“Все там будем”, — говорят эксперты, когда речь заходит об облачных сервисах. Прогноз очевидный: экономические показатели облачных провайдеров растут, а производители клиентских устройств и поставщики сопутствующих сервисов для работы в облаке — едва ли не единственные, кто выиграл в кризис. Крупные игроки устремились на неосвоенные рынки. Если говорить о персоналиях — Wyse Technology, мировой лидер в области тонких клиентов, обзавелась в России вторым дистрибьютором, компанией ОЛЛИ. О планах развития, амбициях и финансовых показателях вендора, о судьбе облаков, о проблемах корпоративного пользователя и возможных решениях обозревателю PC Week/RE Ирине Матюшонок рассказывают глава компании Wyse Technology Таркан Манер и генеральный директор по продажам в Центральной и Восточной Европе Карл Хайнц Ворум.
PC Week: Прежде всего хочу спросить: у вас в России уже был один дистрибьютор — и вот появляется второй, ОЛЛИ. Значит ли это, что вы возлагаете большие надежды на бизнес в нашей стране?
Таркан Манер: Российский рынок сулит нам немалые перспективы. Мы сейчас очень много вкладываем в него, и у нас прекрасный дистрибьютор — компания ВИАТ. Однако нам хочется усилить присутствие на рынке РФ — поэтому мы решили заключить партнерство с ОЛЛИ. Эта компания является также дистрибьютором Citrix Systems, одного из наших стратегических партнеров. Мы решили расширить бизнес — и увеличили число дистрибьюторов.
PC Week: Комфортно ли будет двум дистрибьюторам на рынке?
Т. М.: Я полагаю, их должно быть как минимум три. По крайней мере.
PC Week: А как вы представлены в других странах?
Т. М.: Ситуация аналогичная. В каждой стране, где мы представлены, у нас по меньшей мере три дистрибьютора. Один крупный, второй несколько поменьше, а третий маленький — под разные потребности.
PC Week: В каких же объемах вы намерены продавать здесь, в России?
Т. М.: Я надеюсь, не меньше чем на сотню миллионов долларов в год. Карл Хайнц Ворум начинал с Citrix в Центральной Европе практически с нуля и поднял уровень ежегодных продаж до 250 млн. долл.
PC Week: И сколько времени это заняло?
Карл Хайнц Ворум: Двенадцать лет.
PC Week: Тогда, двенадцать лет назад, были хорошие времена.
Т. М.: Сейчас времена еще лучше. Облако ведет к упрощению устройств.
PC Week: А что представляет собой облако лично для вас?
Т. М.: Для меня это перемещение всех приложений — любых — в серверную часть. Это период огромных рыночных возможностей. Рост наших доходов составляет 100% от года к году — каждый год мы как компания вырастаем вдвое. В России мы пока не занимались продажами всерьез, но перспективы у нас большие — особенно в государственном и частном секторах. Именно поэтому мы решили инвестировать больше средств в развитие нашей деятельности в России — и оказались здесь, в Санкт-Петербурге(Таркан Манер приехал на заседание Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров. — И. М.).
С позиций облачного бизнеса облако означает для нас увеличение информационных ресурсов, хранилищ данных, работу с сетями и в сети на расстоянии. Приложения уходят в ЦОДы, и конечные устройства пользователя, как правило, становится тоньше, защищеннее и компактнее. Как iPhone, iPad или тонкий клиент Wyse.
PC Week: Как вы думаете, не наступит ли “облачная олигополия”, доминирование гигантских публичных облачных сервисов? Например, в ближайшие пару лет.
Т. М.: Я думаю, будут те же четыре типа облаков: частные облака уровня предприятия, несколько публичных облачных сервисов… Я сказал несколько — а ведь их множество, всё вокруг меня “в облаках”: банковские сервисы, почта, социальные сети...
Далее следуют государственные облачные сервисы. Повсеместно организуются электронные правительства и различные службы, включая гигантские образовательные облака, как в Бразилии и Южной Африке: в Йоханнесбурге сервисом пользуются два миллиона ребят, у каждого — тонкий клиент. И наконец, четвертый тип облака — личное, когда пользовательские устройства соединены между собой и человек имеет доступ к основному компьютеру, например, с “айфона”. Облака могут иметь различное назначение и функциональность, и я не думаю, что наступит олигополия и всех пользователей соберут в пару-тройку гигантских сервисов. В олигополию я не верю.
