Когда речь заходит об инфраструктурных решениях, как правило, в первую очередь говорят о технологиях и продуктах для крупных корпоративных структур. Именно здесь в силу сложности и масштаба решаемых задач разворачиваются основные новации и внедряются новейшие технологии, порождающие порою новые рыночные сегменты. Рынок инфраструктурных решений для малых и средних предприятий (СМБ) внешне не столь привлекателен, но вряд ли кто-либо станет оспаривать его значимость для ИТ-рынка в целом. В ближайшие годы в России она, очевидно, будет только расти — по прогнозам IDC, к 2020 г. вклад СМБ в ВВП страны должен удвоиться, а значит, и спрос на ИТ в этом сегменте будет постоянно увеличиваться. О том, какие процессы идут на рынке инфраструктурных решений для СМБ с директором по работе с партнерами департамента корпоративных решений “НР Россия” Григорием Поповым побеседовал 1-й заместитель главного редактора PC Week/RE Игорь Лапинский.
PC Week: Данные IDC за I кв. 2011 г. свидетельствуют о быстром росте продаж в сегменте серверов и еще более высоком в сегменте СХД. Какие движущие силы, на ваш взгляд, определяют этот рост в сегменте решений для СМБ?
Григорий Попов: Мы тоже отмечаем названную тенденцию на рынке. На наш взгляд, в России это вызвано общим оживлением экономического спроса. Рынок решений для СМБ даже в большей степени, чем другие сегменты связан с общеэкономической ситуацией в стране и с покупательным спросом населения. Крупные компании работают на долгосрочной основе, у них есть значительные собственные средства, они привлекают кредиты, перекредитовываются, берут что-то в лизинг и т. д. В СМБ ничего этого нет. Здесь стараются минимизировать свои инвестиции. Но как только на рынке возникает спрос на их услуги, они сразу начинают покупать то, что им необходимо для оказания этих услуг. А если спрос на их услуги и продукты снижается, они тут же ограничивают закупки оборудования и технологий.
Сейчас как раз заметен рост экономики, и сегмент СМБ задышал. Начинают активно развиваться компании малого бизнеса, и они очень интересны для нас как поставщика ИТ, поскольку это либо новые компании, которые начинают оснащаться фактически с нуля, либо прежние, но довольствовавшиеся ранее только персональными компьютерами, а теперь обратившие свое внимание на более профессиональные ИТ-решения.
PC Week: Чем, по-вашему, обусловлена миграция компаний сегмента СМБ на профессиональные ИТ-решения?
Г. П.: Прежде всего возросшим пониманием того, какую роль ИТ могут играть в их бизнесе, а также более высокой доступностью профессиональных прикладных систем. Сегодня для одних целей СМБ может воспользоваться облачными услугами, а для других за вполне разумные деньги построить собственные системы, закупив сетевое оборудование, серверы и системы хранения.
Вообще говоря, здесь сказывается сразу несколько тенденций. Общаясь с потенциальными заказчиками нашего оборудования и выясняя их нужды, мы обнаружили, что небольшие компании, не имеющие в своем штате ИТ-специалиста и ранее пользовавшиеся для поддержки своих компьютерных средств услугами приходящего студента или иного продвинутого пользователя, теперь все чаще предпочитают обращаться к людям, занимающимся этим профессионально. Один такой специалист со статусом частного предпринимателя может одновременно поддерживать 4–5 фирм. Есть также компании, которые уже переросли и этот этап и перешли на внешний аутсорсинг, заключив договор с сервисной компанией. Подобный переход практически всегда носит качественный характер. Потому что первым делом ИТ-аутсорсер, как правило, констатирует необходимость наладить в компании внутреннюю локальную сеть и поставить сервер. Аутсорсеру сервер просто необходим, чтобы отслеживать программное обеспечение, “накатывать” патчи, мониторить ситуацию в сети, получать доступ к персональным компьютерам, чтобы можно было дистанционно помочь пользователям в решении возникших у них проблем и т. д. Все это влечет за собой формирование более зрелой ИТ-инфраструктуры в компании. Параллельно руководство заказчика начинает задумываться, а что реально дает ему такая ИТ-инфраструктура. И выясняется, что все то, что раньше приходилось делать на коленке, вполне можно автоматизировать и выполнять с меньшими затратами времени и ресурсов.
Несколько иная ситуация с вновь открываемыми компаниями. В СМБ многие из них создаются для оказания тех или иных платных услуг (в том числе B2B), и нередко ИТ тут сами собой подразумеваются как необходимый инструмент для оказания таких услуг.
Кстати, то, что уровень ИТ-грамотности начинающих предпринимателей быстро растет, мы видим и по результатам нашей программы HP Life, действующей в России с 2004 г. и нацеленной на повышение ИТ-уровня предпринимателей и разъяснение, каким образом ИТ способны помочь их предприятиям стать более эффективными. Это все идет рука об руку с государственной программой поддержки малого предпринимательства и инновационного характера экономики.
PC Week: Тем не менее способен ли сегмент СМБ сейчас оказать заметное влияние на рынок серверов и СХД в целом?
