Рынок ИТ-обучения сложился давно, но он постоянно меняется в соответствии с переменами в области информационных технологий, со спросом работодателей и экономической ситуацией. О текущих тенденциях и перспективах этого рынка в нашей стране рассказывают эксперты из учебных центров.
Консервативный рынок
Несмотря на важную роль ИТ-обучения, объем данного сегмента в России невелик. По мнению экспертов, на ИТ-рынке в целом доля образования не превышает 1%. На Западе этот показатель гораздо выше. И вряд ли доля эта существенно увеличится, так как, по оценке IDC, объем продаж образовательных услуг растет медленнее, чем ИТ-рынок. В чем же причина?
“В нашей стране долгое время сохранялся консервативный подход к ИТ-обучению, поскольку считалось, что нет смысла вкладывать средства в сотрудника, который потом уйдет на более высокую зарплату, — объяснила Алла Громова, исполнительный директор Высшей школы бизнеса ГУУ. — Но в последние годы ситуация постепенно меняется: наступил определенный перелом в отношении к обучению со стороны предприятий, и, как следствие, быстро увеличивается и число соответствующих учебных центров и образовательных программ”.
По мнению Дмитрия Изместьева, директора УЦ “Сетевая академия ЛАНИТ”, в последнее время наблюдались кратковременные подъемы и спады, но в целом есть даже тенденция к снижению доли затрат на обучение в ИТ-расходах. Возможно, это связано с последствиями кризиса. Ведь хотя спад учебного бизнеса был ниже, чем отрасли ИТ в целом, но и восстанавливается он также с задержкой.
Преодолевая кризис
Кризис больно ударил по образовательному рынку в области ИТ. По оценке IDC, в 2009-м спрос на ИТ-обучение в России по сравнению с 2008-м сократился на 41,7%, до 120 млн. долл., но затем начался подъем, который, по прогнозу, составит 10—11% в год. Спад отразился на деятельности учебных центров, но по единодушному мнению экспертов, сейчас происходит возрождение.
“2009 год был очень тяжелым для ИТ-образования, — сказал Дмитрий Гудзенко, директор учебного центра “Специалист”. — Сильно пострадал корпоративный сектор, так как компании перестали посылать своих сотрудников на обучение. Небольшой спад наблюдался и в частном сегменте. Но 2010-й начался с плавного подъема, а сейчас рынок ИТ-обучения стабилизировался и активно растет, значительно превышая докризисные объемы”. По его словам, в 2010-м в сравнении с предыдущим годом спрос на услуги учебного центра “Специалист” вырос на 24%, а за семь месяцев 2011-го по отношению к 2009-му — на 140%.
Однако, по мнению Дмитрия Изместьева, еще рано говорить о возвращении к докризисному уровню: “Рынок услуг, в том числе образовательных, всегда медленнее реагирует на кризисы, чем рынки оборудования и ПО. Так, в начале кризиса спрос на обучение практически не снижался, и лишь через полгода-год многие образовательные организации отметили существенное падение. Рынок ИТ уверенно растет уже довольно длительное время, а следом с небольшим опозданием происходит оживление интереса к обучению. Многие учебные центры уже могут похвастаться показателями, сравнимыми с докризисными или превосходящими их, но при более глубоком анализе можно увидеть, что достигнуты они не за счет ИТ-обучения в чистом виде, а за счет грамотной диверсификации деятельности и выполнения крупных проектов по государственному заказу”.
Алла Громова отметила, что экономический спад пагубно сказался на рынке подготовки ИТ-специалистов управленческого уровня: резко сократился спрос на долгосрочные корпоративные программы, а индивидуальные клиенты с большой осторожностью стали заключать договора на получение дорогостоящего бизнес-образования. Но в то же время спрос на краткосрочные ИТ-программы вырос, поскольку люди хотят повысить свою конкурентоспособность и ценность на рынке труда и готовы инвестировать небольшие суммы в собственное образование.
