Кризис вызвал некоторые изменения на российском рынке ИТ-обучения. Переменам способствовало и то, что два крупнейших ИТ-игрока — Microsoft и Cisco — в прошлом году поменяли свои партнерские программы, в том числе и по ИТ-обучению. На рынке труда также появились новые тенденции.
Как объяснил Дмитрий Изместьев, директор “Сетевой академии ЛАНИТ”, рынок ИТ-обучения повторяет динамику ИТ-рынка, но с запозданием на полгода-год: “Когда ИТ-рынок упал, мы еще продолжали выполнять запланированные ранее заказы. Аналогичная динамика наблюдается и сейчас. В прошлом году рост бизнеса нашей академии не превышал 10%, хотя ИТ-рынок рос гораздо быстрее, а в 2011-м подъем у нас уже достиг порядка 30%”.
Что касается рынка ИТ-обучения в целом, то, по оценке г-на Изместьева, в 2011-м его объем вырос на 7—10%, и это не позволило вернуться на докризисный уровень, так как, по данным IDC, в 2009-м спад достиг 40%.
Произошли изменения и в основных сегментах рынка ИТ-обучения. Как известно, значительную его часть составляет государственный сектор, например, у “Сетевой академии ЛАНИТ” около половины дохода поступает от госпроектов. Но после кризиса госзаказ сильно сократился в связи с переходом властей на режим экономии. “Сейчас ситуация улучшается, — сказал Дмитрий Изместьев. — Появляются проекты, в которых затраты на обучение достигают нескольких сот миллионов рублей, например проект “ЭОР-11”, направленный на развитие электронных образовательных ресурсов. Это хороший знак, но тем не менее объем данного сегмента еще не тот, что был до кризиса”. Он посетовал на то, что у государства мало проектов, связанных с авторизованным обучением: “Хорошо бы чиновники поняли, что это — самый качественный вид обучения. Но пока что государство как крупнейший заказчик диктует свои требования”.
Помимо государственного на рынке ИТ-обучения есть еще два сегмента: частный и корпоративный. Как отметил Дмитрий Изместьев, в кризис корпоративный сегмент сильно просел, а частный, напротив, вырос, хотя и не так бурно, как в кризис 1998-го. Однако сейчас и там начался спад, потому что с повышением уровня занятости люди стали работать вместо того, чтобы учиться, а корпоративный сегмент стал расти, так как появились ИТ-проекты, а вслед за ними пошло и обучение.
Из-за падения спроса на обучение произошло перераспределение рынка: некоторые учебные центры закрылись или слились с другими. “Но это не носило массового характера, — сказал Дмитрий Изместьев. — Особенно сильно кризис ударил по специализированным центрам, например таким, которые занимались подготовкой разработчиков. Да и сейчас темпы роста рынка обучения еще невелики, и, возможно, учебных центров станет еще меньше”.
Чтобы пережить трудные времена, учебные центры были вынуждены вносить изменения в свою работу. Некоторые диверсифицировали бизнес и вышли на новые направления, зачастую не очень связанные с ИТ. Скажем, “Сетевая академия ЛАНИТ” стала продвигать программы по энергосбережению.
Другим методом борьбы с кризисом стали инновации. “В прошлом году мы ввели новый формат: персональное обучение, — рассказал Дмитрий Изместьев. — Идея состоит в замене лекций на видео. В результате в одном классе могут одновременно учиться слушатели разных курсов, а у преподавателя остается больше времени на персональное общение”. По его мнению, такой подход имеет ряд преимуществ: каждый может учиться в своем темпе, план обучения и расписание составляются индивидуально, можно не ждать набора группы и прерваться в любой момент. В новом формате уже прошли обучение несколько сот человек, и, судя по ответам слушателей, такие курсы они ценят выше, чем традиционные, а пройдя их, лучше сдают экзамены на сертификацию.
Наличие сертификата ценится на рынке труда. Согласно исследованию Cisco и “Сетевой академии ЛАНИТ”, с ростом уровня сертификации растет зарплата, а опрос Microsoft и HeadHunter показал, что разница в зарплате сертифицированных специалистов (для сертификаций среднего уровня) и тех, кто не имеет статуса, составляет 12—45%. “Но у нас многие еще не готовы вкладывать деньги в сертификацию, — посетовал Дмитрий Изместьев. — Как главную причину более половины респондентов указали нехватку денег на оплату теста. Люди не понимают, что эти инвестиции быстро окупятся благодаря росту зарплаты”.
В этом году “Сетевая академия ЛАНИТ” расширяет применение персонального обучения: курсы Microsoft уже переведены в этот формат, на очереди — обучение по Cisco. Кроме того, есть идея опробовать такую форму в дистанционном режиме. Но главное, “Сетевая академия” собирается поделиться своими наработками с другими игроками рынка. “Мы не хотим быть единственными, кто предлагает персональное обучение в России, так как всю страну своими силами нам не охватить”, — объяснил Дмитрий Изместьев.
Российский рынок труда тоже претерпел некоторые изменения. Так, по данным портала superjob.ru, отслеживающего динамику не только ИТ-сегмента, но всего рынка, к январю 2009-го количество вакансий резко снизилось, а число резюме так же резко увеличилось. Но в январе 2010-го произошел перелом, темпы роста количества вакансий стали быстро увеличиваться и в мае — июне превысили аналогичный показатель для резюме. Теперь обе кривые плавно идут вверх, но темпы роста вакансий всё равно выше, чем резюме.
Что касается вакансий по ИТ-специальностям, то, по данным компании HeadHunter, в 2011-м их число выросло на 40% по сравнению с 2010-м. Зарплаты ИТ-специалистов тоже растут и в среднем уже превысили докризисный уровень.
Судя по всему, в будущем спрос на ИТ-профессионалов будет только увеличиваться, поскольку, согласно исследованию ассоциации АПКИТ, потребность в них растет, а количество выпускников сокращается из-за демографического спада (в 2015-м их будет вдвое меньше, чем было в 2009-м).
Рассматривая последние события на рынке труда, Надежда Шалашилина, директор по персоналу ЛАНИТ, отметила, что сейчас активно расширяют свои штаты некоторые западные ИТ- и консалтинговые компании (например, Oracle), а российские компании не из ИТ-отрасли активно привлекают ИТ-специалистов и открывают ИТ-подразделения (например, появилась компания “Сбербанк-технологии”). Эти тенденции лишний раз подтверждают, что дефицит ИТ-специалистов будет нарастать. “Необходимо разработать такие технологии обучения, которые позволят сократить разрыв между началом учебы и получением отдачи”, — считает Надежда Шалашилина.