Казалось бы, труд ИТ-директора везде одинаков: его основной обязанностью является формирование и поддержка ИТ-инфраструктуры, способствующей развитию бизнеса. Несомненно, компании имеют свои отличительные особенности, определяемые той сферой экономики, где они действуют, — скажем, деятельность банка совершенно не похожа на работу розничного торгового предприятия или металлургического комбината. Но эта специфика по большей части находит свое выражение в наборе используемых приложений и критичности их работоспособности для бизнеса. В последние годы к этим зонам ответственности руководителя ИТ-службы всё чаще добавляется функция управления компанией, когда он становится одним из топ-менеджеров, участвующих в выработке корпоративной стратегии. Этот процесс особенно нагляден в организациях, где ИТ являются критически важным ресурсом с точки зрения прибыли (в первую очередь в телекоммуникациях и банковско-финансовой сфере).
А как обстоят дела в софтверных компаниях? Оказывается, там действительно есть существенные отличия, рассказал вице-президент и директор по информационным технологиям корпорации Microsoft Тони Скотт. За его плечами богатый опыт работы в области управления информационными ресурсами — в качестве ИТ-директора в компании Walt Disney (откуда он пришел в Microsoft в феврале 2008 г.) и в должности главного технического директора в отделе информационных систем и услуг General Motors. Кроме того, с ИТ была связана и его предыдущая профессиональная деятельность в Bristol-Myers Squibb, Marriott International, Cadren Systems, Sun Microsystems и PricewaterhouseCoopers.
В Microsoft ИТ-департамент под руководством Тони Скотта отвечает за разработку ИТ-стратегии и управление ИТ, в том числе всеми корпоративными бизнес-приложениями, обеспечение безопасности онлайновых ресурсов и управление рисками, бесперебойную работу инфраструктуры и коммуникации сотрудников (Help Desk), а также за поддержку продуктовых и бизнес-групп, глобальных продаж и маркетинга. То есть ИТ-служба корпорации решает все классические задачи, как и на любом другом предприятии.
Но вместе с тем на команду Тони Скотта возложена такая важная функция, как реализация принципа dogfooding (в дословном переводе — “ешь еду своей собаки”), который заключается в том, что сотрудники Microsoft должны первыми опробовать разрабатываемые корпорацией программные продукты. В рамках решения этой задачи ИТ-специалисты развертывают и тестируют новые версии программных продуктов до их официального выпуска. Полученные при этом рекомендации и отзывы помогают разработчикам своевременно вносить необходимые изменения и дополнения.
Эта функция ИТ-департамента была введена еще предшественниками Тони Скотта, но именно сегодня она обрела особую значимость. Около двух с половиной лет назад корпорация приняла решение о переходе с традиционной бизнес-модели на облачную. Предполагается, что в течение ближайших четырех лет 80% всех бизнес-приложений будут выполняться в облаке, а оставшиеся 20% — постепенно выводиться из эксплуатации. К числу последних относится, в частности, ряд систем, выполняющих дублирующие функции.
Выполнение столь масштабного проекта, по словам Тони Скотта, является настоящей проверкой для его департамента, поскольку эта работа затрагивает всю ИТ-инфраструктуру корпорации. Причем сложности, с которыми приходится сталкиваться ИТ-команде, носят отнюдь не технологический характер. Дело в том, что значительная часть используемых внутренних систем была создана еще в эпоху пакетированного ПО и традиционных лицензий. Теперь же, с появлением облачных технологий, у софтверных компаний появляется возможность продавать иные продукты — в частности, услуги, что требует использования другой лицензионной модели и другой схемы получения доходов. И поэтому перед ИТ-департаментом встала задача изменить все внутренние системы, чтобы они соответствовали новым условиям, а затем перевести их в облако.
