Сейчас в ИТ-отрасли большие надежды возлагаются на облачные технологии, которые считаются главным двигателем развития в этой области. На данном рынке работают многие компании, и каждая имеет собственный подход. Например, Citrix Systems, известная своими средствами виртуализации, активизировала усилия и в облачной сфере. О ее стратегии, особенностях подхода и перспективах развития облачных вычислений рассказал Марк Темплтон , президент и главный исполнительный директор Citrix Systems.
PC Week: Деятельность Citrix всегда была связана с ПК. Однако на проходившей недавно конференции Synergy 2011 речь шла в основном об облачных вычислениях. Означает ли это смену стратегии? Какую роль будет играть Citrix на этом новом рынке?
Марк Темплтон: Нет, это не значит, что наша стратегия изменилась. Мы видим, что мир переходит в эпоху облачных вычислений. При этом особую роль играют три вида облаков: персональное облако, частное и публичное. Каждое из них решает свою задачу и имеет свои преимущества. А наша роль состоит в том, чтобы связать их в единое целое с точки зрения восприятия пользователем. Мы хотим сделать так, чтобы люди могли работать с ними в любом месте и с любого устройства. Для этого нужны инфраструктурные, магистральные и пользовательские решения.
PC Week: На конференции Synergy 2011 вы говорили о персональном облаке. Что подразумевается под этим понятием? В чем заключается ваша стратегия в этой области? Кто основные конкуренты?
М. Т.: Сейчас многие пользователи применяют не одно, а несколько устройств — смартфон, планшет и ПК. Эти виды оборудования имеют совершенно разные экраны и служат для решения разных задач, для них разрабатываются разные приложения, и они используют различные типы данных. Но у них есть кое-что общее. Все они, а также записанные на них приложения и данные являются персональными инструментами, которыми человек пользуется на работе и в быту. Поэтому сам термин PC превращается из Personal Computer в Personal Cloud.
Наша стратегия в области персональных облаков заключается в том, чтобы дать человеку возможность работать с любым устройством в любом месте и в любое время как в онлайновом, так и в автономном режиме. Для этого мы предлагаем соответствующие инструменты.
Я считаю, что прямых конкурентов у нас нет, но это лишь пока, потому наши идеи и предлагаемые продукты приведут к появлению конкуренции. Общая стратегия Citrix всегда состояла в предоставлении заказчикам возможности работы независимо от типов сетей и устройств. Соединять каждого с каждым — это наша главная идея. Но у других компаний такой идеи сейчас нет, и, чтобы с нами конкурировать, им нужно изменить мышление.
PC Week: Хотя об облачных вычислениях сейчас много говорят, эта технология еще не получила массового распространения. Что, по вашему мнению, препятствует ее проникновению в массы? Какие здесь есть проблемы и как их можно решить?
М. Т.: Облачные вычисления — это очень многостороннее понятие, одни составные части которого уже вошли в повседневный обиход, а другие — еще нет. В число аспектов, которые уже широко используются, входит электронная торговля в Интернете, например, сайты Amazon, eBay и др. С их помощью люди приобретают нужные продукты. Кроме того, на крупных предприятиях сейчас уже строятся крупномасштабные облака, часть из которых основана на наших технологиях XenApp, XenDesktop и т. д. Общее у всех этих структур то, что информационное наполнение находится в месте, неизвестном пользователю, но он может в любом месте и с любого устройства получить к нему доступ.
Другими словами, та часть облака, которая обращена непосредственно к пользователю, уже получила широкое распространение в повседневной жизни и в бизнесе. Но часть, обращенная в сторону информационно-технологической инфраструктуры, еще только развивается. Я имею в виду такие сервисы, как инфраструктура как услуга, платформа как услуга и ПО как услуга. Именно в этой новой области должны произойти масштабные изменения, связанные с подходами к разработке сервисов, управлению ими и их доставке.
Чтобы такие сервисы получили широкое распространение, нужно преодолеть три препятствия, точнее, три группы препятствий: технические, законодательные и культурные. Технические препятствия связаны с безопасностью и доступностью систем. Ведь информация и услуги находятся вне пределов досягаемости пользователя, и поэтому уровень контроля за тем, что находится в облаке, ниже, чем тот, к которому привыкли ИТ-отделы. С этим связана и вторая группа препятствий, поскольку такой уровень контроля не позволяет удовлетворить требования законодательства, которые все время ужесточаются, особенно когда дело касается работы с персональными данными. Поэтому ИТ-отделы вынуждены держать данные у себя и не передавать их в облака. Третья группа препятствий — культурная. Здесь проблема заключается в том, что людям нужно поменять образ мышления и переходить от построения собственных ИТ-систем к управлению ИТ-сервисами.
Для преодоления каждого из этих препятствий требуется новаторский подход с точки зрения технологии, организационной структуры и определения роли ИТ на предприятии. Но мы считаем, что развитие технологий позволит со временем решить эти проблемы.
PC Week: Сколько времени может занять этот переходный процесс?
М. Т.: Мне кажется, что развитие технологий будет способствовать сокращению этих сроков. Одна из таких технологий — наш новый продукт NetScaler Cloud Bridge, который позволяет ЦОДам подключаться к публичным облакам, сохраняя безопасность, производительность и все другие характеристики частного облака. С помощью этого продукта пользователи могут хранить данные и службы каталогов в корпоративном ЦОДе, а задачи вычислительного характера выполнять в публичном облаке. Такая технология дает возможность пользоваться облачной инфраструктурой, поддерживая при этом нужный уровень безопасности и удовлетворяя нормативные требования.
