На июньском 12-м Международном интерактивном форуме образовательных технологий “Дополняя реальность”, который прошел в Москве в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), были представлены новые решения в области ИКТ, аудиовизуальных, интерактивных технологий для образования, науки, бизнеса и культуры, а центральной темой мероприятия стали 3D-технологии и их использование в образовательной среде.
Гостями форума были представители инновационных вузов и школ, руководители региональных центров информатизации, преподаватели из разных городов России.
В выступлениях многих вендоров, наряду с презентациями и продвижением своих продуктов и решений (бизнес есть бизнес), адаптированных и специально созданных под цели образования на разных уровнях — от дошкольного до вузовского, приводились интересные факты, свидетельствующие о внедрении современных ИТ в образовательные учреждения, об опыте их применения и т. п. Так, директор по маркетингу фирмы “Полимедиа” Яна Красноперова считает, что “сегодня во всех наших школах есть средства визуализации — хотя бы проектор и экран”. Однако классы в разных школах оснащаются ИТ-средствами по-разному, так как в настоящее время стандартное решение отсутствует. Ключевую роль здесь играет наличие того или иного оборудования и творческие замыслы преподавателей.
Об успешном внедрении ИТ говорили многие преподаватели отечественных школ и вузов, выступавшие на четырех секциях: робототехника, интерактивные технологии, ПО и интернет-решения, дистанционное обучение. Свое мнение смогли высказать на форуме более 150 человек из разных регионов России и из-за рубежа. Благодаря видеотрансляции, организованной “Полимедиа” по технологии LifeSize, в мероприятии смогли принять участие еще 90 человек.
Директор Института новых образовательных технологий и информатизации (ИНОТиИ) РГГУ Сергей Кувшинов в своем выступлении отметил, что ИТ-центры учебных заведений стали площадками для продвижения наиболее успешных ИТ-проектов, которые дополняют новую образовательную среду.
Однако не все преподаватели считают, что с использованием ИТ в школе все гладко. Существуют острые проблемы, внедрение ИТ сталкивается с трудностями, особенно в регионах. Здесь в качестве примера можно привести прозвучавшее на форуме мнение учителя информатики МОУ СОШ № 2 ЗАТО г. Радужный Владимирской области Лидии Заякиной: “Как включить в образовательный процесс использование интерактивной программы, как использовать возможности компьютерных программ? Это серьезная проблема. На мой взгляд, одна из причин данной проблемы состоит в неполном представлении учителем-предметником возможностей компьютерных программ, а зачастую и в полном отсутствии каких-либо представлений”.
По замыслу организаторов, форум должен был охватить не только столичные островки образования, но и регионы. Судя по программе форума, среди докладчиков значились педагоги и специалисты из разных уголков страны. К сожалению, некоторые докладчики не смогли, видимо из-за финансовых трудностей, прибыть на форум. Некоторые модераторы секций удивлялись отсутствию то одного, то другого включенного в программу выступлений докладчика. Хотя удивляться в общем-то тут было нечему: например, слетать на однодневный форум из Челябинска в Москву может не каждый преподаватель: ведь такая поездка дорогого стоит, причем в прямом смысле.
Свою продукцию представили фирмы Casio, Epson, Festo, Fisher Techniks, Intel, Sanako, Smart Technologies и др., а также системный интегратор “Полимедиа”. 3D-технологии продемонстрировали российские компании “3D Лига” и EligoVision.
Остановимся на некоторых новинках, представленных на форуме, вызвавших интерес его участников и выделяющих, пожалуй, наиболее четко основные тенденции развития ИТ в образовании.
Компания Casio показала новый лазерно-светодиодный энергосберегающий проектор. Такие проекторы отличают экономичность, качественная цветопередача, удобство и безопасность.
В новой линейке проекторов Casio выделены короткофокусные интерактивные проекторы, которые являются альтернативой дорогим интерактивным доскам. Способность проецировать изображение на любой поверхности, по утверждению фирмы, совместимость практически с любым ПО, создающим и воспроизводящим образовательный контент, интерактивный маркер — все это весьма полезные свойства новых короткофокусных интерактивных 3D ready проекторов Casio.