Первой и наиболее сложной задачей на этом пути стало реформирование платформы лицензирования, которая возникла в те годы, когда Microsoft продавала свой первый продукт — операционную систему DOS. Существовавшая тогда схема дистрибуции была очень простой, и более того, бизнес корпорации охватывал лишь ограниченное число стран мира. Впоследствии, по мере продвижения в новые регионы и расширения линейки продуктов, происходило инкрементальное развитие модели лицензирования. Однако такой процесс не всегда приводит к наилучшему решению, считает Тони Скотт. “Сегодня пришло время создать новую платформу лицензирования на следующие тридцать лет”, — подчеркнул он.
В Microsoft считают, что реализация проекта по переводу корпоративной ИТ-инфраструктуры в облако даст два важных результата, которые, впрочем, можно наблюдать уже и сегодня. Речь идет о существенном сокращении времени разработки новых продуктов (на величину до 40% и даже более) и о значительном снижении эксплуатационных издержек (на 30—40%). Второй результат, как поясняет Тони Скотт, объясняется тем, что при разработке и подготовке к запуску в эксплуатацию какого-либо приложения требуются ресурсы для тестирования, которые порой в два-три раза превышают расходы, связанные с реальным применением системы. Поэтому переход на облачные технологии позволяет оптимизировать этот процесс за счет того, что все временные ресурсы могут быть легко свернуты и направлены на решение других задач.
Вместе с тем Тони Скотт полагает, что переход в облако и связанные с этим экономические результаты ни в коей мере не уменьшают значимости ИТ-департамента и ИТ-руководителя в компании, как думают некоторые эксперты. Напротив, он убежден, что использование облачных технологий только повышает их роль: “В целом по всему миру можно наблюдать, что потребности компаний в ИТ-услугах намного превышают возможности их бюджетов, и поэтому снижение издержек на 30—40% воспринимается бизнесом не как шанс сократить бюджет ИТ-подразделения, а как шанс на такую же величину увеличить объем его работы. Тем самым ИТ-департамент будет более активно вовлечен в решение задач бизнеса”.
Еще одной особенностью своей работы в Microsoft Тони Скотт назвал то, что ему приходится иметь дело с намного бóльшим масштабом, территориальной распределенностью и более широким спектром бизнеса, чем ранее. Другие компании, в которых ему приходилось трудиться, конечно, тоже были крупными и сложными, но их деятельность носила узконаправленный и менее глобальный характер. В Microsoft существует очень тесное взаимодействие между ИТ-департаментом и подразделениями по разработке продуктов и группами продаж. Именно поэтому г-ну Скотту приходится много ездить по миру, чтобы знакомиться со спецификой бизнеса корпорации и пожеланиями бизнес-заказчиков в целях усовершенствования поддержки, оказываемой ИТ-службой. И здесь тоже есть своя специфика. В Microsoft работает почти сто тысяч сотрудников — высококвалифицированных экспертов в области в ИТ. “Я считаю, что это замечательно, поскольку вокруг меня огромное количество людей, к которым я могу обратиться за советом, и они всегда могут помочь мне, подсказать”, — отметил Тони Скотт.
Кроме того, в Microsoft политика поддержки оборудования вендоров разительным образом отличается от той стратегии, которой придерживается большинство других компаний. Как правило, организации стремятся ограничить число поставщиков и максимально стандартизировать свою ИТ-инфраструктуру. Но поскольку Microsoft разрабатывает ПО, которое должно работать на оборудовании самых разных производителей, она использует практически все модели “железа” крупнейших вендоров, что, несомненно, усложняет поддержку ИТ-инфраструктуры корпорации.
В целом же Тони Скотт уверен, что сегодня роль ИТ-директоров и ИТ-структур в крупных компаниях существенно меняется. Бизнес всё в большей степени переходит на цифровые технологии, в том числе и при взаимодействии с партнерами и клиентами, и поэтому ИТ-подразделение должно выполнять роль защитника интересов не только самой компании, но и потребителей, сводить их воедино. Соответственно ему следует принимать более активное участие в процессе управления компанией, принимать на себя больше ответственности в сфере выполнения нормативных требований и управления рисками. И наконец, ИТ-департамент должен являться защитником бренда компании. Теперь потребители всё большую часть информацию о продуктах получают по Интернету, и поэтому ИТ-подразделение должно более тесно взаимодействовать со службами маркетинга и продаж.