Но не все учебные организации пострадали от кризиса. Так, в школе IT-менеджмента Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и в центре обучения компании “1С” спрос не сокращался, а даже рос, а теперь темп ускорился. По словам Ильи Андреева, руководителя отдела организации обучения фирмы “1С”, в первом полугодии 2011-го количество обученных выросло на 39% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Изменение спроса
Мир ИТ остается одним из самых динамичных: технологии быстро устаревают, а на смену им идут новые. Очевидно, что аналогичные перемены происходят и в области обучения.
По словам Дмитрия Гудзенко, cегодня рынок образовательных услуг демонстрирует не столько динамику, сколько изменение потребительской структуры: “Сейчас активно растет доля системных администраторов по Windows Server 2008, Linux/FreeBSD, а также сектор разработчиков по Visual Studio 2010. Курсы для программистов Microsoft показывают небывалый рост — 238% по сравнению с прошлым годом. Компании опять, как в докризисное время, стали активно привлекать своих сотрудников к пользовательским курсам Microsoft Office, что свидетельствует об оживлении рынка корпоративного обучения и о повышении требований к эффективности персонала. Не менее популярны и курсы экономического блока — для финансистов, бухгалтеров, специалистов “1С”, менеджеров. Во многом это связано с обновлением программного обеспечения, с массовым переходом компаний на “1С:Предприятие 8.2” и постоянным изменением налогового законодательства”.
Алла Громова отмечает рост спроса и интереса к коротким программам — к повышению квалификации, тренингам, семинарам и иным курсам, а Александр Соколов, директор школы IT-менеджмента Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, указал на стабильный спрос со стороны индивидуальных слушателей: “Это говорит о том, что люди более мотивированы на получение управленческого образования, чем компании, в которых они работают”.
Из последних тенденций Дмитрий Гудзенко выделил подъем спроса на курсы по тяжелым продуктам и сертификацию: “Поток желающих получить сертификаты увеличивается и перерастает на более качественный уровень благодаря серьезным требованиям к получению того или иного статуса и узконаправленной специализации”.
Это мнение разделяет Дмитрий Изместьев, который также отметил повышение интереса к сертификации. Видимо, российские ИТ-специалисты наконец начали понимать, что чем выше уровень сертификации, тем выше зарплата. Он указал также на рост интереса к курсам по продуктам “1С” и методам разработки ПО, в том числе по углубленным программам, объяснив это востребованностью профессии разработчиков и во время кризиса, и после него.
Реагируя на перемены
Учебные центры подстраиваются по изменения спроса. Так, Высшая школа бизнеса ГУУ открыла ряд краткосрочных программ, а кроме того, предлагает так называемые “образовательные конструкторы”, построенные по модульному принципу: можно записаться на обучение не только по полной программе, но и по отдельным модулям с постепенным накоплением учебных кредитов до полной программы МВА.
“Сетевая академия ЛАНИТ” ввела новый для России, но хорошо известный на Западе формат персонального обучения, который позволяет набирать в группу людей с разным уровнем подготовки. Инструктор занимается с каждым из них индивидуально, и в результате новички получают базовые знания, а подготовленные специалисты — более сложные навыки.
Учебный центр “Специалист” расширил список курсов, обучение по которым можно пройти дистанционно в режиме вебинара, развивает линейку курсов по новым направлениям: облачным технологиям, виртуализации, мобильным платформам и даже этичному хакингу (ознакомлению с приемами и инструментами злонамеренного хакинга и способами противодействия).
Отдел организации обучения фирмы “1С” готовит курс по клиент-серверному программированию на платформе “1С:Предприятие 8” для специалистов, способных с высоким качеством внедрять и поддерживать высоконагруженные информационные системы, а также курсы для тех, кто осваивает новые решения “1С”.
