Из недавнего исследования Оксфордского университета следует, что крупные ИТ-проекты оказываются неудачными в 20 раз чаще других бизнес-проектов.
ИТ-проекты обходятся в среднем на 27% дороже, а сроки их реализации оказываются на 55% длиннее, чем первоначально планируется, сообщили 22 августа исследователи BT Centre for Major Program Management при Said Business School Оксфордского университета. Они проанализировали 1471 глобальный проект последних 10 лет, в которых организации модернизировали свои ИТ-системы. Суммарные затраты на эти проекты составили 245 млрд. долл. при средней стоимости одного проекта 170 млн. долл.
Сравнив намечаемые бюджеты и оценки экономических выгод проектов с реальными затратами и результатами, исследователи выяснили, что руководители ИТ-проектов в своем планировании не принимали в расчет непредсказуемые события. Вместо этого за ориентир бралась средняя эффективность прошлых проектов. Когда же проекты выбивались из-под контроля, в зоне риска оказывались не только карьеры менеджеров, но и будущее организаций.
“Сегодняшние ИТ-проекты настолько масштабны и затрагивают так много аспектов бизнеса, государственного управления и жизни людей, что это ставит перед топ-менеджерами совершенно новые и необычные задачи”, — заметил проф. Брент Фливбьерг, основатель, руководитель и главный исследователь Major Program Management. Если компания натыкается на трудности и не справляется с возросшими затратами и проект становится неуправляемым, он может нанести тяжелый удар.
При среднестатистическом превышении бюджета на 27% некоторые из проектов сталкиваются с нестандартными, крайне серьезными обстоятельствами, которые было бы желательно предвидеть на старте. Исследователи называют такие ИТ-проекты “черными лебедями” и отмечают, что проблемы обычно всплывают к концу этих проектов и застают врасплох их руководителей. “Черные лебеди” практически непредсказуемы и при этом выходят за рамки бюджета в среднем на 197% и занимают на 68% больше планируемого времени.
“Любая компания, замахивающаяся на крупный технологический проект, должна себя спросить, хватит ли у нее ресурсов, чтобы выдержать превышение исходного бюджета на 400%. Не думайте, что эта цифра так уж завышена — как показывает наше исследование, зачастую возникает потребность и в таких затратах”, — сказал Фливбьерг.
Нет особых признаков, что какие-то отрасли подвержены этим ситуациям больше других, однако исследователи установили, что есть типы проектов, которые с большей вероятностью выходят из-под контроля. Например, для проектов, связанных с аппаратной инфраструктурой, риск выхода за рамки бюджета низок, тогда как для софтверных проектов — высок.
Хотя базой исследования во многом послужили проекты государственных организаций США, его авторы отмечают, что для частных компаний или европейских организаций характерна аналогичная статистика.
“Принято думать, что госсектор использует ИТ менее эффективно, чем частный бизнес, однако наши данные говорят о том, что в частном секторе дела обстоят не лучше”, — сообщил Фливбьерг.
Организации должны помнить про рамки своих проектов и принимать каждое решение, учитывая деловые выгоды. Только в 20% обследованных проектов до принятия решений анализировались их ожидаемые результаты.
Неудачные ИТ-проекты подкосили хорошо известные бренды, например Kmart или вторую по величине американскую компанию по производству автомобильных стекол Autowindscreens. Эти компании потерпели крах при попытке реализовать крупные ИТ-проекты, а другие, например Airbus, Levi-Strauss, TollCollect и Hershey's, из-за схожих проблем пребывали на грани краха, выяснили исследователи из Оксфорда. По словам Фливбьерга, он не удивится, если в ближайшем будущем по тем же причинам рухнет еще одна крупная, хорошо известная компания.
Компании должны более пристально оценивать маловероятные, но опасные по последствиям риски и уровень собственной компетенции при реализации проекта. ИТ-менеджерам также надо учитывать проблемы совместимости ПО и другие существующие или прогнозируемые экономические факторы, способные затормозить реализацию проекта и привести к росту затрат.
Планируя бюджеты и сроки ИТ-проектов, их руководители не оценивают маловероятные, но опасные по последствиям риски.