Двигателем культурных изменений станет консьюмеризация ИТ, которая приведет к повышению роли пользователя на предприятиях. ИТ-отделы постепенно просыпаются и понимают, что им нужно превращаться из поставщиков технологий в поставщиков ИТ-услуг. Мы видим эти изменения — появляются новые подходы к выделению ресурсов и повышению качества услуг. Я думаю, что на протяжении ближайших трех лет облачные вычисления станут важным компонентом любой вычислительной инфраструктуры и на крупных, и на небольших предприятиях.
PC Week: Кого вы считаете основными конкурентами в области облачных платформ?
М. Т.: Наша стратегия облачных вычислений состоит в использовании NetScaler Cloud Bridge для соединения любого ЦОДа с любым облаком. Это дает заказчикам возможность пользоваться любым облачным сервисом на любой платформе в своем ЦОДе. В этой области у нас очень мало конкурентов, возможно, их нет вообще.
Вторая часть нашей стратегии — компьютерные платформы для создания облачных решений. На конференции Synergy 2011 мы объявили такой продукт — Project Olympus. Это платформа для создания публичного облака, построенная на базе продукта с открытым кодом OpenStack. Наши конкуренты поставляют закрытые платформы. Главный из них — компания VMware с платформой vCloud. Что касается других поставщиков, то они скорее партнеры, чем конкуренты. Например, компания Amazon построила свое облако на нашей платформе Xen. А платформа Project Olympus будет полностью совместима с Xen, и неважно, будет ли Amazon ее применять. Главное, что наши корпоративные заказчики смогут использовать Olympus для взаимодействия с облаком Amazon.
Olympus — это платформа типа “инфраструктура как услуга” (Infrastructure as a Service, IaaS). Часть нашей стратегии — дать возможность поставщикам услуг строить на основе Olympus свои облачные платформы. Другими словами, этот продукт предназначен для компаний, которые планируют создавать у себя облачную инфраструктуру для предоставления пользователям виртуальных машин на основе публичных или частных облаков.
PC Week: А Microsoft является вашим конкурентом по части облачных платформ?
М. Т.: Не совсем. У Microsoft есть платформа Azure, но это — продукт на базе технологии .Net для сервиса “платформа как услуга” (Platform as a Service, PaaS), в него также входит и инфраструктура. А мы предлагаем Olympus в качестве сервиса “инфраструктура как услуга”, поверх которой другие могут строить свою облачную платформу.
Поскольку мы являемся партнером Microsoft, то предусмотрели в Project Olympus возможность взаимодействия с Azure. Поэтому заказчики могут использовать оба продукта — и наш, и Microsoft. Более того, мы даем заказчикам свободу выбора: с помощью Cloud Bridge они могут устанавливать решения любого поставщика.
PC Week: Citrix завоевала прочные позиции в области виртуализации десктопов, но на рынке виртуализации серверов, по данным IDC, занимает третье место. Собираетесь ли вы улучшить это положение?
М. Т.: Мы работаем на рынке виртуализации серверов по двум направлениям: во-первых, сотрудничаем с Microsoft и, во-вторых, развиваем свой продукт XenServer, который является основной для Project Olympus. Технология XenServer очень важна для нас, так как встроена в XenDesktop и NetScaler. Поэтому развитие XenServer оказывает влияние на все направления нашего бизнеса, связанные с настольными системами и облаками.
В области виртуализации серверов мы позволяем Microsoft и VMware сражаться друг с другом, занимая после них третье место на рынке. Нас устраивает такое положение, так как мы считаем, что в долгосрочной перспективе рынок облачной инфраструктуры будет более важен и интересен. Рынок виртуализации серверов просуществует долго, но его рост постепенно остановится, поскольку будут появляться новые решения для облачной инфраструктуры, такие как Project Olympus, Azure и др.
PC Week: Какие у вас приоритеты на российском рынке?
М. Т.: Наш бизнес в России является одним из самых быстро растущих. И хотя финансовый кризис задержал развитие примерно на год, сейчас мы видим, что ситуация улучшается. Активно восстанавливается сегмент крупных проектов по виртуализации десктопов и сетей. Главным двигателем роста является общая модернизация инфраструктуры. Госслужбы и коммерческие организации стремятся повысить эффективность работы для ускорения развития российской экономики. Мы также работаем с малыми и средними предприятиями через партнеров. Во время нынешнего визита я встречался с крупнейшими партнерами и заказчиками. Их оптимизм и энтузиазм мне очень понравились.
PC Week: На что направляются ваши инвестиции в российский бизнес?
М. Т.: Мы принимаем на работу новых специалистов для расширения возможностей в области технического обслуживания и профессиональных услуг, привлекаем партеров по дистрибуции, чтобы охватить огромную территорию России и инвестируем в сертификацию продуктов для продвижения их во все сектора, включая государственный, предъявляющий особые требования к безопасности. Мы также фокусируемся на некоторых крупных секторах, включая нефтегазовый, государственный и банковский, и с оптимизмом смотрим на возможность расширения рыночной доли в вашей стране.
PC Week: Спасибо за беседу.