1 июля система “1С:Предприятие” 7.7 перешла в следующую фазу своего жизненного цикла, которую условно можно назвать “доживанием”: фирма “1С” изъяла продукты этого семейства из своего прайс-листа. Хотя, строго говоря, продажи данного ПО еще возможны, но не всего спектра приложений и только по специальным заявкам клиентов через партнера-франчайзи, который будет готов выполнить поставку программного продукта и заниматься его сопровождением. Однако жизнь “семерки” на этом не заканчивается: “1С” обещает неопределенно долгое продолжение технологической поддержки решений данного семейства, в том числе их обновление для обеспечения изменяющихся нормативно-законодательных требований.
“1С:Предприятие” 7.7 — это, конечно, целая эпоха развития не только бизнеса “1С”, но и всего рынка автоматизации российских предприятий. Причём история этого ПО хорошо иллюстрирует специфику маркетинга “1С”, отношений компании с партнерами и клиентами.
Данная платформа (а вместе с ней и первые продукты на ее базе) появилась в 1999-м, через три года после выпуска версии 7.0 и спустя год после анонса 7.5. Такая скорость обновлений объяснялась необходимостью “поспевать” за динамично развивающимся бизнесом “1С”, который как раз тогда начал осваивать сегмент комплексной автоматизации предприятий и быстро расширялся от традиционного сектора малых организаций в сторону средних фирм. Особое внимание при модернизации платформы уделялось (впрочем, как уделялось потом в “восьмерке” и уделяется сейчас) вопросам производительности и масштабируемости. Отметим, что именно в 7.0 впервые появилась поддержка клиент-серверной архитектуры (правда, в двухзвенном варианте) на базе СУБД Btrieve 5. А со следующей версии началась “серверное” сотрудничество с Microsoft: не случайно публичное представление новый версий “1С:Предприятия” — 7.5 и 7.7 — проходило в виде представления совместных решений сначала с SQL Server 6.5, а затем 7.0.
В 2003 г. “1С” представила новую платформу “1С:Предприятие” 8.0 и тогда же заявила о своей 7.7-стратегии: продукты “1С:Предприятия” 7.7 будут продаваться, будет выполняться их модернизация в плане поддержки изменяющихся нормативно-законодательных требований, но технологическое и функциональное развитие платформы и прикладных решений на ее основе завершается. Впрочем, нужно сделать одно уточнение: для государственно-бюджетных организаций (“1С” тогда еще только начинала осваивать этот сегмент) 7.7 оставалась основной, на ней продолжались разработки прикладного ПО для данной сферы.
Такое решение внешне выглядело довольно странно на фоне общей практики ИТ-вендоров, когда выход новой версии продукта почти автоматически означает прекращение поставки предыдущих вариантов. Но такой подход “1С” был вполне объясним, если принять во внимание специфику ERP-рынка и особенности позиционирования самой фирмы на нем:
- формирование семейства прикладных продуктов версии 8 еще только начиналось. Полное покрытие функционала 7.7 удалось обеспечить лишь спустя три-четыре года;
- версия 8.0 требовала заметно более мощных вычислительных возможностей. Подавляющее число традиционных клиентов из среды малого, да и среднего бизнеса не были готовы к обновлению аппаратных средств. Это была одна из главных причин того, что развитие решений для бюджетной сферы продолжалось на старой платформе;
- без технологического развития 7.7 все равно было не обойтись (для бухгалтерско-налогового учета объем изменений в законодательстве весьма значителен);
- на российский ERP-рынок вышел, причем с нацеленностью на СМБ-сегмент, новый серьезный игрок — Microsoft. В результате на рынке возникла сложная конкурентная ситуация, и “прожимать” клиентов и партнеров к переходу на новую платформу в таких условиях было очень рискованно;
- в тот момент не было специалистов по версии 8 (в новой версии были сделаны серьезные архитектурно-программные изменения);
- подавляющее количество партнеров не было готово к продвижению и поддержке “1С:Предприятия” 8.
Итак, “1С” выбрала “мягкий” вариант перехода на новую версию своего ERP-семейства в условиях параллельного сосуществования с предыдущим вариантом, тем более что это не было обременительно для компании. Отчеты “1С” наглядно демонстрируют динамику смены поколений “1С:Предприятия” (см. рисунок), показывая одновременно развитие направления экономического ПО фирмы, сроки и влияние недавнего экономического кризиса (хорошо видно, что спад начался в мае — июне 2008-го, за три месяца до начала “официальных” разговоров о кризисе). Кстати, как раз в преддверье кризиса “1С” сделала первый формальный шаг по сворачиванию направления 7.7: часть продуктов тогда была снята с продажи (компания объясняла это тем, что в них было крайне сложно отразить изменения законодательства из-за технологических ограничений платформы), а на остальные — повышены цены.
В информационном письме “1С”, опубликованном 29 июня, в качестве основных причин прекращения поставок “семерки” называются резкое снижение спроса на эти продукты и нежелание вводить покупателей в заблуждение (сам факт присутствия данной позиции в прайс-листе можно посчитать признаком перспективы системы в плане ее развития). Особо сказано также о том, что вопрос прекращения продаж 7.7 постоянно обсуждался с партнерским сообществом и окончательное решение было принято именно с учетом его мнения. На этих моментах стоит остановиться отдельно.
Анализируя бизнес-модель “1С”, наблюдатели уже давно пришли к выводу, что ее особенностью является крайне выраженная “партнероориентированность”: для вендора интересы партнеров имеют более высокий приоритет, нежели интересы заказчиков. Наверное, именно в этом кроются причины такого долголетия системы “1С:Предприятие” 7.7: оно было выгодно не столько заказчикам, сколько партнерам. Более того, слишком долгий срок продаж мог быть даже вреден клиентам, поскольку они приобретали уже явно устаревающее ПО, а многих из них впереди ожидала неизбежная и непростая процедура перехода на новую систему (понятно, что начать работу на перспективной системе намного лучше, чем обеспечить “легкий” старт, после которого неизбежны серьезные трудности).
И еще один вопрос по теме поддержки устаревших прикладных приложений. Тут “1С” демонстрирует в значительной степени уникальное внимание к пользователям по срокам такой поддержки (компания говорит, что до сих пор обеспечивает актуальность бестселлера 90-х — “1С:Бухгалтерии” 6.0). Но при этом стоит обратить внимание: компания не называет сроки гарантируемой технической поддержки (как, например, Microsoft, которая за много лет анонсирует план “вывода” продуктов из техподержки). Конечно, многие пользователи уверены, что “1С” их не бросит (и так было, в общем-то, всегда), но все же лучше иметь более четкие ориентиры для планирования развития собственного бизнеса.