Если попробовать выбрать главное событие в истории современного этапа развития вычислительной техники, за исключением, конечно, создания самых первых электронных компьютеров (наверное, тут отправной точкой можно считать запуск в действие ENIAC в 1945 г.), то первым претендентом станет объявление о выпуске первого IBM PC, в тот момент — модели IBM 5150. Конечно, хорошо известно, что IBM 5150 был не первым персональным компьютером. Более того, можно даже сказать, что эта система появилась, когда уже существовал определенный рынок ПК, который начал формироваться примерно за пять лет до IBM PC и который к моменту выхода на него Голубого гиганта уже имел все признаки определенной зрелости. Были уже вполне приличные объемы продаж, была конкуренция, была тройка лидеров — Commodore PET, Apple II и Radio Shack TRS-80 производства Tandy Corporation
И тем не менее можно точно сказать, что именно 12 августа 1981 г. (день анонса IBM 5150) поделил историю электронных компьютеров на две части — “до ПК” и “ПК”. Причем второй этап пока составляет чуть менее половины — ровно 30 лет, но он продолжается и его завершения в ближайшие годы явно не ожидается.
История создания и эволюции IBM PC хорошо известна и многократно описана. В целом в жизненном цикле IBM PC, конечно, можно выделить очень важные моменты и этапы развития. Например, переход архитектуры x86 в сферу серверов, появление мобильных ПК (все же устаревшее сегодня название laptop лучше всего отражает ключевую особенность этих устройств — с ним можно и даже порой просто удобно работать, положив на колени), начало работы с графическими интерфейсами ОС, использования сенсорных экранов, Интернет, беспроводной Интернет… Но мы сейчас попробуем проанализировать другое — в чем же суть революционности выпуска первого IBM PC, поделившего историю на “до” и “после”.
Почему IBM смогла не просто выйти на новый для себя рынок, но и сделать так, что ее творение стало довольно быстро синонимом самого понятия “персональный компьютер"? Конечно, IBM была в тот момент безусловным лидером ИТ-рынка в целом и для значительной доли общественности почти олицетворением вычислительной отрасли. И все же причина успеха не в величине и мощи корпорации.
Главное в другом: IBM действовала в своем PC-проекте как настоящий стартап, который использует в конкуренции на уже сформировавшемся рынке принципиально новые бизнес-модели, не повторяя ходы конкурентов-старожилов, а двигаясь своими инновационными путями. И значимость данного проекта заключалась как раз в том, что эта новая на тот момент модель фактически легла в основу развития ИТ-отрасли в целом и остается ее базовой схемой до сих пор.
Одна из идей заключалась в использовании системы глубокого разделения труда (что, в частности, выразилось в привлечении внешних участников, в первую очередь конечно же Intel и Microsoft). Но самое главное — спецификации IBM PC были фактически сразу объявлены открытыми и общедоступными. Возможность клонирования на основе общеотраслевых стандартов всеми желающими — вот ключевой фактор успеха ПК.
Парадокс же заключается в том, что в момент выпуска IBM PC, кажется, никто, в том числе и сама IBM, не понимал революционность этого события. Это стало понятно всем только почти десятилетие спустя, когда ПК явно превратились в решающий фактор развития ИТ-рынка, когда процесс продвижения этих компьютеров стал необратимым и, что еще важнее, стал очевидным его объективный характер — жизнь ПК вышла из под контроля не только его создателей, но и субъектов рынка в целом.
Парадокс заключается и в том, что IBM, по общему признанию экспертов-историков, в общем-то и не придавала особое значение этому проекту (в руководстве корпорации были даже сомнения, стоит ли браться за этот дело), решая частную для себя задачу присутствия на формирующемся сегменте рынка. Возможно, именно это и обеспечило феноменальный успех PC, поскольку в реализации проекта компания пошла на те самые инновации, которые не очень соответствовали традиционным бизнес-моделям IBM.
Трудно сказать, насколько руководство Голубого гиганта представляло себе последствия своих тогдашних решений, но факт остается фактом: процесс развития PC очень быстро вышел из-под контроля корпорации, и она вскоре стала лишь один из его участников. Более того, когда на рубеже 1980/90 гг. компания пыталась вернуть себе статус лидера (выпуск собственных микропроцессоров, собственной ОС), то у нее из это ничего не получилось. Джин “ПК” был выпущен на свободу и загнать его обратно в бутылку уже не удалось.
IBM PC открыл на ИТ-рынке эпоху отраслевых стандартов, совместимости и интероперабельности. Причем — это тоже очень важно — на основе внутренних, независимых, саморегулирующихся механизмов самого рынка, в том числе на принципах отраслевого сотрудничества конкурентов. Появление ПК более четко разделило само понятие “компьютер” на две основные составляющие — аппаратную и программную. И более того, в конкуренции за право быть главным отраслевым стандартом в итоге не очень долгой борьбы на лидирующие позиции вышел именно софт. Это произошло де-факто примерно опять же на рубеже 1980/90 гг., когда на коробках с ПК надпись “IBM PC совместимые” сменилась на “Совместимые с DOS” (а позднее — с Windows). В этом плане можно также вспомнить один эпизод пятилетней давности. На торжественном собрании в Москве по поводу 25-летия IBM PC представители IBM провели небольшую викторину. Первым вопросом был такой: на слайдах были показаны образцы ПК за всю их историю, от первого до новейшего на тот момент, и собравшимся было предложено ответить: что объединяет все эти продукты. Правильного ответа никто не назвал, а он был таков (из уст самой IBM): они все DOS-совместимые.
История PC весьма интересна и в плане понимания роли в отрасли корпорации IBM. Как уже было сказано, компания довольно быстро утратила свое лидерство в ПК-направлении, уступив место своим младшим партнерам по проекту — тандему Wintel, включающему Intel и Microsoft. Однако, что важно, IBM в этой ситуации проявила истинный талант ветерана, которые не стал впадать в амбиции и пытаться всеми силами поставить “молодежь” на место. Компания просто реально оценила новую рыночную ситуацию, определила свое место в отрасли и сохранила свой статус одного из его лидеров. Пример достойный подражания.