Помимо этих новинок на форуме с интересом были восприняты решения этой компании, основанные на работе проекторов совместно с графическими калькуляторами Casio, а также с мультимедийным оборудованием других производителей.
Интересом на форуме пользовался и мультимедийный цифровой глобус Magic Planet компании Global Imagination, представленный “Полимедиа” и предназначенный для преподавания и изучения науки о Земле. Такой глобус позволяет воспроизводить в динамике любые явления и процессы, изучаемые в рамках школьной или университетской программы. Это фактически продукт интеллектуального труда целого сообщества, поскольку создан ведущими специалистами мировой AV-индустрии при консультационном содействии ученых и преподавателей институтов и школ. Глобус устроен таким образом: компьютер, в котором находится ПО (более 150 программ), связан с проектором с выпуклой линзой, на который одевается шар из специального плотного пластика. Проектор светит внутрь шара, а имитация вращения изображения вокруг оси этого шара осуществляется посредством специальных программ. В зависимости от запущенной программы на глобусе может возникать как статичное изображение (к примеру, плотность населения Земли за текущий год), так и последовательность анимационных кадров. Есть программы для имитации изображения планет на небе с управлением скоростью их вращения, скоростью анимации, даже изменением угла наклона той или иной планеты, включая инверсию полюсов, и т. п.
По словам Яны Красноперовой, назначение такого глобуса не ограничивается школами, такие устройства находят применение и в вузах, и в научно-исследовательских организациях, которые могут проводить исследования геомагнитных полей и т. п. Причем цифровой глобус функционирует в реальном времени, так как ПК подключен к Интернету и ученые или студенты получают возможность, например, наблюдать зарождение урагана в определенной точке Земли.
Канадская компания SMART Technologies также представила свои последние новинки — интерактивную доску SMART Board multitouch серии 800 и документ-камеру 3D. Доски серии 800 поддерживают технологию multitouch и “понимают” так называемые touch-жесты пользователя, которые в настоящее время распознаются ОС Windows 7 и Mac Snow Leopard.
Сергей Кувшинов сообщил, что в РГГУ широко используются интерактивные устройства Smart Board, сочетающие в себе простоту обычной маркерной доски и возможности самого современного компьютера для подготовки итоговой презентации проекта.
В учебный процесс внедрена также технология панорамного изображения, которая позволяет получить 3D-модель объекта не только в разных цветах, но и с разной степенью жесткости. В университете создана аудитория, получившая название визионариум. Класс оснащен беспроводным мультимедийным проектором Panasonic, настенным экраном Infinity, сенсорным встраиваемым дисплеем с системным блоком Touch Systems, видеомагнитофоном Panasonic, ресивером Yamaha, комплектом колонок Infinity. Класс-визионариум предназначен для проведения практических и лабораторных работ по всему спектру преподаваемых дисциплин гуманитарного и естественно-научного направлений. В визионариуме изучают всеобщую историю, историю зарубежного искусства, визуальное программирование, в нем применяется игровой подход к решению прикладных задач.
По словам г-на Кувшинова, есть еще одна перспективная технология — брэйн-контрольные системы. Он сослался на личный опыт, когда мысленно в течение нескольких минут повторяя одно слово, ему удалось с помощью такой системы добиться появления этого слова на экране. Хотя механизм действия таких систем пока не ясен, они все же могут найти применение в первую очередь для людей с ограниченными возможностями.