Меняется не только содержание курсов, но и формы обучения. В кризис увеличился спрос на дистанционные курсы как более доступные. Дмитрий Гудзенко и Илья Андреев отметили востребованность вебинаров, соединяющих в себе лучшие черты очной и удаленной формы образования. Для их проведения “Специалист” применяет технологию Webinar inClass, которая позволяет слушателям общаться с преподавателем и получать такой же объем знаний, как на очном занятии, но не тратить при этом время и средства на дорогу.
Александр Соколов верит в перспективы не дистанционного, а виртуально-реального образования, которое появится в результате качественных изменений технологии дистанционного обучения.
Дмитрий Изместьев считает, что право на существование имеет каждая форма обучения, но важно использовать их только там, где та или иная из них оказывается эффективнее. Так, дистанционное обучение без инструктора может быть вполне удачным решением для небольших теоретических занятий ознакомительного характера, а если слушателей трудно собрать в аудитории, неплохой альтернативой очному обучению могут стать вебинары. Но если важна высокая эффективность обучения, то альтернатив очному и персональному обучению, которые проводятся в классе, пока нет.
“Горячие” специальности
Судя по последним данным кадровых агентств, спрос на ИТ-специалистов растет и рынок труда возвращается в докризисное состояние. Это мнение разделяют и эксперты. “В настоящее время наиболее активно увеличивают персонал компании, ориентирующиеся на системную интеграцию, выстраивание ИТ-процессов и развитие социальных сетей, — сказал Алла Громова. — Кроме того, растет интерес ИТ-компаний к стратегическому управлению и, как следствие, к опытным квалифицированным профессионалам в этой области”. На повышение внимания к опыту работы указывает и Дмитрий Гудзенко: “Потребность смещается в сторону более “матерых” специалистов с опытом от трех лет и выше. Темпы развития компаний ускоряются, объем работ растет, и молодой сотрудник может не справиться, а времени на его обучение может не быть”.
С ним согласен Дмитрий Изместьев, который отмечает рост требований не только к знаниям и опыту, но и к наличию сертификатов. “В целом ситуация на кадровом рынке в сфере ИТ характеризуется одним словом — “голод”. Профессионалов катастрофически не хватает, и прогнозы неутешительные. Вузы выпускают явно недостаточно ИТ-специалистов”.
В дефиците и квалифицированные управленцы. По словам Александра Соколова, потребность в таких кадрах закрыта не более чем на 20%, и судя по предложениям по зарплате, часто выше 300 тыс. руб., нехватка специалистов действительно серьезная.
Тормоза и стимулы
Почему же несмотря на востребованность в ИТ-профессионалах рынок ИТ-обучения растет медленно? По мнению Дмитрия Гудзенко, его тормозит несколько факторов. В области корпоративного обучения это отсутствие у многих компаний желания оптимизировать свою деятельность и вкладывать средства в развитие персонала: затраты на обучение они считают не инвестициями, а сиюминутными расходами. А частные клиенты зачастую не уверены, что обучение даст ожидаемый результат в виде профессионального и карьерного роста, к тому же уровень подготовки и знания специалистов в области ИТ мало влияют на заработок. Неразвитая система образовательных кредитов тоже не способствует развитию рынка образования.
Дмитрий Изместьев единственной причиной торможения роста рынка ИТ-обучения считает спад популярности ИТ-профессий. Еще 10—15 лет назад быть программистом или сисадмином считалось круто. Сегодня мода на эти специальности прошла, но потребность в них осталась, остались и сравнительно высокие зарплаты, и легкость устройства на работу.
По мнению экспертов, стимулами к подъему рынка ИТ-обучения могут стать новые ИТ-продукты, развитие веб-технологий и государственные инициативы в сфере ИТ. “Бизнес теперь больше зависит от ИТ, повышаются требования к профессионалам, а значит, и к качеству их подготовки. А если есть спрос на качество, то вырастет и спрос на обучение”, — уверен Дмитрий Гудзенко.
Дмитрий Изместьев считает, что когда в организациях станут относиться к ИТ-обучению как к инструменту повышения эффективности работы предприятия в целом, тогда и спрос на него кардинально изменится — и количественно, и качественно.