электронной почты и обмена сообщениями. Пятилетний контракт стоимостью 59 млн. долл. достался Microsoft с ее пакетом BPOS-Federal.
Том Риццо, старший директор Microsoft Online Services, доказывал в недавнем интервью eWeek, что компании начинают пользоваться облачными продуктами Google для бизнеса, а затем возвращаются в лагерь Microsoft. Интероперабельность облачных продуктов его корпорации с традиционным ПО, утверждал он, помогла Microsoft сохранить темпы развития при переходе к облаку.
Руководители Google, рассказывая eWeek о подоплеке событий, резко возражали против высказываний Microsoft.
Следует обратить внимание на цифры, приводимые некоторыми аналитиками. Традиционный Office для настольных ПК, конечно, преобладает в огромном большинстве компаний. В конце 2010 г. исследовательская фирма Gartner опросила 204 специалиста по ИТ относительно используемого в их компаниях офисного ПО. Эти данные были использованы в небольшом исследовании, где, в частности, оценивалась инсталляционная база Office. Список возглавляли Office 2003 и 2007, доля которых составила соответственно 33 и 41%. За ними следовал Office 2010 (24%).
“Опрос был проведен на симпозиуме Gartner в октябре, поэтому респонденты не представляют репрезентативную выборку мелких организаций, где, как мы считаем, Google Apps более популярны, — заявил 18 мая в интервью eWeek аналитик Gartner Майкл Сильвер. — Сейчас менее 1% используют Google Docs, и примерно 2% будут использовать к концу 2011 г. Более того, большинство организаций все еще применяют эти приложения в качестве дополнения к Office, а не как замену всех своих лицензий на Microsoft Office”.
Значительная доля организаций, добавил он, считает, что альтернатива Office не удовлетворяет их потребностей, поскольку нужно сохранять сочетание офисных продуктов, если выбирается что-то отличное от ПО Microsoft. “Большинству организаций не приходилось управлять сочетанием продуктов в последние 15—20 лет. Поддержка единого продукта для всех является роскошью, к которой привыкла основная масса ИТ-менеджеров и которая ей нравится”.
Но сравнивать облачные сервисы с их собратьями, установленными на компьютерах пользователей, — всё равно что сравнивать яблоки с апельсинами, подчеркивает Google. Это по меньшей мере неправомерное сравнение. “Не имеет смысла сравнивать сервисы Google с унаследованным ПО, которое работает у пользователей, — пишет в письме в eWeek представитель Google Эндрю Ковач. — С тем же успехом можно поинтересоваться долей Microsoft на рынке мэйнфреймов”. Он утверждает также, что Google “…является предпочтительным выбором для компаний, которые переносят в облако электронную почту и организацию сотрудничества, и рынок развивается именно в этом направлении”.
Но исследования, в которых проводилось бы сопоставление облачных сервисов, встречаются редко. Практически все они опираются на результаты опросов сравнительно узкого круга специалистов, так что полноценную картину проникновения облачных сервисов на крупные предприятия, в малый и средний бизнес создать весьма затруднительно. Google и Microsoft отказываются представлять данные об освоении их облачных сервисов и ограничиваются избитыми рассуждениями о правильном соотношении больших и малых клиентов.
Тем не менее некоторые данные имеются. В IV квартале 2010 г. компания Forrester опросила небольшую группу ИТ-администраторов относительно их основного провайдера хостовой системы электронной почты. Примерно 25% респондентов назвали Microsoft, 17% — Google, 10% — своего интернет-провайдера, а 5% — IBM/Lotus.
В мартовском исследовании аналитик из Forrester Кристофер Воус проанализировал ситуацию на рынке хостовых сервисов. “Microsoft Exchange представляет гигантскую силу независимо от того, кто установил эту платформу у клиента — Microsoft или один из ее партнеров, — писал он. — Google добилась некоторых заметных успехов и постоянно ведет новые переговоры. IBM упорно борется за сохранение существующих клиентов и завоевание новых”.
Тем не менее, заключает он, делать выводы пока рано.
В ходе еще одного недавнего исследования, на этот раз проведенного компанией Exoprise Systems, было опрошено 180 специалистов в области ИТ. Им задали вопрос: “Какая облачная платформа электронной почты, по вашему мнению, является жизнеспособной альтернативой установленной в вашей компании системе?” Ответы распределились примерно поровну между Gmail for Business и Microsoft BPOS/Office 365 при небольшом преимуществе Google.
“Мы считаем, что сегодня примерно 3—4% систем корпоративной почты перенесено в облака, — написал в eWeek 18 мая старший аналитик Gartner Мэтт Кейн. — Основная часть этого рынка принадлежит Google и Microsoft, между которыми установилось примерное равенство”. К концу 2012 г., прогнозирует он, около 10% систем электронной почты будут облачными, а к концу 2015-го эта доля увеличится до 30%.
Иными словами, пирог, который пытаются поделить Microsoft и Google, становится всё пышнее. А борьба между ними, судя по всему, будет продолжаться.