PC Week: Давайте вернемся к продажам. По вашим темпам роста выходит, что вы заработали на кризисе? И сколько вышло в процентах?
Т. М.: Несомненно. Люди осознали, что персональный компьютер — дурацкая вещь. Если считать в среднем и сравнивать объем продаж десятилетнего периода (2000—2010) с тем, сколько мы заработали за последние пять лет, то прирост составил 50%. Я сказал в среднем, поскольку не каждый год был безупречным. Были определенные убытки — падение мировой экономики напугало некоторых клиентов: кто-то покупал, а кто-то остерегался приобретать новые, незнакомые вещи и сервисы.
PC Week: А по России статистика продаж у вас имеется?
Т. М.: В России продажи были небольшие — но мы и не инвестировали продажи, не то что теперь.
PC Week: “Теперь” — это прямо сегодня?
Т. М.: В последние шесть месяцев. Сейчас бизнес невелик, но воронка продаж огромна.
К. Х. В.: Если не возражаете, я хотел бы прояснить ситуацию, наше положение на российском рынке. Когда Wyse приняла решение о серьезных инвестициях в европейскую экономику, первые шаги были довольно осторожными, мелкими. ВИАТ (первый дистрибьютор Wyse России) работает с нами девятнадцать лет, и, собственно, второй дистрибьютор (ОЛЛИ) появился в связи с нашей нацеленностью на другие рынки.
И на данный момент мы пока даже не мечтаем о третьем дистрибьюторе — нам нужно упрочить бизнес, осмотреться и понять, каков потенциал тех двух дистрибьюторов, которые у нас уже есть, на ближайшие пару лет. Пока растет наш бизнес, по мере покрытия всех рынков и при условии, что дистрибьюторы захотят инвестировать этот бизнес, нужды в третьем участнике не возникнет. Если же развитие пойдет в ином ключе и мы увидим “белое пятно”, которого ни один из наших дистрибьюторов не коснулся, тогда, возможно, появится потребность еще в одном партнере.
Пожалуй, самой сложной задачей на сегодня является просвещение не только реселлеров, но и конечных пользователей. И еще один момент, значимый для рынка: он сохранит свою значимость в ближайшие шесть месяцев. Для основания успешного бизнеса в России необходимо определить, какова ценность, стоимость облака.
Вы с Тарканом рассуждали об облаке как о стратегии и перспективе, а для меня важна ценность облака — то есть доходы минус расходы. И как только мы с помощью наших решений сможем точно определить, чтó облако значит для пользователя в таком выражении, мы получим рынок.
PC Week: Не возникало ли у вас желания поддержать какие-либо российские правительственные инициативы — например, Сколково?
Т. М.: Мы инвестируем крупные государственные облачные проекты в Китае, Индии, США — и мы с удовольствием инвестировали бы и российские проекты. С ними я пока не знаком досконально — а хотелось бы узнать их поближе. Мы хотим принять участие в создании облачных сервисов — в США, Китае, Бразилии мы являемся частью государственных инициатив.
PC Week: Сейчас немало шума вокруг государственных облаков.
Т. М.: Конечно.
PC Week: Но, как я полагаю, если представители корпоративных структур объединят свои усилия, что-нибудь да выйдет.
Т. М.: Я считаю, что две государственные инициативы — в сфере образования и медицины — точно будут основаны на облаке, поскольку это экономически выгодно и больше связано с потребностями частных лиц.
PC Week: Давайте перейдем к философским вопросам. Представьте, что в скором времени ПК перестанет существовать. Как говорится, за что боролись, на том и победили. Что делать будете? Какая рыночная стратегия запланирована?
Т. М.: Хороший вопрос. Я думаю, ПК никогда не изживет себя на 100%. Потребность в функциональности предоставляемой ПК будет существовать всегда.
PC Week: Я имею в виду гипотетическую долю вашего рынка. Допустим, вы получили на рынке 90%. Что дальше?
Т. М.: Вот наше видение ситуации и наша цель: мы придерживаемся модели под названием “тонкие вычисления”. В ее рамках мы хотим создать облачную консоль администрирования, которая обеспечит основное управление, безопасность, виртуализацию и доступ любому пользователю к облаку и любому устройству.
