Облачная тема на ИТ-рынке присутствует уже года три, и надо признать, что позитивный маркетинговый эффект от использования термина уже давно пошел на убыль и, кажется, вот-вот, “облака” будут носить негативный оттенок. “Сколько можно говорить, когда эти идеи будут реально восприняты потребителями ИТ?” — этот вопрос стал звучать за последний год все чаще и чаще и приобрел особую актуальность прошлой осенью, когда наконец-то появились первые исследования реального положения дел на рынке и выяснилось, что доля облачного сегмента почти не видна на фоне общего объема ИТ-рынка.
“Так, значит, все эти облака — это просто фикция?” — вопрошали потребители ИТ.
“Нет, просто переход к новым идеям — это долгий процесс. Все, что было до сих пор и происходит сейчас, — только подготовка к серьезным делам, разведка боем в лучшем случае”, — отвечали те, кто продолжал верить в облака.
“Когда же начнутся серьезные дела?”
“Зеленой ракетой к старту станет выход на рынок Microsoft со своим Office 365” — такой ответ звучал чаще всего, в том числе от тех, кто не замечен в дружеских отношениях с Редмондом.
И вот — зеленая ракета ушла в небо. Но ничего особенного внешне не заметно, не видно колонн атакующих, лязга гусениц бронетехники, рева двигателей самолетов. И тем не менее вполне вероятно, что именно 28 июня 2011 г. войдет в историю ИТ-отрасли как точка отчета ее нового этапа развития, который можно будет назвать “SaaS — от слов к делу”. Именно в этот день корпорация Microsoft объявила об официальной доступности на рынке своего качественно нового офисного предложения — Office 365, облачного варианта ее же офисного клиент-серверного семейства версии 2010. Знаковое событие для самой компании и, по всей видимости, не менее значительное для всего мирового ИТ-сообщества.
Глобальная презентация по запуску Office 365 в жизнь состоялась на специальном мероприятии в Нью-Йорке, и в целом там никаких особых новостей не прозвучало — тема офисно-облачного сервиса Microsoft активно обсуждается с осени прошлого года. Местный вариант представления Office 365 параллельно с американским состоялся и в Москве. И как раз там прозвучала очень важная для России новость: Office 365 стал доступен и в нашей стране (первый облачный сервис Microsoft в России!). И это при том, что еще два месяца назад руководство московского отделения корпорации осторожно говорило о начале работы сервиса к концу 2011 календарного года .
C 28 июня (за два дня до окончания финансового года Microsoft) Office 365 начал продаваться в 40 странах мира по подписке с ежемесячной оплатой. В сообщении корпорации говорится, что новое предложение прошло тщательную проверку: за последние несколько месяцев в бета-тестировании приняло участие более 200 тыс. организаций во всем мире. В состав услуги входят набор клиентских приложений Office 2010 и серверное трио офисного семейства — Microsoft SharePoint, Microsoft Exchange и Microsoft Lync. Клиентская часть приложения доступна в двух вариантах — традиционного настольного развертывания пакета Office Professional Plus и онлайновых версий Officе Web Apps. При этом надо отметить, что онлайновая версия, решая значительную часть офисных задач конечных пользователей, все же не покрывает полностью всю функциональность настольного офисного пакета. Серверные компоненты доступны только в интернет-версиях в виде служб Microsoft Online. Сервисы предоставляются вендором, физически все программы работают в дата-центрах Microsoft (в России у компании нет ЦОДов).