Г. П.: Думаю, да. Точнее на этот вопрос, наверное, должны ответить аналитики, но, пожалуй, и им сделать это в полной мере не просто. И дело не только в том, что СМБ-предприятия существенно различаются по своему масштабу и потребностям в ИТ (одним для всех задач достаточно сервера начального уровня, а другим для хранения накопленных данных уже требуется СХД уровня младших моделей HP EVA). Мы видим, что рост спроса со стороны СМБ на облачные сервисы стимулирует расширение старых ЦОДов и строительство новых, а значит, и спрос а инфраструктурные решения для ЦОДов, которые сейчас активно развивают все основные игроки этого рынка. То есть фактически наступил момент, когда наши серверы Superdome, решения Matrix и системы хранения данных любого уровня становятся и решениями для обслуживания СМБ. В частности, и HP на базе своих ЦОДов создает большое облако, в котором разработчики смогут размещать свои приложения, а миллионы пользователей, в том числе и из СМБ, смогут их применять для решения своих задач.
PC Week: Облачные сервисы — это, скорее, перспектива. По крайней мере в России основное потребление ИТ СМБ-предприятиями пока приходится на их собственную инфраструктуру, т. е. главным образом на решения нижнего уровня. Какие компании вы видите в числе потенциальных заказчиков таких решений из портфеля HP?
Г. П.: Сейчас мы располагаем очень широким и сбалансированным портфелем во всех категориях продуктов, необходимых для создания ИТ-инфраструктуры предприятия практически любого масштаба от самых крупных до самых маленьких, и среди наших заказчиков немало, например, компаний с 5—15 компьютеризированными рабочими местами, объединенными в локальную сеть.
PC Week: Но для таких компаний цена вопроса всегда стояла на первом месте, а продукция ведущих брендов всегда обходится дороже.
Г. П.: Если говорить о приоритетах при закупке ИТ-решений, то очень многие СМБ-компании, “наевшись” проблем с техникой noname и приходящими администраторами, сейчас предпочитают надежность и простоту использования, которые связывают прежде всего с ведущими мировыми производителями, уже зарекомендовавшими себя на рынке. Тем более что и цены на продукцию ведущих брендов для СМБ существенно снизились. Сейчас вполне зрелые технологические решения сопоставимы по цене с решениями начального уровня, предлагавшимися пять лет назад. И в целом планка входа в профессиональную и лицензионно чистую ИТ-среду за последние годы сильно опустилась. Например, мы совместно с корпорацией Microsoft разработали решение на базе наших серверов и специальной версии Windows Server Foundation (купить ее отдельно от решения просто в магазине нельзя), ориентированной именно на небольшие предприятия. А, скажем, наш микросервер ProLiant N36L в минимальной конфигурации обойдется дешевле 400 долл., при том что его возможностей вполне достаточно для небольшой сети. Кроме того, у нас есть и недорогие сетевые решения, и хорошее СХД-решение (начинать можно с внутренних дисков или сразу с внешних). То есть все, что может потребоваться небольшой компании, решившей строить зрелую инфраструктуру, у нас имеется. При этом нужно отметить простоту настройки и администрирования современных решений для СМБ. Уже только за счет повышения общего уровня ИТ-культуры многие чуть ли не самостоятельно могут сконфигурировать сеть. Это говорит о зрелости технологий.
Кроме того, НР все годы своей работы на рынке инвестирует в создание и развитие партнерской сети и мы стараемся, чтобы в каждом городе были наши авторизованные партнеры, опытные, с обученными инженерами, которые могут и подсказать правильную конфигурацию, и выбрать подходящее по цене решение. А в случае каких-то проблем заказчик всегда может воспользоваться нашей сервисной сетью.
PC Week: Означает ли это, что на рынке все меньше места для локальных сборщиков?
Г. П.: Рынок действительно консолидируется, и прежде всего его покидают небольшие сборщики noname. Федеральные пока сохраняют свои позиции за счет того, что активно работают с госсектором (но это уже не СМБ). За счет него их доля, судя по данным аналитических компаний, остается сравнительно стабильной. Для работы с СМБ в масштабах страны нужна широкая партнерская сеть, а это – большая многолетняя работа. У нас она есть. У локальных производителей – нет.
PC Week: А есть ли, по-вашему, шансы закрепиться на этом рынке у нового серьезного игрока?
Г. П.: В сегменте СМБ борьба идет прежде всего за хорошее качество и низкие цены. Плюс это всегда война за канал — нужно сделать продукт доступным на всей территории страны для всех покупателей. В этом сегменте ведь никто не готов ждать поставки два месяца — им нужно прийти и купить. Поэтому новому игроку придется инвестировать очень значительные средства в рынок. Если говорить про нижний его сегмент, то тут нужно быстро выходить на очень большие объемы, поскольку конкуренция идет на уровне издержек. Честно говоря, я не верю, что какие-то новые игроки в обозримом будущем могут здесь добиться успеха и остаться прибыльными. Если это и произойдет, то только в какой-то определенной и довольно узкой нише.
PC Week: Спасибо за беседу.