С интересной презентацией AR-технологий (Augmented Reality — дополненная реальность) и методов их использования в образовании выступили Сергей Кувшинов и директор по маркетингу EligoVision Валерия Холодкова. Демонстрировалось интерактивное решение “живые 3D-метки” на базе AR-технологии, разработанной EligoVision. “"Живая 3D-метка”, — пояснила г-жа Холодкова, — это специальное изображение, нанесенное на какую-либо поверхность, например бумагу. Такая метка может содержать в себе любое наполнение: от достаточно простого предмета, такого как статичная модель, например машины или здания, до сложной презентации с использованием анимации и связей между виртуальными объектами, например управление посадкой самолета или строительство ГЭС в реальном времени. Метка “оживает”, когда ее подносят к видеокамере, подключенной к компьютеру — на экране монитора появляется 3D-объект (анимация или видео). Таким объектом с помощью этой метки можно управлять: перемещать, вращать, рассматривая его с разных сторон, заглядывать “внутрь” и т. п.
По ее словам, специалисты EligoVision могут создать и запрограммировать практически любой сценарий взаимодействия метки и объекта, в том числе и нескольких, что дает возможность для организации групповой интерактивности зрителей.
Как полагают в EligoVision, технология “живые 3D-метки” имеет большие перспективы для использования в современном образовательном процессе — как для создания демонстраций, иллюстрирующих объемное строение сложных объектов, экспериментов и технологических процессов различных отраслей науки, так и для создания игр, развивающих пространственное мышление обучающихся, их моторику и двигательную координацию. Так, отдельно напечатанные или внедренные в учебник или рабочую тетрадь “живые 3D-метки” могут стать незаменимым интерактивным наглядным пособием как для преподавателей при организации демонстраций во время занятия, так и для школьников и студентов, которые смогут манипулировать ими самостоятельно в классе или дома.
На форуме демонстрировались недавно появившиеся проекторы Epson с интерактивными функциями, которые, как считает разработчик, полностью заменяют интерактивные доски, а также новый компактный мобильный мультимедийный центр EB-W8D массой менее 4 кг, предназначенный для проведения занятий в аудитории. В состав такого центра входят проектор с использованием 3LCD, DVD-проигрыватель, аудиосистема с динамиками по 10 Вт. Центр оснащен датчиком измерения уровня внешнего освещения, что обеспечивает автоматическую регулировку яркости изображения на экране и экономию электроэнергии. Контент в мобильный центр может вводиться с внешнего устройства, например с флэшки.
Представляет интерес и новый мобильный комплект Epson, предназначенный для преподавателя. В его состав входят проектор EB-9 и документ-камера. Новая серия проекторов для образования EB-9 отличается повышенной яркостью изображения для работы в больших помещениях, компактностью, массой примерно 3 кг. Документ-камера подключается к проектору, что позволяет проецировать на настенный экран различные аналоговые объекты без использования ПК. Предусмотрена беспроводная передача изображения и звука по сети Wi-Fi. По словам менеджера московского представительства Epson Николая Ахмеджанова, предусмотрена возможность управления несколькими такими проекторами, установленными в разных классах от одного ПК. Интересна и другая новинка — усовершенствованная настольная документ-камера серии ELP-DC11 с большим разрешением, позволяющая подключаться к микроскопу с записью до 72 ч видео.
О дистанционных технологиях для изучения иностранного языка рассказал представитель финской компании Sanako Анжей Стурц. Демонстрацию ПО Sanako Speak! он провел совместно с российскими коллегами из “Полимедиа”. Основная особенность решения Sanako — возможность организовать программный лингафонный кабинет в любом месте, где есть доступ в Интернет. По словам Анжея Стурца, ПО Speak! установлено в облаке — на сервере Sanako, позволяя преподавателю для подготовки к занятиям использовать как собственный контент, так и из Интернета или других источников.
Российская компания ATBE (Advanced Technologies for Business and Education) представила полезные, по мнению участников форума, для проведения занятий продукты американской компании Virtual Ink: MimioVote — для контроля успеваемости, семейство MimioClassroom и др. В MimioClassroom входят портативная беспроводная интеллектуальная приставка MimioTeach, заменяющая традиционную интерактивную доску, ПО MimioStudio для подготовки презентаций и проведения интерактивных уроков с MimioTeach, документ-камера Virtual Ink Mimio View и др.
Форум наглядно продемонстрировал: интерактивные технологии и 3D становятся основными трендами образовательных технологий.