В целом Office 365 реализует сейчас примерно те возможности, о которых Microsoft сообщила в октябре прошлого года в момент объявления о планах работы в данном направлении. Это ПО предоставляется заказчикам по широкому набору тарифных планов, включающих разные комбинации сервисов, по цене от 2 до 27 долл. в месяц на одного пользователя (это цены для США). Все сервисные планы гарантируют бесперебойную работу в течение 99,9% времени, а также безопасность и сопровождение уровня глобального поставщика — Microsoft. Для компаний малого бизнеса (до 25 пользователей) имеется специальное предложение, включающее Office Web Apps, Microsoft Exchange Online, Microsoft SharePoint Online, Microsoft Lync Online и использование внешнего Web-сайта за 6 долл. Есть также варианты для пользователей, не имеющих выделенного компьютера в компаниях. Таким сотрудникам предоставляется доступ к электронной почте и документам по нескольким сервисным планам по цене от 2 долл. в месяц за пользователя. Государственному сектору должны подойти варианты для среднего и крупного бизнеса, но при этом Microsoft обещает предложить в случае необходимости специальные условия применения Office 365, как это уже делается для правительственных организаций США. В России пока доступен вариант поставки Office 365 в рамках обновленной программы корпоративного лицензирования Enterprise Agreement, ориентированной на крупных заказчиков (с числом пользователей от 250 человек).
Что касается преимуществ облачного офисного сервиса по сравнению с использованием традиционного варианта установки ПО, то предварительный анализ ценообразования показывает, что заказчики в целом не получают сколь-нибудь заметного сокращения капитальных затрат. Выгоды тут просматриваются в основном в виде снижений операционный расходов, связанных с развертыванием, конфигурированием и поддержкой ПО. По мнению экспертов, Office 365 будет востребован малым бизнесом для ускорения ввода в эксплуатацию ИТ-системы и крупными территориально распределенными компаниями, особенно с гибкой развивающейся структурой организации. Российские специалисты считают, что технических, в том числе коммуникационных, проблем на пути внедрения офисных сервисов в нашей стране, в том числе и в регионах, практически нет. Пропускная способность Интернета уже сейчас достаточно велика и постоянно повышается, при том что Office 365 можно при желании применять и для работы по традиционным коммутируемым каналам связи. Не видят эксперты особых препятствий и со стороны российского законодательства. Вопрос переход на облачные модели работы будет определяться наличием реальной выгоды и менталитетом отечественных заказчиков. И тем не менее все сходятся во мнении, что смещение заказчиков в облачную стороны будет идти не очень быстро и сугубо эволюционно. Более того, многие наблюдатели считают, что серьезным барьером на пути новых моделей будет сложившаяся партнерская экосистема, которой нужно адаптироваться к достаточно радикальному изменению деловых отношений с вендором и потребителями. С одной стороны, довольно очевидно, что возможность прямых поставок ПО в режиме SaaS от вендора совсем не исключает необходимости в участии партнеров, но с другой — понятно, что роль партнера при этом серьезно меняется и что в среднем прибыльность его бизнеса снижается.
Как будут строиться отношения Microsoft с партнерской сетью в условиях наступления “облачности” на ИТ-рынке — на этот вопрос есть ответы лишь в самых общих чертах, только реальная практика (ближайших месяцев или даже лет) внесет тут определенность. Именно в контексте этой темы нужно отметить, что с выпуском Office 365 корпорация начинает развивать новую партнерскую линию (синдикационных партнеров — в терминологии Microsoft) — сервис-провайдеров, которые включают продукт в свои наборы решений для корпоративных заказчиков. Microsoft уже заключила такие соглашения о сотрудничестве с 50 компаниями во всем мире, в том числе с двумя в Росиии — СКБ “Контур” и “Вымпелкомом”. В момент запуска Office 365 о готовности к такой работе уже заявили 20 провайдеров, включая СКБ “Контур”; остальные участники должны подключиться к поставкам до конца текущего года.
Говоря о перспективах Office 365, нужно, конечно, сказать и о серьезном изменении общей конкурентной обстановки на рынке офисных приложений: облачные сервисы Microsoft будут конкурировать не только со своим “старшим братом” (традиционный вариант развертывания ПО), но и с предложениями других поставщиков. Речь тут, разумеется, идет в первую очередь о предложениях Google Apps, но не стоит сбрасывать со счетов и IBM .