PC Week: И будете брать деньги за поддержку?
Т. М.: За подписку. Есть большая проблема больших компаний вроде Barclays, “Дойче Банка” или “Ситигруп” — у них слишком много устройств. Тонкие клиенты, сканеры, ПК, виртуальные машины, сотовые телефоны… и каждое поставляется с собственным управляющим ПО. Сотни тысяч программ для управления! Мы опросили пятьсот наших ключевых клиентов, и каждый сказал, что испытывает огромные сложности с управлением устройствами. Так что если взглянуть в будущее, то наше видение — консоль администрирования облачных сервисов, управляющая ресурсами, системой, конфигурациями, приложениями и производительностью на различных устройствах.
PC Week: Основополагающие стандарты…
Т. М.: Да, основополагающие стандарты и единая консоль для пользователя. Вот вам пример: вы приносите на работу iPad и регистрируетесь в корпоративной сети. Как только вы зарегистрировались, ИТ-департамент увидел ваш iPad и наделил его определенными правами доступа. И вдруг вы теряете его, это не так страшно, все данные хранятся в корпоративном облаке, а права доступа привязаны не к конкретному устройству, а к пользователю.
Или возьмем проблему расходов. Компания открыла на вашем личном мобильном устройстве роуминг. Вы едете, скажем, в Японию, сидите там в роуминге целый день, и в компанию приходит счет на шесть тысяч долларов. Как контролировать расходы пользователя — вот вопрос. А мы хотим ввести определенный уровень контроля расходов через облако. Так что наше видение на ближайшее будущее — вовсе не устройство. Это универсальная облачная консоль для любого устройства.
PC Week: Так вы хотите потеснить Google через черный ход?
Т. М.: Google создает такой сервис для Android и Crome OS.
PC Week: Но им хотелось бы занять побольше места — да и делают они то же, что и вы.
Т. М.: Только для своей собственной платформы. Google никогда не сделает этого для, скажем, WebOS. Или, может, Google возьмется обслуживать iPhone? В этом-то вся проблема. Каждая компания продвигает свою ОС и свое ПО. НР тратит время на поддержку ПК (не в полной мере) и WebOS. Dell занимается только своими ПК. Apple уделяет внимание iOS — и вряд ли когда-либо займется Android.
PC Week: Как вы думаете, iOS и Android — системы одинаково легкие для контроля и управления?
Т. М.: Нет, это абсолютно разные ОС. Например, Android основан на открытых стандартах — и сейчас насчитывается примерно 250 вариаций Android. С появлением очередного устройства на этой системе управление такой массой устройств все больше становится похожим на ночной кошмар, в точности как с UNIX-системами. А мы, повторю, предлагаем единый стандарт управления. И, кстати, мы имеем партнерские отношения со многими компаниями, например с Google, для реализации этого стандарта.
PC Week: Получается, что iOS в этом смысле лучше? В отношении управления, не платформы.
Т. М.: Конечно, поскольку iOS от начала до конца контролируется производителем — Apple, а они никому не позволят создать бэкдор для стороннего управления устройством. Но с Apple есть другая сложность — относительно свободы создания и распространения приложений. Стив Джобс по-прежнему хочет денег. И тем не менее я думаю, что Apple изменит свои правила в сторону открытости из-за конкуренции с Android. Она просто будет вынуждена это сделать.
PC Week: Кстати о мобильных устройствах. Если говорить об “облаке в кармане”, каково ваше видение оптимального мобильного устройства для конечного пользователя в корпорации?
Т. М.: Мы полагаем, что для менеджмента будут приобретаться корпоративные устройства, а большинство прочих пользователей станут приносить свои собственные. Это в общем. И как таковое это уже не видение, а реальность. Что же касается будущего — то вот мое устройство (показывает iPhone). Не ноутбук, не iPad — смартфон. И подобные устройства никогда не исчезнут. Может меняться формфактор, но по сути это — идеальный рабочий инструмент. Есть только одна проблема: на нем нельзя печатать много и быстро. И конечно же этот инструмент должен взаимодействовать с облаком — особенно в сфере управления и обеспечения безопасности.
PC Week: Спасибо за беседу.